Главный редактор журнала "Военный психолог" Наталья САВЕЛЬЕВА затронула на его страницах тему психологической подготовки экипажа корабля к борьбе за живучесть. Сегодня я завершаю публикацию записок Ивана Петровича ВИННИКА - командира большого противолодочного корабля (БПК) «Отважный» (ЧФ), погибшего 30 августа 1974 года на Черном море.
Начали работу комиссия флота и государственная комиссия Министерства обороны. В ходе расследований установлено, что основной причиной ГИБЕЛИ КОРАБЛЯ явился взрыв в кормовом ракетном погребе, где находилось 16 ракет, по 8 шт. в барабане.
Высказывалось ШЕСТЬ ВЕРСИЙ возникновения напряжения в цепи пиропатрона запуска маршевого двигателя, что привело к ВЗРЫВУ РАКЕТ. В ходе расследования комиссия установила, что наряду с положительными и даже ГЕРОИЧЕСКИМИ действиями членов экипажа были и случаи НЕПРАВИЛЬНЫХ и НЕУМЕЛЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Так, мичман А.И. ШУПОРТЯК, старшина команды предстартовой подготовки, находясь на своем боевом посту в ПКСе, услышав треск, шум и наблюдая огонь в 8-м ракетном погребе, РАСТЕРЯЛСЯ, не включил орошение погреба, дал команду «Всем наверх». Сам с подчиненными ПОКИНУЛ БОЕВОЙ ПОСТ, тем самым нарушил требования Боевого устава и боевой инструкции.
Командир кормовой ракетной батареи старший лейтенант В.М. Пяткин, получив доклад от мичмана Шупортяка о том, что в 8-м погребе возник пожар от работы двигателя ракеты, не доложил на КП БЧ-2, БРОСИЛ СВОЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ, не отдав никакого приказания личному составу поста, побежал сам, чтобы включить орошение погреба, но не смог, т.к. уже произошел взрыв.
Дневальный по 4-му кубрику матрос Цыганок услышав гул и скрежет в погребе № 8, НЕ ДОЛОЖИЛ вахтенному офицеру, а выбежал из кубрика вслед за мичманом Шупортяком, чем также НАРУШИЛ инструкцию дневального по кубрику.
Обстоятельный анализ и разбор государственной комиссией данной катастрофы корабля показывает, что двигатель ракеты работал 22 секунды, а включение орошения (первые капли) появляются через 50 секунд, что было проверено на БПК «Решительный».
Т.е. даже если бы мичман Шупортяк разбил стекло и включил кнопку «Орошение», ВЗРЫВА БЫ ОН НЕ ПРЕДОТВРАТИЛ, т.к. двигатель все равно бы работал. Это явные технические недоработки ракетного комплекса (не предусмотрена защита от наведенных токов, не доведено до необходимого времени начало срабатывания орошения и ряд других).
Не продумана и защита от возможной, случайной подачи питания на двигатели ракет. Таким образом команда мичмана Шупортяка «Всем наверх» СПАСЛА еще 3–4 человека экипажа.
Один из адмиралов предложил проверить экипаж на предмет умения бороться за живучесть корабля, на что Главнокомандующий ВМФ сказал: «Прекратите издеваться над личным составом и травмировать его, он в течение шести часов показал, что умеет бороться за живучесть». Был проверен весь экипаж, имеющий классную квалификацию, все подтвердили объем необходимых знаний, поэтому отпало обвинение в адрес командного состава корабля в том, что классность присваивалась формально.
Командир корабля заверил членов комиссии, что с таким личным составом можно идти в бой и добиться победы, а также попросил Главнокомандующего ВМФ СССР не расформировывать экипаж, что и было сделано. Экипаж «Отважного» направили на большой противолодочный корабль «Деятельный», который в это время строился на Керченском судостроительном заводе «Залив».
Спустя длительное время стало известно, что проведенный эксперимент в лабораторных условиях, подобных тем, что произошли 30 августа 1974 года на БПК «Отважный», при обеспечении ракетных стрельб показал: от наведенных токов цепь подрыва пиропатрона маршевого двигaтeля СРАБОТАЛА.
По факту гибели БПК «Отважный» вышел приказ МО СССР, где было сказано: «...командир в сложнейшей обстановке действовал правильно, правильно определил рубежи обороны и организовал борьбу за живучесть корабля, принимал необходимые меры по спасению экипажа и последним покинул корабль...», за что «...командира корабля капитана 2 ранга И.П. Винника с занимаемой должности СНЯТЬ...».
Моменты, указывающие в приказе МО и в Обращении Военного совета ЧФ на ослабление подготовки личного состава по борьбе за живучесть в последнее время, как считал командир, не совсем соответствовали действительности. Учения и тренировки по БЗЖ на «Отважном» проводились ПОСТОЯННО и с высоким качеством, а особое внимание этому и другим важнейшим вопросам отработки экипажа уделялось в последние недели пребывания командира на корабле.
Он знал, кому будет передавать корабль, и не хотел плохо выглядеть в глазах командования. Почти всегда командир лично проводил инструктажи офицеров и мичманов перед учениями по БЗЖ или по организации службы. Это подтверждали все лица командного и личного состава корабля на разборах комиссиями.
На корабле уделялось большое внимание и воспитанию высоких морально-политических и психологических качеств, не забывали и о том, что современная техника требует глубокого изучения, заботливого ухода, строжайшего и пунктуального выполнения всех инструкций и наставлений. Только в этом случае она не подведет.
Воспитывались любовь к кораблю, верность флагу, присяге, безупречная исполнительность. Экипаж был известен не только своими успехами в боевой и политической подготовке. Умели здесь организовать и свой досуг. Любая боевая часть корабля могла выступить с программой художественной самодеятельности. Были певцы и танцоры, музыканты и юмористы. Экипаж жил дружной семьей, и был сплоченный коллектив.
На «Отважном» свято чтили подвиги своих боевых товарищей старшего лейтенанта В. Скосырского и старшины 1 статьи А. Чуйкина, совершенных ими в мирное время и награжденных посмертно орденами Красной Звезды. Был даже гимн БПК «Отважный», где были такие слова:
Мы старших братьев искрами навечно зажжены.
Мы подвигам Скосырского и Чуйкина верны.
Решать задачи сложные умеем до конца.
У моряков «Отважного» отважные сердца…
После выхода Приказа МО СССР и Обращения Военного совета ЧФ на партийном собрании командир корабля докладывал, что каждый офицер не на словах, а на деле ОТРАБАТЫВАЛ ДО АВТОМАТИЗМА действия личного состава в борьбе за живучесть корабля. 30 августа мы находились в реальной боевой обстановке и воочию убедились, что такое боевые повреждения и КАК НУЖНО бороться за живучесть корабля.
Ко всему этому нужно готовиться ЕЖЕДНЕВНО, не условно, а фактически учиться бороться с пожаром и водой и в этих условиях использовать еще и оружие. Командир считал, что все, что можно было практически сделать по БЗЖ корабля, экипажем было сделано. Мы исчерпали все свои корабельные возможности.
Уже после трагической гибели БПК «Отважный» Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в период пребывания в Новороссийске, после доклада ему о случившемся, посетил БПК «Красный Крым», тепло и задушевно беседовал с моряками. В своем выступлении перед экипажем корабля он сказал: «...уж на кого на кого, а на таких моряков мы можем положиться смело. Мы морякам всегда верим!»
капитан 1 ранга запаса Олег ПРИХОДЬКО
бывший командир ЗАБ-3 БПК «Отважный»
Источник - "Флаг Родины" №67 (27125) от 04.09.2015 г.
Начало - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/09/30-1974.html
Продолжение -http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/09/0-1974.html
Есть мнение. Наталья САВЕЛЬЕВА - психолог, которая «сожгла экипаж»
Начали работу комиссия флота и государственная комиссия Министерства обороны. В ходе расследований установлено, что основной причиной ГИБЕЛИ КОРАБЛЯ явился взрыв в кормовом ракетном погребе, где находилось 16 ракет, по 8 шт. в барабане.
Высказывалось ШЕСТЬ ВЕРСИЙ возникновения напряжения в цепи пиропатрона запуска маршевого двигателя, что привело к ВЗРЫВУ РАКЕТ. В ходе расследования комиссия установила, что наряду с положительными и даже ГЕРОИЧЕСКИМИ действиями членов экипажа были и случаи НЕПРАВИЛЬНЫХ и НЕУМЕЛЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Так, мичман А.И. ШУПОРТЯК, старшина команды предстартовой подготовки, находясь на своем боевом посту в ПКСе, услышав треск, шум и наблюдая огонь в 8-м ракетном погребе, РАСТЕРЯЛСЯ, не включил орошение погреба, дал команду «Всем наверх». Сам с подчиненными ПОКИНУЛ БОЕВОЙ ПОСТ, тем самым нарушил требования Боевого устава и боевой инструкции.
Командир кормовой ракетной батареи старший лейтенант В.М. Пяткин, получив доклад от мичмана Шупортяка о том, что в 8-м погребе возник пожар от работы двигателя ракеты, не доложил на КП БЧ-2, БРОСИЛ СВОЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ, не отдав никакого приказания личному составу поста, побежал сам, чтобы включить орошение погреба, но не смог, т.к. уже произошел взрыв.
Дневальный по 4-му кубрику матрос Цыганок услышав гул и скрежет в погребе № 8, НЕ ДОЛОЖИЛ вахтенному офицеру, а выбежал из кубрика вслед за мичманом Шупортяком, чем также НАРУШИЛ инструкцию дневального по кубрику.
Обстоятельный анализ и разбор государственной комиссией данной катастрофы корабля показывает, что двигатель ракеты работал 22 секунды, а включение орошения (первые капли) появляются через 50 секунд, что было проверено на БПК «Решительный».
Т.е. даже если бы мичман Шупортяк разбил стекло и включил кнопку «Орошение», ВЗРЫВА БЫ ОН НЕ ПРЕДОТВРАТИЛ, т.к. двигатель все равно бы работал. Это явные технические недоработки ракетного комплекса (не предусмотрена защита от наведенных токов, не доведено до необходимого времени начало срабатывания орошения и ряд других).
Не продумана и защита от возможной, случайной подачи питания на двигатели ракет. Таким образом команда мичмана Шупортяка «Всем наверх» СПАСЛА еще 3–4 человека экипажа.
Один из адмиралов предложил проверить экипаж на предмет умения бороться за живучесть корабля, на что Главнокомандующий ВМФ сказал: «Прекратите издеваться над личным составом и травмировать его, он в течение шести часов показал, что умеет бороться за живучесть». Был проверен весь экипаж, имеющий классную квалификацию, все подтвердили объем необходимых знаний, поэтому отпало обвинение в адрес командного состава корабля в том, что классность присваивалась формально.
Командир корабля заверил членов комиссии, что с таким личным составом можно идти в бой и добиться победы, а также попросил Главнокомандующего ВМФ СССР не расформировывать экипаж, что и было сделано. Экипаж «Отважного» направили на большой противолодочный корабль «Деятельный», который в это время строился на Керченском судостроительном заводе «Залив».
Спустя длительное время стало известно, что проведенный эксперимент в лабораторных условиях, подобных тем, что произошли 30 августа 1974 года на БПК «Отважный», при обеспечении ракетных стрельб показал: от наведенных токов цепь подрыва пиропатрона маршевого двигaтeля СРАБОТАЛА.
По факту гибели БПК «Отважный» вышел приказ МО СССР, где было сказано: «...командир в сложнейшей обстановке действовал правильно, правильно определил рубежи обороны и организовал борьбу за живучесть корабля, принимал необходимые меры по спасению экипажа и последним покинул корабль...», за что «...командира корабля капитана 2 ранга И.П. Винника с занимаемой должности СНЯТЬ...».
Моменты, указывающие в приказе МО и в Обращении Военного совета ЧФ на ослабление подготовки личного состава по борьбе за живучесть в последнее время, как считал командир, не совсем соответствовали действительности. Учения и тренировки по БЗЖ на «Отважном» проводились ПОСТОЯННО и с высоким качеством, а особое внимание этому и другим важнейшим вопросам отработки экипажа уделялось в последние недели пребывания командира на корабле.
Он знал, кому будет передавать корабль, и не хотел плохо выглядеть в глазах командования. Почти всегда командир лично проводил инструктажи офицеров и мичманов перед учениями по БЗЖ или по организации службы. Это подтверждали все лица командного и личного состава корабля на разборах комиссиями.
На корабле уделялось большое внимание и воспитанию высоких морально-политических и психологических качеств, не забывали и о том, что современная техника требует глубокого изучения, заботливого ухода, строжайшего и пунктуального выполнения всех инструкций и наставлений. Только в этом случае она не подведет.
Воспитывались любовь к кораблю, верность флагу, присяге, безупречная исполнительность. Экипаж был известен не только своими успехами в боевой и политической подготовке. Умели здесь организовать и свой досуг. Любая боевая часть корабля могла выступить с программой художественной самодеятельности. Были певцы и танцоры, музыканты и юмористы. Экипаж жил дружной семьей, и был сплоченный коллектив.
На «Отважном» свято чтили подвиги своих боевых товарищей старшего лейтенанта В. Скосырского и старшины 1 статьи А. Чуйкина, совершенных ими в мирное время и награжденных посмертно орденами Красной Звезды. Был даже гимн БПК «Отважный», где были такие слова:
Мы старших братьев искрами навечно зажжены.
Мы подвигам Скосырского и Чуйкина верны.
Решать задачи сложные умеем до конца.
У моряков «Отважного» отважные сердца…
После выхода Приказа МО СССР и Обращения Военного совета ЧФ на партийном собрании командир корабля докладывал, что каждый офицер не на словах, а на деле ОТРАБАТЫВАЛ ДО АВТОМАТИЗМА действия личного состава в борьбе за живучесть корабля. 30 августа мы находились в реальной боевой обстановке и воочию убедились, что такое боевые повреждения и КАК НУЖНО бороться за живучесть корабля.
Ко всему этому нужно готовиться ЕЖЕДНЕВНО, не условно, а фактически учиться бороться с пожаром и водой и в этих условиях использовать еще и оружие. Командир считал, что все, что можно было практически сделать по БЗЖ корабля, экипажем было сделано. Мы исчерпали все свои корабельные возможности.
Уже после трагической гибели БПК «Отважный» Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в период пребывания в Новороссийске, после доклада ему о случившемся, посетил БПК «Красный Крым», тепло и задушевно беседовал с моряками. В своем выступлении перед экипажем корабля он сказал: «...уж на кого на кого, а на таких моряков мы можем положиться смело. Мы морякам всегда верим!»
капитан 1 ранга запаса Олег ПРИХОДЬКО
бывший командир ЗАБ-3 БПК «Отважный»
Источник - "Флаг Родины" №67 (27125) от 04.09.2015 г.
Начало - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/09/30-1974.html
Продолжение -http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/09/0-1974.html
Есть мнение. Наталья САВЕЛЬЕВА - психолог, которая «сожгла экипаж»
На гранитной плите памятника «Морякам «Отважного» выбиты фамилии двадцати четырех героев, погибших при исполнении воинского долга 30 августа 1974 года. Тело только одного из них – старшины 1 статьи Адама АЧМИЗА – предано земле. Остальные двадцать три покоятся на дне Черного моря. Они просто не вернулись из похода…
АНИКЕЕВ Сергей Алексеевич,
старшина 1 статьи,
курсант 4-го курса ВВМУ им. М.В. Фрунзе
АЧМИЗ Адам Хаджимусович,
старшина 1 статьи, командир отделения
артэлектриков ЗАБ-3 БЧ-2
БЕДАКОВ Петр Алексеевич,
матрос, старший минер ПЛО БЧ-3
БЕЛОУШКО Валерий Флорианович,
главный старшина, курсант 4-го курса
ВВМУ им. М.В. Фрунзе
БОРИСОВ Виктор Александрович,
старшина 2 статьи, курсант 4-го курса
ВВМУ им. М.В. Фрунзе
ВЕРШИНИН Валерий Николаевич,
старшина 1 статьи, командир отделения
электриков ЗРБ БЧ-2
ВОРОЖБИТ Ярослав Иванович,
матрос, старший торпедист БЧ-3
матрос, старший машинист-газотурби- нист БЧ-5
ГОНЧАРУК Петр Ильич,
матрос, старший электрик-торпедист БЧ-3
ДАУКШТЭ Эрнест Эрнестович,
старший матрос, старший электрик ЗРБ БЧ-2
ЗАВЬЯЛОВ Александр Викторович,
матрос, старший дозиметрист химической службы
ИДЖЯН Акоп Араратович,
старший матрос, старший кок службы снабжения
ИОНОВ Александр Иванович,
главный старшина, курсант 4-го курса
Калининградского высшего
военно-морского училища
ЛИВИЦКИЙ Сергей Семенович,
старший матрос, кок службы снабжения
МАКШТУТИС Альгирдас Вацевич,
старшина 1 статьи, командир отделения
предстартовой подготовки ЗРБ-2 БЧ-2
МУРГУ Пётр Иванович,
старшина 1 статьи, кок-инструктор службы снабжения
МЫСЛИНСКИЙ Анатолий Леонидович,
старшина 2 статьи, командир отделения машинистов трюмных БЧ-5
НИКИТИН Михаил Анатольевич,
матрос, старший машинист-газотурбинист БЧ-5
ОРУДЖЕВ Галиб Юсиф оглы,
старший матрос, продовольственник службы снабжения
ПЕТРУХИН Сергей Дмитриевич,
матрос, старший хлебопек службы снабжения
ПРОЧАКОВСКИЙ Владимир Сергеевич,
матрос, боцман
СТАРИЦЫН Владимир Викторович,
курсант 4-го курса ВВМУ имени М.В. Фрунзе
УРУПА Александр Владимирович,
старший матрос, старший комендор артиллерийский ЗАБ-3 БЧ-2
ЧАЧОЯН Меружан Вараздатович,
матрос, сапожник службы снабжения
А ведь Петрухина можно было спасти и он бы избежал такой страшной неоправданной смерти, считаю в этом вина командования корабля и лично командира Винника, как он мог сойти зная что в безвыходной ситуации на корабле который должен затонуть есть живой моряк?
ОтветитьУдалить