воскресенье, 4 октября 2015 г.

Альтернативная социометрия по методике изометрического построения матрицы коллектива "Арт-коллаж" от Людмилы ПЕТКО

Проведение альтернативной социометрии по методике изометрического построения матрицы коллектива "Арт-коллаж"

Материалы, необходимые для работы:

1. Листочки бумаги по количеству участников в группе + 3 размером 10 Х15 для создания портретов участников группы. Изначально размер листочков ограничивает возможность поместить всех членов группы на общем листе размером А4, что требует от клиента определённой стратегии по размещению всех на общем коллаже.

2. Персональный лист каждому участнику для создания общего коллажа формата А4.
3. Качественные фломастеры или восковые карандаши для рисования. Ограничений по цвету нет, что тоже выступает диагностическим компонентом при анализе завершённой работы.
4. Клей или двухсторонний скотч и ножницы для фиксации портретов на общем листе .


Инструкция по реализации техники.
Создание арт-коллажа «Компания» удобная форма социометрической диагностики психолога при работе с коллективом. Каждый участник создает свой арт-коллаж группы. На отдельных листочках бумаги рисуем упрощённое или комическое изображения всех членов группы (семья, класс, рабочий коллектив и др.), вырезает их и размещает на отдельном общем большом листе бумаги формата А4.

Все изображения фиксируются на листе с помощью двухстороннего скотча или клея. Данная техника выступает как альтернативная форма анализа отношений, метод социометрического анализа статуса в коллективе. Так лидеры, как правило, размещаются в центре листа бумаги. Люди с проблемами в адаптации, не помещаются на листе или сильно прикрываются изображениями других участников группы.


Психолог получает много информации по портретному представлению участников и по месту расположения на общем листе. Важной частью анализа выступает анализ возможного соседства, что указывает на приоритетный выбор данного участника по отношению к другим членам группы.

Что важно заметить при работе с арт-коллажем «Компания»:
- люди, которые изображены самыми большими (признак значимости и важности для коллектива данной персоны);


- люди, которые не изображены в коллаже, но в реальности участвуют в жизни коллектива (признак игнорирования персоны или вытеснения с коллективного пространства);- кто изображен с детализацией, а кто символично;

- анализ цветового исполнения портрета;
- отрезания изображений определённых участников группы;
- сравнения работ всей группы;
- анализ портрета каждого из участников можно проводить по рисуночной методике «Автопортрет».


Вопросы для анализа техники:

1. Как создавались портреты?
2. Чей портрет создать было тяжело и чей легко?
3. Какой портрет понравился больше всего, а чей портрет не удался?
4. Кого хотелось бы изменить или перерисовать почему?


5. Какие коллажи участников группы похожи и чем?
6. Что дало группе выполнения такой техники?
7. Что узнали нового друг про друга?
8. Какие выводы можно сделать?


Реализация такой техники выступает психологическим срезом отношений в коллективе, и раскрывает тайные, внутренние связи. Актуализировать важные и нужные механизмы взаимоотношений для формирования команды для продуктивной общей деятельности. Важно обсудить проблемные вопросы для профилактики латентных конфликтов в группе.

к.псих.н. ЛЮДМИЛА ПЕТКО

1 комментарий:

  1. Алексей Владимирович, спасибо большое за оперативность).Эта методика в разы упрощает нашу работу по социометрическому построению структуры коллектива. и мальчишкам интереснее и нам информативнее.Замечательно, что можно ей поделится с коллегами.

    ОтветитьУдалить