Блог продолжает знакомить читателя с журналом "Военный психолог" №4. Главный редактор журнала психолог Наталья САВЕЛЬЕВА провела опрос среди участников VI Всеармейского конкурса специалистов психологической работы ВС РФ и выяснила, что в рейтинге упражнений, показанных участниками, лидирует упражнение верёвочного курса с условным наименованием "Ведро".
Участник конкурса от Тихоокеанского флота психолог авиабазы морской авиации (МА ТОФ) Ольга ЛОГВИНОВА представила на суд жюри и коллег данное упражнение в ходе отработки конкурсного задания. При чём, это произошло СЛУЧАЙНО, так расположились звёзды, но ничего случайного не бывает. Если бы Ольге Витальевне выпал ДРУГОЙ порядковый номер и ДРУГОЙ билет, никакого "Ведра" никто бы не увидел.
Тем более, что данное упражнение, как КОЗЫРНЫЙ ТУЗ было припасено на всякий случай и он представился. Можно долго описывать, как Ольга Витальевна СОПРОТИВЛЯЛАСЬ и НЕ ХОТЕЛА ТАЩИТЬ пластиковое ведро и "километры" верёвок в Хабаровск. Но я настоял, как чувствовал, а ведь её могли и не пустить в самолёт с таким оригинальным грузом.
- Все люди, как люди, а я иду на посадку в самолёт с ПУСТЫМ ПЛАСТИКОВЫМ ВЕДРОМ и тащу бельевые верёвки))), - со смехом вспоминает Ольга ЛОГВИНОВА. Решением Натальи САВЕЛЬЕВОЙ, упражнение верёвочного курса "Ведро" попало в раздел "Методическая копилка" журнала "Военный психолог". Давайте раздел почитаем с моими комментариями и дополнениями.
В ходе VI Всеармейского конкурса специалистов психологической работы ВС РФ на полигоне учебного центра при подготовке экипажа танка к стрельбе штатным снарядом конкурсант – психолог морской авиации Тихоокеанского флота Ольга ЛОГВИНОВА применила упражнение верёвочного курса под условным наименованием «Ведро». Ольга Витальевна активно использует данное упражнение в работе с лётными экипажами и техническими специалистами авиабазы, в которой работает штатным психологом.
прим. - Сразу лирическое отступление. Данное упражнение Ольга ЛОГВИНОВА использует в своей работе недавно, но его применение в ходе совместного тренинга с лётчиками и техническими специалистами одного из экипажей накануне конкурса имело эффект РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ и НЕ ОСТАВИЛО НИКОГО РАВНОДУШНЫМ.
Корреспондент журнала «Военный психолог» Алексей ПЕЛЕВИН ( прим. - нештатный корреспондент) попросил прокомментировать данное упражнение ведущего специалиста Центра психологической работы Тихоокеанского флота клинического психолога Евгению АНДРУШКО (на фото). Евгения Альбертовна принимала самое активное участие в подготовке Ольги ЛОГВИНОВОЙ к финалу VI Всеармейского конкурс специалистов психологической работы ВС РФ.
Цель тренинга «Ведро»: координация совместных действий, поиск способов решения поставленной задачи, сплочение подразделения, диагностика индивидуальных особенностей (личностных качеств) военнослужащих, межличностных отношений в группе.
Категория участников: военнослужащие всех категорий и члены их семей.
Количество групп: 2-3. Количество человек в группе: 3-6 человек.
Продолжительность тренинга: до 2 часов.
Форма работы: групповая. Военнослужащие разбиваются на группы из расчёта: 3 участника (экипаж танка), 4 участника (экипаж самолёта) и т.д. Может участвовать и одна группа.
Место проведения: свободная площадка от 10 х10 метров и более (полигон, аэродром, плац воинской части). Форма одежды: без ограничений.
Реквизит: ВИТАЯ ВЕРЁВКА (30-35 метров), ЯРКОЕ (жёлтое, красное, зелёное, оранжевое) пластиковое ведро с крышкой объёмом 3 литра, ёмкость с водой (1.5 литровые пластиковые бутылки), свисток, секундомер (часы).
Изготовление тренажера (мягкого, веревочного): проделать в пластиковой крышке отверстия (варианты от 3 до 6), разрезать веревку на отрезки одинаковые по длине 4-5 метра, зафиксировать концы верёвки на крышке в зависимости от числа участников, проверить верёвочное натяжение.
Начало каждой верёвочной нити должно быть закреплено мягко, с возможностью скольжения. Конец нити остается свободным с возможностью закрепления на руке участника тренинга. Перекрутить и смотать концы нитей верёвки В КЛУБОК.
Ожидаемые результаты тренинга: повышение взаимного доверия, чувства уверенности в себе; развитие навыков формирования цели; формирование НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ; выявление у участников новых внутренних ресурсов для решения поставленных задач.
Методика работы: Ведро поставить на крышку, к которой крепятся верёвки. Команда получает одну попытку – тренировочную (с пустым ведром), вторую попытку — контрольную, но можно этого и не делать. Ведро участники наполняют водой САМОСТОЯТЕЛЬНО (одна четверть и более).
Для усложнения упражнения и ОТРАБОТКИ СЛАЖЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ участникам команды рекомендуется двигаться по кругу (вариант А) в центре площадки, по спирали с равномерной скоростью (вариант Б), вокруг предмета (БМП, танк, самолёт, пушка, командир войсковой части ) (вариант В).
Инструкция участникам: необходимо из пункта «А» в пункт «С» доставить ведро с водой равномерной скоростью относительно друг друга (участников) или другой команды. Победителем считается та команда, участники которой отработали слаженно, равномерно и пришли первыми к финишу, не пролив воду.
Примерный ПРОТОКОЛ ТРЕНИНГА
№ п/п Группа (участники) роль Время (мин) Ошибки
Двигательная активность Вербальная активность
1 Иванов подчиненный 10 -3 слабая низкая
2 Петров подчиненный 10 +1 нерешительный оправдывается
3 Сидоров ведомый 10 +1 вялый скомканная речь
4 Егоров лидер 10 +7 импульсивный высокая
№ п/п Группа (участники)
Число речевых реакций указания просьбы советы оскорбления
1 Иванов - постоянно - -
2 Петров - + - -
3 Сидоров - + - -
4 Егоров +++ - команды ++++
Вывод: по результатам наблюдения за поведением в групповом тренинге рекомендовано:
1. Сержанту Егорову - углубленная психодиагностика.
2. Рядовому Иванову - медицинское обследование на предмет хронической усталости.
3. Рядовым Петрову, Сидорову — психолого - педагогическое сопровождение командира взвода (роты) и психолога войсковой части.
Ведущий психолог войсковой части 00000 ___________________ А. Солдатова
Методические рекомендации. Ведущий тренинга должен четко формулировать задание и убедиться, что его поняли участники. Ведущему ЗАПРЕЩАЕТСЯ вмешиваться в работу группы (подсказывать решения), он НЕ ИМЕЕТ ПРАВА КРИТИКОВАТЬ, ОСУЖДАТЬ любого участника в присутствии других участников или за их спиной. Ведущий должен быть жизнерадостным и поддерживать общее хорошее настроение группы, оказывать моральную поддержку участникам, но не подталкивать их к более активному участию в тренинге.
Главная задача ведущего - психологический анализ, наблюдение за поведением, самовыражением участников, их общением, культурой движения, распределением функций между участниками взаимосвязанной психомоторной деятельности, вербальной активностью (культурой речи).
В протоколе тренинга фиксируется время, ошибки, вербальная активность, число речевых реакций (лидерские, ведомое поведение, осторожность, терпение, решительность, направленность на выполнение поставленной задачи и др.), число двигательных реакций, не скоординированных движений тела не соразмеренных с заданием.
После окончания тренинга с военнослужащими рекомендуется провести занятие по саморегуляции, включающее дыхательные упражнения, снятие напряжения мышечного тонуса, выравнивание настроения.
Так же после тренинга проводится РЕФЛЕКСИЯ, которая включает обсуждение, высказывание собственного мнения каждым участником группы (рефлексивный компонент). Ведущий предлагает всем участникам сесть в круг и по очереди описать свое состояние, эмоции на момент начала работы и по ее окончанию.
Участники делятся своими впечатлениями, что способствует развитию у них навыков общения с другими участниками группы. Обмен впечатлениями придает завершенность тренингу (эмоционально - завершающий компонент).
По результатам тренинга психолог докладывает по команде свои рекомендации: направление военнослужащего на консультацию к психиатру, оказание психолого-педагогической помощи, психологического сопровождения, проведение индивидуальной работы и др.
Наблюдения за ходом упражнения «Ведро» от Алексея ПЕЛЕВИНА.
Спасибо ведущему психологу ЦПР ТОФ Евгении АНДРУШКО за столь подробную методическую установку на упражнение. Сейчас Евгения Альбертовна повышает свою квалификацию в Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова и готовит МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ в помощь флотским психологам, куда войдёт данное упражнение, упражнение "Лассо" и другие интересные методики верёвочного курса и не только.
Теперь и я скажу за "Ведро". На первом этапе психолог должен ЧЁТКО ПОСТАВИТЬ ЗАДАЧУ, но НЕ ПОМОГАТЬ участникам подготовить конструкцию. Участники, как правило, не учитывают, что верёвка ВИТАЯ и концы ПЕРЕКРУЧЕНЫ (тест на сообразительность). Первое ведро с водой ДОЛЖНО опрокинуться сразу. Это заставляет задуматься, что не всё так просто, как кажется.
Чем длиннее концы верёвки, тем СЛОЖНЕЕ выполнить поставленную задачу. Дополнительный бонус – порывы ветра, которые раскачивают конструкцию. Возможно, предусмотреть перенос конструкции с ведром через препятствие, т.к. чем выше ведро поднимаешь, тем более неустойчива конструкция. Попробуйте сами.
Ярко жёлтое, красное или оранжевое ведро вносит дополнительный колорит в «серо-зелёные» будни. Упражнение «затягивает» и участники сами порой начинают проявлять инициативу – усложнять себе задачу, к примеру, бегать вокруг самолёта кругами на время.
Кстати о воде. Нужно иметь запас воды. На тренинге в Кневичах, "народ" вошёл в такой раж, когда опрокинул пятое или шестое ведро, что бегал до ближайшей лужи и черпал воду там.
Совершенству нет придела и можно на одно ведро поставить сверху пирамиду из вёдер меньших размеров, либо ведро заменить мячом, который будет постоянно скатываться и падать. Дерзайте!
Особая благодарность психологу Оксане БАБЧЕНКО, ведь это благодаря её фотоотчёту о проведённом тренинге с личным составом на Камчатке, данное упражнение взяла на вооружение Ольга ЛОГВИНОВА и другие флотские психологи.
Владивосток – Западные Кневичи - п.Князе-Волконское. Июнь 2015 г.
Участник конкурса от Тихоокеанского флота психолог авиабазы морской авиации (МА ТОФ) Ольга ЛОГВИНОВА представила на суд жюри и коллег данное упражнение в ходе отработки конкурсного задания. При чём, это произошло СЛУЧАЙНО, так расположились звёзды, но ничего случайного не бывает. Если бы Ольге Витальевне выпал ДРУГОЙ порядковый номер и ДРУГОЙ билет, никакого "Ведра" никто бы не увидел.
Тем более, что данное упражнение, как КОЗЫРНЫЙ ТУЗ было припасено на всякий случай и он представился. Можно долго описывать, как Ольга Витальевна СОПРОТИВЛЯЛАСЬ и НЕ ХОТЕЛА ТАЩИТЬ пластиковое ведро и "километры" верёвок в Хабаровск. Но я настоял, как чувствовал, а ведь её могли и не пустить в самолёт с таким оригинальным грузом.
- Все люди, как люди, а я иду на посадку в самолёт с ПУСТЫМ ПЛАСТИКОВЫМ ВЕДРОМ и тащу бельевые верёвки))), - со смехом вспоминает Ольга ЛОГВИНОВА. Решением Натальи САВЕЛЬЕВОЙ, упражнение верёвочного курса "Ведро" попало в раздел "Методическая копилка" журнала "Военный психолог". Давайте раздел почитаем с моими комментариями и дополнениями.
В ходе VI Всеармейского конкурса специалистов психологической работы ВС РФ на полигоне учебного центра при подготовке экипажа танка к стрельбе штатным снарядом конкурсант – психолог морской авиации Тихоокеанского флота Ольга ЛОГВИНОВА применила упражнение верёвочного курса под условным наименованием «Ведро». Ольга Витальевна активно использует данное упражнение в работе с лётными экипажами и техническими специалистами авиабазы, в которой работает штатным психологом.
прим. - Сразу лирическое отступление. Данное упражнение Ольга ЛОГВИНОВА использует в своей работе недавно, но его применение в ходе совместного тренинга с лётчиками и техническими специалистами одного из экипажей накануне конкурса имело эффект РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ и НЕ ОСТАВИЛО НИКОГО РАВНОДУШНЫМ.
Корреспондент журнала «Военный психолог» Алексей ПЕЛЕВИН ( прим. - нештатный корреспондент) попросил прокомментировать данное упражнение ведущего специалиста Центра психологической работы Тихоокеанского флота клинического психолога Евгению АНДРУШКО (на фото). Евгения Альбертовна принимала самое активное участие в подготовке Ольги ЛОГВИНОВОЙ к финалу VI Всеармейского конкурс специалистов психологической работы ВС РФ.
Цель тренинга «Ведро»: координация совместных действий, поиск способов решения поставленной задачи, сплочение подразделения, диагностика индивидуальных особенностей (личностных качеств) военнослужащих, межличностных отношений в группе.
Категория участников: военнослужащие всех категорий и члены их семей.
Количество групп: 2-3. Количество человек в группе: 3-6 человек.
Продолжительность тренинга: до 2 часов.
Форма работы: групповая. Военнослужащие разбиваются на группы из расчёта: 3 участника (экипаж танка), 4 участника (экипаж самолёта) и т.д. Может участвовать и одна группа.
Место проведения: свободная площадка от 10 х10 метров и более (полигон, аэродром, плац воинской части). Форма одежды: без ограничений.
Реквизит: ВИТАЯ ВЕРЁВКА (30-35 метров), ЯРКОЕ (жёлтое, красное, зелёное, оранжевое) пластиковое ведро с крышкой объёмом 3 литра, ёмкость с водой (1.5 литровые пластиковые бутылки), свисток, секундомер (часы).
Изготовление тренажера (мягкого, веревочного): проделать в пластиковой крышке отверстия (варианты от 3 до 6), разрезать веревку на отрезки одинаковые по длине 4-5 метра, зафиксировать концы верёвки на крышке в зависимости от числа участников, проверить верёвочное натяжение.
Начало каждой верёвочной нити должно быть закреплено мягко, с возможностью скольжения. Конец нити остается свободным с возможностью закрепления на руке участника тренинга. Перекрутить и смотать концы нитей верёвки В КЛУБОК.
Ожидаемые результаты тренинга: повышение взаимного доверия, чувства уверенности в себе; развитие навыков формирования цели; формирование НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ; выявление у участников новых внутренних ресурсов для решения поставленных задач.
Методика работы: Ведро поставить на крышку, к которой крепятся верёвки. Команда получает одну попытку – тренировочную (с пустым ведром), вторую попытку — контрольную, но можно этого и не делать. Ведро участники наполняют водой САМОСТОЯТЕЛЬНО (одна четверть и более).
Для усложнения упражнения и ОТРАБОТКИ СЛАЖЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ участникам команды рекомендуется двигаться по кругу (вариант А) в центре площадки, по спирали с равномерной скоростью (вариант Б), вокруг предмета (БМП, танк, самолёт, пушка, командир войсковой части ) (вариант В).
Инструкция участникам: необходимо из пункта «А» в пункт «С» доставить ведро с водой равномерной скоростью относительно друг друга (участников) или другой команды. Победителем считается та команда, участники которой отработали слаженно, равномерно и пришли первыми к финишу, не пролив воду.
Примерный ПРОТОКОЛ ТРЕНИНГА
№ п/п Группа (участники) роль Время (мин) Ошибки
Двигательная активность Вербальная активность
1 Иванов подчиненный 10 -3 слабая низкая
2 Петров подчиненный 10 +1 нерешительный оправдывается
3 Сидоров ведомый 10 +1 вялый скомканная речь
4 Егоров лидер 10 +7 импульсивный высокая
№ п/п Группа (участники)
Число речевых реакций указания просьбы советы оскорбления
1 Иванов - постоянно - -
2 Петров - + - -
3 Сидоров - + - -
4 Егоров +++ - команды ++++
Вывод: по результатам наблюдения за поведением в групповом тренинге рекомендовано:
1. Сержанту Егорову - углубленная психодиагностика.
2. Рядовому Иванову - медицинское обследование на предмет хронической усталости.
3. Рядовым Петрову, Сидорову — психолого - педагогическое сопровождение командира взвода (роты) и психолога войсковой части.
Ведущий психолог войсковой части 00000 ___________________ А. Солдатова
Методические рекомендации. Ведущий тренинга должен четко формулировать задание и убедиться, что его поняли участники. Ведущему ЗАПРЕЩАЕТСЯ вмешиваться в работу группы (подсказывать решения), он НЕ ИМЕЕТ ПРАВА КРИТИКОВАТЬ, ОСУЖДАТЬ любого участника в присутствии других участников или за их спиной. Ведущий должен быть жизнерадостным и поддерживать общее хорошее настроение группы, оказывать моральную поддержку участникам, но не подталкивать их к более активному участию в тренинге.
Главная задача ведущего - психологический анализ, наблюдение за поведением, самовыражением участников, их общением, культурой движения, распределением функций между участниками взаимосвязанной психомоторной деятельности, вербальной активностью (культурой речи).
В протоколе тренинга фиксируется время, ошибки, вербальная активность, число речевых реакций (лидерские, ведомое поведение, осторожность, терпение, решительность, направленность на выполнение поставленной задачи и др.), число двигательных реакций, не скоординированных движений тела не соразмеренных с заданием.
После окончания тренинга с военнослужащими рекомендуется провести занятие по саморегуляции, включающее дыхательные упражнения, снятие напряжения мышечного тонуса, выравнивание настроения.
Так же после тренинга проводится РЕФЛЕКСИЯ, которая включает обсуждение, высказывание собственного мнения каждым участником группы (рефлексивный компонент). Ведущий предлагает всем участникам сесть в круг и по очереди описать свое состояние, эмоции на момент начала работы и по ее окончанию.
Участники делятся своими впечатлениями, что способствует развитию у них навыков общения с другими участниками группы. Обмен впечатлениями придает завершенность тренингу (эмоционально - завершающий компонент).
По результатам тренинга психолог докладывает по команде свои рекомендации: направление военнослужащего на консультацию к психиатру, оказание психолого-педагогической помощи, психологического сопровождения, проведение индивидуальной работы и др.
Наблюдения за ходом упражнения «Ведро» от Алексея ПЕЛЕВИНА.
Спасибо ведущему психологу ЦПР ТОФ Евгении АНДРУШКО за столь подробную методическую установку на упражнение. Сейчас Евгения Альбертовна повышает свою квалификацию в Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова и готовит МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ в помощь флотским психологам, куда войдёт данное упражнение, упражнение "Лассо" и другие интересные методики верёвочного курса и не только.
Теперь и я скажу за "Ведро". На первом этапе психолог должен ЧЁТКО ПОСТАВИТЬ ЗАДАЧУ, но НЕ ПОМОГАТЬ участникам подготовить конструкцию. Участники, как правило, не учитывают, что верёвка ВИТАЯ и концы ПЕРЕКРУЧЕНЫ (тест на сообразительность). Первое ведро с водой ДОЛЖНО опрокинуться сразу. Это заставляет задуматься, что не всё так просто, как кажется.
Чем длиннее концы верёвки, тем СЛОЖНЕЕ выполнить поставленную задачу. Дополнительный бонус – порывы ветра, которые раскачивают конструкцию. Возможно, предусмотреть перенос конструкции с ведром через препятствие, т.к. чем выше ведро поднимаешь, тем более неустойчива конструкция. Попробуйте сами.
Ярко жёлтое, красное или оранжевое ведро вносит дополнительный колорит в «серо-зелёные» будни. Упражнение «затягивает» и участники сами порой начинают проявлять инициативу – усложнять себе задачу, к примеру, бегать вокруг самолёта кругами на время.
Кстати о воде. Нужно иметь запас воды. На тренинге в Кневичах, "народ" вошёл в такой раж, когда опрокинул пятое или шестое ведро, что бегал до ближайшей лужи и черпал воду там.
Совершенству нет придела и можно на одно ведро поставить сверху пирамиду из вёдер меньших размеров, либо ведро заменить мячом, который будет постоянно скатываться и падать. Дерзайте!
Особая благодарность психологу Оксане БАБЧЕНКО, ведь это благодаря её фотоотчёту о проведённом тренинге с личным составом на Камчатке, данное упражнение взяла на вооружение Ольга ЛОГВИНОВА и другие флотские психологи.
Владивосток – Западные Кневичи - п.Князе-Волконское. Июнь 2015 г.
Ольга ЛОГВИНОВА провела тренинг на авиабазе Кневичи. Фото
Ольга ЛОГВИНОВА посетила редакцию флотской газеты "Боевая вахта"
Комментариев нет:
Отправить комментарий