В целях повышения эффективности решения служебных задач на основе достижений современной психологической науки и практики разработан приказ директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, который утвердил Положение об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.
С отдельными приложениями к Положению об организации психологического обеспечения работников ФССП РФ вы можете ознакомиться прямо сейчас.
Основные методики:
Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI);
Калифорнийский личностный опросник (CPI);
Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF);
Восьмицветовой тест М. Люшера;
АРТ – тест;
Характерологический личностный опросник (EPI) Г. Айзенка;
Личностный опросник (FPI) Г. Айзенка;
Характерологический опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека);
Проективный тест Сонди;
Неоконченные предложения Сакса-Сиднея;
Краткий отборочный тест Бузина (КОТ);
Методика Мюнстерберга;
Тест на определение объема памяти (зрительной, слуховой);
Методика «Оперативная память»;
Методика определения уровня общей осведомленности Р. Амтхауэра.
Дополнительные методики:
Личностный опросник агрессивности Басса – Дарки (BD);
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
Методика определения конфликтности Томаса;
Шкала депрессивности Бека (BDI);
Методика определения уровня волевого самоконтроля Эйдмана (ВСК);
Тест определения уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (УСК);
«Несуществующее животное»;
«Дом-Дерево-Человек»;
«Человек под дождем»;
Тест определения уровня притязаний Хоппе.
№ п/п. Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с гражданами и работниками. Затраты времени (в час). Примечание - 0,25 - 15 мин, 0,5 - 30 мин, 1,0 - 60 мин, 2,0 - 2 часа, 4,0 - 4 часа, 16,0 - 16 часов.
1. Проведение группового тестирования (углубленной личностно-профессиональной диагностики) граждан и работников одним специалистом - 4,0 на одну
группу до 20 человек.
2. Компьютерная обработка результатов группового тестирования - 0,25 на одного человека.
3. Ручная обработка результатов группового тестирования - 0,5 на одного человека.
4. Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы 0,25-0,5 на одного человека.
5. Индивидуальное собеседование с гражданином (с учетом времени на проведение дополнительной диагностики) - 0,5-2,0 на одного человека.
6. Анализ итогов личностно-профессиональной диагностики, составление заключения о профессиональной пригодности и оформление необходимой документации - 0,5-1,0 на одного человека.
7. Углубленная личностно-профессиональная диагностика работников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (включение в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности, выявление посттравматического стресса, динамика психоэмоционального состояния и др.) - 2,0 на одного человека.
8. Проведение экспресс-диагностики работников и написание краткой психологической справки - 0,25 на одного человека.
9. Индивидуальное психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,0-2,0 на одного человека
10. Групповое психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5-2,0 на одну группу до 20 человек
11. Индивидуальное психокоррекционное занятие с работниками по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одного человека
12. Подготовка к проведению индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий - 1,5 на одно занятие (90 минут).
13. Групповое психокоррекционное занятие с работниками по межличностным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одно занятие.
14. Подготовка к проведению лекционных и практических занятий в системе служебной подготовки - 2,0 на одно занятие.
15. Изучение социально-психологического климата в отдельном подразделении и подготовка аналитической справки - 16,0 на один коллектив.
Примечание - данные Нормы установлены для мероприятий психологического обеспечения в Федеральной службе судебных приставов РФ и могут отличаться от Норм, установленных в других силовых ведомствах.
Этические принципы психолога
1. Правило взаимоуважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности психолог не должен подвергать граждан дискриминации по признаку социальной и национальной принадлежности, полу, вероисповеданию, идеологии и другим признакам.
2. Принцип ненанесения ущерба. Если деятельность психолога вступает в противоречие с этическими нормами, он должен действовать так, чтобы не причинить вреда человеку, с которым он работает.
3. Принцип отказа от психологического вмешательства. Психолог отказывается от профессионального вмешательства, если он считает, что его действия могут нанести вред.
4. Принцип научности применяемых методов. Психолог применяет методы, получившие научное признание, прошедшие апробацию в рамках современной психологической науки и не являющиеся опасными для здоровья личности.
5. Принцип взаимодействия психолога с должностным лицом, инициирующим его работу. Психолог уведомляет должностное лицо, инициирующее его работу, о пределах своей компетентности и возможностях психологической науки при решении конкретного вопроса. Психолог решает только те задачи, которые соответствуют его квалификации и реальным возможностям.
6. Принцип взаимодействия психолога с гражданином, с которым он работает. Психолог беспристрастен, то есть не проявляет личных симпатий и антипатий к личности.
7. Принцип повышения профессиональной квалификации. Психолог постоянно совершенствует свои профессиональные знания и умения, овладевает современными научными методами работы.
8. Принцип надлежащего хранения и использования полученной конфиденциальной информации:
8.1. Информация психологического содержания хранится таким образом, чтобы было исключено ее неконтролируемое распространение и использование;
8.2. Психологические сведения не обсуждаются открыто и не передаются кому-либо, за исключением случаев, оговоренных в настоящем Положении.
9. Принцип предотвращения необоснованных ожиданий. Психолог соблюдает осторожность, чтобы не вызвать у человека необоснованных ожиданий результатов психологической работы, достигнуть которых по разным причинам психолог не сможет.
10. Принцип служебной соподчиненности. Служебная соподчиненность
не влияет на конечный результат профессиональных заключений психолога.
С отдельными приложениями к Положению об организации психологического обеспечения работников ФССП РФ вы можете ознакомиться прямо сейчас.
Приложение № 1
к Положению об организации
психологического обеспечения
Примерный перечень психологических методик, рекомендованных
для использования в деятельности психологов
Основные методики:
Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI);
Калифорнийский личностный опросник (CPI);
Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF);
Восьмицветовой тест М. Люшера;
АРТ – тест;
Характерологический личностный опросник (EPI) Г. Айзенка;
Личностный опросник (FPI) Г. Айзенка;
Характерологический опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека);
Проективный тест Сонди;
Неоконченные предложения Сакса-Сиднея;
Краткий отборочный тест Бузина (КОТ);
Методика Мюнстерберга;
Тест на определение объема памяти (зрительной, слуховой);
Методика «Оперативная память»;
Методика определения уровня общей осведомленности Р. Амтхауэра.
Дополнительные методики:
Личностный опросник агрессивности Басса – Дарки (BD);
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
Методика определения конфликтности Томаса;
Шкала депрессивности Бека (BDI);
Методика определения уровня волевого самоконтроля Эйдмана (ВСК);
Тест определения уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (УСК);
«Несуществующее животное»;
«Дом-Дерево-Человек»;
«Человек под дождем»;
Тест определения уровня притязаний Хоппе.
Приложение № 2
к Положению об организации
психологического обеспечения
Нормы времени на проведение мероприятий
по психологическому обеспечению
№ п/п. Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с гражданами и работниками. Затраты времени (в час). Примечание - 0,25 - 15 мин, 0,5 - 30 мин, 1,0 - 60 мин, 2,0 - 2 часа, 4,0 - 4 часа, 16,0 - 16 часов.
1. Проведение группового тестирования (углубленной личностно-профессиональной диагностики) граждан и работников одним специалистом - 4,0 на одну
группу до 20 человек.
2. Компьютерная обработка результатов группового тестирования - 0,25 на одного человека.
3. Ручная обработка результатов группового тестирования - 0,5 на одного человека.
4. Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы 0,25-0,5 на одного человека.
5. Индивидуальное собеседование с гражданином (с учетом времени на проведение дополнительной диагностики) - 0,5-2,0 на одного человека.
6. Анализ итогов личностно-профессиональной диагностики, составление заключения о профессиональной пригодности и оформление необходимой документации - 0,5-1,0 на одного человека.
7. Углубленная личностно-профессиональная диагностика работников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (включение в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности, выявление посттравматического стресса, динамика психоэмоционального состояния и др.) - 2,0 на одного человека.
8. Проведение экспресс-диагностики работников и написание краткой психологической справки - 0,25 на одного человека.
9. Индивидуальное психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,0-2,0 на одного человека
10. Групповое психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5-2,0 на одну группу до 20 человек
11. Индивидуальное психокоррекционное занятие с работниками по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одного человека
12. Подготовка к проведению индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий - 1,5 на одно занятие (90 минут).
13. Групповое психокоррекционное занятие с работниками по межличностным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одно занятие.
14. Подготовка к проведению лекционных и практических занятий в системе служебной подготовки - 2,0 на одно занятие.
15. Изучение социально-психологического климата в отдельном подразделении и подготовка аналитической справки - 16,0 на один коллектив.
Примечание - данные Нормы установлены для мероприятий психологического обеспечения в Федеральной службе судебных приставов РФ и могут отличаться от Норм, установленных в других силовых ведомствах.
Приложение № 6
к Положению об организации
психологического обеспечения
Этические принципы психолога
1. Правило взаимоуважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности психолог не должен подвергать граждан дискриминации по признаку социальной и национальной принадлежности, полу, вероисповеданию, идеологии и другим признакам.
2. Принцип ненанесения ущерба. Если деятельность психолога вступает в противоречие с этическими нормами, он должен действовать так, чтобы не причинить вреда человеку, с которым он работает.
3. Принцип отказа от психологического вмешательства. Психолог отказывается от профессионального вмешательства, если он считает, что его действия могут нанести вред.
4. Принцип научности применяемых методов. Психолог применяет методы, получившие научное признание, прошедшие апробацию в рамках современной психологической науки и не являющиеся опасными для здоровья личности.
5. Принцип взаимодействия психолога с должностным лицом, инициирующим его работу. Психолог уведомляет должностное лицо, инициирующее его работу, о пределах своей компетентности и возможностях психологической науки при решении конкретного вопроса. Психолог решает только те задачи, которые соответствуют его квалификации и реальным возможностям.
6. Принцип взаимодействия психолога с гражданином, с которым он работает. Психолог беспристрастен, то есть не проявляет личных симпатий и антипатий к личности.
7. Принцип повышения профессиональной квалификации. Психолог постоянно совершенствует свои профессиональные знания и умения, овладевает современными научными методами работы.
8. Принцип надлежащего хранения и использования полученной конфиденциальной информации:
8.1. Информация психологического содержания хранится таким образом, чтобы было исключено ее неконтролируемое распространение и использование;
8.2. Психологические сведения не обсуждаются открыто и не передаются кому-либо, за исключением случаев, оговоренных в настоящем Положении.
9. Принцип предотвращения необоснованных ожиданий. Психолог соблюдает осторожность, чтобы не вызвать у человека необоснованных ожиданий результатов психологической работы, достигнуть которых по разным причинам психолог не сможет.
10. Принцип служебной соподчиненности. Служебная соподчиненность
не влияет на конечный результат профессиональных заключений психолога.
Приложение № 7
к Положению об организации
психологического обеспечения
Перечень психологических качеств, требующихся от граждан, допущенных
к участию в конкурсе на замещение должностей руководителей ведущей группы должностей и специалистов в Федеральной службе судебных приставов
I. Общие требования к профессионально важным качествам,
предъявляемые к гражданам, поступающим
на государственную гражданскую службу в ФССП России
1.1. Достаточный уровень интеллектуального развития: точность, последовательность, логичность и активность мыслительной деятельности, способность к здравым суждениям и умозаключениям.
1.2. Психоэмоциональная устойчивость: уравновешенность, самоконтроль поведения и проявления эмоций; эмоциональная зрелость (способность отдавать себе отчет о переживаемых эмоциях и чувствах, а также управлять ими).
1.3. Способность к адаптации в профессиональной и социальной среде: сохранение работоспособности как в условиях монотонности и однообразия, так и при быстрой смене форм деятельности и воздействии разнородных внешних факторов; умение устанавливать доброжелательные отношения с коллегами по работе, согласовывать свои действия с действиями партнеров.
1.4. Зрелость личности: развитые волевые качества, настойчивость, способность брать на себя ответственность за принятые решения; уверенность в своих силах, самостоятельность, предприимчивость, инициативность, умение определять приоритеты и последовательность решения проблем; организованность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело.
1.5. Положительная социальная ориентация: сознательное следование нормам морали и нравственности (гуманность, коллективизм, порядочность, честность, принципиальность, добросовестность, трудолюбие, патриотизм и др.); осознание своего гражданского долга, отношение к служебной деятельности как к социально значимой, направленной на решение важных государственных и общественных задач.
1.6. Устойчивая мотивация к профессиональным и служебным достижениям, основанная на положительных социальных ценностях и правовых нормах.
II. Перечень профессионально важных качеств, определяемых
спецификой профессиональной деятельности по должности
2.1. Перечень профессионально важных качеств
руководителя ведущей группы должностей
Кандидаты на руководящую должность должны обладать как общим набором психологических качеств кандидатов, поступающих на государственную службу в ФССП России, так и специальным, позволяющим эффективно управлять коллективом, таким как:
2.1.1. Высокий уровень заинтересованности в достижениях – стремление включаться в деятельность не с целью получения вознаграждения, а ради наиболее полной самореализации, удовлетворение от выполнения полезной и значимой работы.
2.1.2. Уверенность в себе – знания, основанные на опыте, способность работать в команде, брать на себя роль лидера, пользоваться помощью и поддержкой окружающих, выносить разумные суждения и принимать правильные решения, справляться с неординарными ситуациями и входить в контакт с новыми людьми.
2.1.3. Целенаправленность, упорство, настойчивость, терпение. Способность не поддаваться тревоге и разочарованию при длительном выполнении тяжелой работы, не приносящей быстрого успеха, или работы, которая может не принести результат.
2.1.4. Самостоятельность, способность к самообучению. Готовность противостоять групповому давлению, бороться за свои идеи.
2.1.5. Инициативность – способность из внутреннего побуждения совершать действия, направленные на решение проблемы; контролировать и прогнозировать их результаты; оценивать эффективность выбранной стратегии; предвидеть возможные препятствия и пути их обхода.
2.1.6. Интернальный локус контроля – склонность считать результаты своих действий и складывающиеся отношения с людьми зависимыми, прежде всего, от особенностей собственного поведения. Склонность признавать личную ответственность за происходящие события, считать, что человек является творцом собственной судьбы (отсутствие фатализма).
2.1.7. Наблюдательность, способность предвидеть проблемы, связанные с достижением поставленных целей, готовность их достигать.
2.1.8. Критическое мышление – использование в процессе принятия решений только проверенных аргументов и выводов. Склонность внимательно исследовать предположения, оценивать имеющиеся данные, не доверять необоснованным заявлениям и давлению авторитетов.
2.1.9. Способность принимать правильные, взвешенные решения. Установка на учет широкого круга факторов. Умение осуществлять поиск с целью сбора необходимой информации. Способность использовать ресурсы других людей для нахождения наилучшего варианта решения проблем и достижения поставленной цели.
2.1.10. Готовность к персональной ответственности за выполненную работу, умение заниматься организационным планированием и контролем за практической деятельностью каждого члена группы.
2.1.11. Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели.
2.1.12. Требовательность. Чувствительность к организационным проблемам, мешающим эффективной работе коллектива. Готовность активно выступать за ограничение влияния лиц, препятствующих деятельности коллектива или отвлекающих работников от поставленных целей. Способность выбирать эффективные стратегии поведения.
2.1.13. Авторитетность, влиятельность в межличностных отношениях. Способность побуждать людей к совместной работе ради достижения цели. Умение эффективно сотрудничать с людьми.
2.1.14. Способность слушать людей и принимать во внимание то, что они говорят. Умение абстрагироваться от собственного предвзятого мнения и не только слышать сказанное, но и выделять его подтекст (распознавать невыраженные опасения, установки, приоритеты).
2.1.15. Способность замечать психологические препятствия, понимать настроение группы.
2.1.16. Умение разрешать конфликты и смягчать разногласия, доверять компетентности других людей. Способность принимать компромиссные решения и согласовывать противоречивые интересы. Терпимость к различиям во мнениях по профессиональным вопросам. Установка на сотрудничество – стремление к получению максимального позитивного эффекта за счет кооперации сторон.
2.1.17. Готовность к разумному риску, контроль за результатами своих действий. Способность к оперативному внесению корректив в свою деятельность и эффективному разрешению возникающих проблем.
2.1.18. Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Готовность осуществлять деятельность в сложных условиях.
2.2. Перечень профессионально важных качеств
судебного пристава-исполнителя
Деятельность судебных приставов-исполнителей включает в себя организующую, исполнительскую, контролирующую и принудительную функции. Профессия требует от работника сочетания противоположных качеств: быть требовательным и в то же время доброжелательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях.
К ним предъявляются следующие требования:
2.2.1. Богатый словарный запас, развитый вербальный интеллект, нешаблонное, критическое мышление, развитая интуиция.
2.2.2. Достаточно развитое умение рационально планировать свое время, склонность к разумному риску, организаторские способности.
2.2.3. Развитый самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций.
2.2.4. Развитая оперативная, долговременная, слуховая и зрительная память, распределение и достаточный объем внимания.
2.2.5. Развитые коммуникативные способности:
чувство такта, коммуникабельность;
умение отстаивать свою точку зрения;
способность ясно излагать свои мысли;
способность предвидеть поведение людей и его результаты;
умение распознавать эмоциональные состояния и манипулятивное поведение других людей;
умение оценить соответствие между различными элементами вербального
и невербального поведения человека (между высказываниями, позой, мимикой, жестами);
умение принимать критику, находить выход из конфликтных ситуаций.
2.2.6. Сохранение высокой работоспособности при быстрой смене форм деятельности, при воздействии разнородных внешних факторов, способность к быстрым продуктивным действиям в условиях ограниченного времени, способность переносить длительные физические нагрузки.
2.2.7. Высокая мотивация достижения, решительность, настойчивость, уверенность в своих силах.
2.3. Перечень профессионально важных качеств
судебного пристава по обеспечению
установленного порядка деятельности судов
В структуре деятельности судебных приставов по ОУПДС важное место занимает выполнение служебных задач в условиях риска для здоровья и жизни их самих и окружающих людей. Им должны быть присущи следующие качества:
2.3.1. Способность прогнозировать возникновение нестандартных ситуаций, постоянно анализировать и держать под контролем обстановку, понимать мотивы поведения людей, предвидеть его результаты.
2.3.2. Эмоциональная устойчивость, позволяющая сохранять необходимую эффективность деятельности в стрессовой обстановке; решительность, эмоциональная зрелость.
2.3.3. Способность предпринимать решительные действия в условиях дефицита времени; самообладание и выдержка, ответственность за принятые решения и действия.
2.3.4. Высокий уровень развития зрительной памяти на лица, предметы; хорошая концентрация, распределение и объем внимания; помехоустойчивость.
2.3.5. Самоотверженность, тщательное соблюдение социальных норм и правил поведения.
2.3.6. Физическая сила, выносливость, хорошая двигательная координация, высокая скорость реакции.
2.4. Перечень профессионально важных качеств специалиста,
выполняющего функции дознания
Специалист, выполняющий функции дознания – должностное лицо, на которое возложено не только осуществление предварительного расследования в форме дознания, но также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, непосредственное осуществление уголовно-процессуальных полномочий. К нему предъявляются следующие требования:
2.4.1. Инициативность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, честность, принципиальность, гуманность, самоорганизованность, дисциплинированность, требовательность, умение хранить тайну, чувство собственного достоинства.
2.4.2. Понимание целей служебной деятельности, ее специфических особенностей, умение планировать и прогнозировать развитие ситуации, принимать нестандартные решения.
2.4.3. Волевые качества: умение преодолевать трудности при достижении целей как в обычных условиях служебной деятельности, так и в экстремальных ситуациях, высокий самоконтроль, критичность мышления.
2.4.4. Коммуникативные качества: умение обеспечивать адекватный обстановке стиль общения и устанавливать контакты.
2.4.5. Хорошие организаторские способности, самостоятельность выбора способа решения.
2.4.6. Эмоциональная устойчивость: обеспечение контроля интеллекта над эмоциями в условиях эмоционального напряжения.
III. Психологические качества претендентов, способные негативно
повлиять на эффективность профессиональной деятельности
3.1. В сфере профессиональной мотивации – мотивационная незрелость или корыстные мотивы.
3.2. В нравственной сфере – склонность к обману, беспринципность, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, алкогольная, медикаментозная или наркотическая зависимость, а также склонность к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотических веществ не в медицинских целях, аморальному либо асоциальному поведению.
3.3. Психологические противопоказания:
- выраженная акцентуация, дезадаптация, психические отклонения, наличие отдельных патопсихологических симптомов;
- девиантное поведение;
- нервно-психическая неустойчивость.
3.4. В познавательной сфере:
- уровень интеллекта низкий или ниже среднего;
- низкая обучаемость;
- мышление тугоподвижное, конвергентное, ригидное, трудно переключаемое, затрудненное абстрагирование;
- неразвитая аналитико-синтетическая функция.
3.5. В эмоциональной сфере:
- повышенная чувствительность, ранимость, склонность к чрезмерному «застревающему» эмоциональному реагированию;
- сниженность эмоционального фона, склонность к депрессии, высокий уровень тревожности, беспокойство, мнительность;
- эмоциональная неустойчивость, чрезмерная импульсивность, низкий самоконтроль, склонность к аффектам, неадекватные яркие эмоциональные реакции;
- потребность снимать эмоциональное напряжение алкоголем или лекарственными средствами.
3.6. В волевой сфере:
- безволие;
- отсутствие самостоятельности в принятии решений;
- отсутствие самокритичности и критичности к другим;
- неадекватная самооценка.
3.7. В сфере направленности:
- отсутствие четких жизненных ориентиров;
- асоциальная, криминальная направленность личности;
- проявление психологического инфантилизма.
3.8. В коммуникативной сфере:
- акцентуированная замкнутость;
- ярко выраженное предпочтение индивидуальной деятельности;
- затрудненное установление контактов;
- избыточная активность (пассивность) в общении;
- несоблюдение морально-нравственных норм;
- акцентуированные нетерпимость, упрямство.
3.9. В сфере речевой деятельности:
- низкий вербальный интеллект, низкий категориально-понятийный уровень;
- трудности во владении устной и письменной русской речью.
Наличие у гражданина вышеуказанных психологических качеств позволяет сделать неблагоприятный прогноз в отношении перспектив его профессионального
и личностного развития и должно учитываться при принятии решения
о его пригодности к государственной гражданской службе.
Организация психологического обеспечения работников ФССП РФ
Комментариев нет:
Отправить комментарий