Сегодня собственные психологические службы есть практически у всех силовых служб России. Это ФСБ, МВД, ФСО и ряд других силовых ведомств. Психологические службы стали возникать как иерархическая система специальных подразделений, общий круг задач которых формулировался как «психологическое обеспечение».
Под этим понимался профессиональный психологический отбор на службу, психологическая помощь сотрудникам в кризисных ситуациях, обучение психологическим знаниям и развитие профессионально важных качеств. Первые штатные психологи стали появляться в силовых структурах в 70–80-х годах прошлого столетия.
Между тем сотрудники ведомств, в которых есть специальные психологические службы, утверждают, что отношение к ним настороженное.
— Система психологической помощи построена так, что никто из коллег и начальников не должен узнать о том, что кто-то обращался за помощью к специалистам или проходил лечение по поводу психологических проблем, — рассказал «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.
— Но на деле сотрудники пытаются решать свои проблемы самостоятельно, потому что боятся идти к специалисту. Поход к психологу может закончиться тем, что об этом узнают начальство и кадровая служба, и тогда можно говорить о конце карьеры, потому что к тебе будут уже относиться как к больному или потенциально проблемному.
По его словам, многие офицеры, в том числе прошедшие горячие точки, считают слабостью обращаться за помощью к психологам, предпочитая делиться трудностями друг с другом или переживать их самостоятельно.
До недавнего времени Федеральная служба судебных приставов оставалась одним из немногих специализированных ведомств, у которого не было собственной психологической службы. Между тем именно судебные приставы чаще других силовиков оказываются в центре конфликтных ситуаций, испытывают стрессы и также подвержены профессиональной деформацией личности. Всё это сказывается как на службе, так и на личной жизни сотрудников ФССП.
— Сотрудники постоянно сталкиваются с ситуациями, общение в которых происходит в напряженной обстановке. Сама работа наших сотрудников сопряжена с выполнением задач в условиях риска для здоровья и жизни их самих и окружающих людей, что может привести к нервным срывам, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ФССП.
— К таким негативным факторам необходимо подготовиться и по возможности их минимизировать. Поэтому, например, отбор новичков направлен на то, чтобы выявить наиболее стрессоустойчивых кандидатов, а работа с действующими сотрудниками — на снятие постстрессовых симптомов, если конфликты всё же случаются.
Один из судебных приставов рассказал «Известиям», что некоторые его коллеги ищут спасение от стресса в рюмке, другие замыкаются в себе, кто-то «спускает пар» в семье или в увеселительных заведениях. Его слова подтверждает и криминальная хроника.
В 2012 году автомобиль с двумя судебными приставами врезался в машину сотрудницы Следственного комитета. Как выяснилось позже, между сотрудниками ФССП произошел конфликт и один из приставов, сидящий на пассажирском месте, выстрелил в своего коллегу из травматического пистолета, ранив его.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/566294#ixzz3Y2FQUruQ
В целях повышения эффективности решения служебных задач на основе достижений современной психологической науки и практики разработан приказ директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, который утвердил Положение об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.
1.1. Положение определяет основные цели, задачи, организацию и порядок психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.
1.3. Психологическое обеспечение включает в себя комплекс информационных, диагностических, прогностических, аналитических и коррекционных мероприятий, направленных на учет и использование психологических факторов при решении служебных задач, формирование и поддержание психологической готовности к действиям в сложных профессиональных ситуациях, психологической устойчивости, а также на восстановление адаптационных возможностей работников ФССП России.
1.4. Основной целью психологического обеспечения является повышение эффективности решения задач, стоящих перед ФССП России, на основе достижений современной психологической науки и практики.
1.5. К основным задачам психологического обеспечения относятся:
а) определение с помощью психологических методов соответствия индивидуальных психологических особенностей кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и работников Федеральной службы судебных приставов профессионально важным психологическим качествам, предъявляемым к должности;
б) развитие профессионально важных психологических качеств работников Федеральной службы судебных приставов;
в) оказание психологической помощи работникам Федеральной службы судебных приставов;
г) изучение и оптимизация внутригрупповых межличностных отношений
в подразделениях Федеральной службы судебных приставов.
1.6. Психологическое обеспечение осуществляется в соответствии с примерным перечнем психологических методик (приложение № 1 Положения).
2.1. Психологическое обеспечение работников ФССП России организуется Управлением государственной службы и кадров и руководителями территориальных органов ФССП России. Непосредственное осуществление психологического обеспечения проводится отделом психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров и специалистами по психологическому обеспечению (психологами) отделов государственной службы и кадров территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
2.2. Должностные обязанности и права психолога определяются типовым должностным регламентом специалиста по психологическому обеспечению.
2.3. Психологическое обеспечение проводится в отношении граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФССП России, и работников Федеральной службы судебных приставов в случаях, предусмотренных Положением.
2.5 Планирование работы по психологическому обеспечению осуществляется в соответствии с планами работы ФССП России и территориальных органов ФССП России с учетом потребностей и норм времени на проведение мероприятий по психологическому обеспечению (приложение № 2 Положения).
2.6. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психологи при исполнении своих должностных обязанностей имеют право находиться в гражданской одежде.
2.7. Психологи включаются в состав конкурсных комиссий территориальных органов ФССП России при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов.
3.1. Личностно-профессиональная диагностика является одним из мероприятий по психологическому обеспечению, целью которого является всестороннее изучение психологических качеств граждан и работников и оценка соответствия их индивидуально-психологических качеств требованиям профессиональной деятельности.
3.3. Личностно-профессиональная диагностика включает в себя:
а) для граждан:
психологическую оценку готовности граждан к тем или иным видам профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе, наличие соответствующих профессиональных интересов и склонностей;
выявление особенностей мотивации граждан к профессиональной деятельности, степени соответствия их мотивационно-потребностной сферы и установок специфике деятельности и задачам, решаемым ФССП России;
оценку индивидуально-психологических качеств, личностно-профессионального, а также управленческого потенциала граждан, необходимых для решения задач ФССП России.
б) для работников:
выявление возможных личностных и психологических особенностей и ограничений, способных повлиять на эффективность профессиональной и управленческой деятельности;
создание условий для целенаправленной психологической поддержки работников на основе полученной информации об особенностях их профессионально-личностного развития, а также содействие успешному развитию профессиональной карьеры.
3.4. Организация личностно-профессиональной диагностики граждан и работников осуществляется на основе:
добровольности участия граждан и работников в процедурах личностно-профессиональной диагностики;
этичности и корректности в использовании результатов личностно-профессиональной диагностики и полученных в результате ее проведения оценок личностно-профессиональных качеств работников и граждан;
конфиденциальности результатов личностно-профессиональной диагностики граждан и работников.
3.5. Основанием для проведения личностно-профессиональной диагностики является направление (приложение № 3 Положения) и заявление гражданина или работника о его согласии пройти вышеуказанную процедуру (приложение № 4 Положения).
При оформлении направления на личностно-профессиональную диагностику для обозначения категории диагностируемых граждан и работников, целей диагностики и других данных используются коды целей (приложение № 5 Положения).
3.6. В случае отказа от прохождения личностно-профессиональной диагностики гражданин или работник заполняет заявление (приложение № 4 Положения) и в произвольной форме указывает причину отказа. О данном факте психолог территориального органа информирует начальника кадрового подразделения и председателя конкурсной комиссии, а начальник отдела психологического обеспечения – начальника Управления государственной службы и кадров.
3.7. Оценка соответствия профессионально важных психологических качеств граждан и работников требованиям профессиональной деятельности проводится посредством комплексного психологического обследования с применением специальных психологических методов.
3.8. Комплекс тестовых методик, используемых при проведении личностно-профессиональной диагностики, определяется в зависимости от должности государственной гражданской службы, на которую проводится отбор.
3.9. Психологи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и качество психологического обследования, объективность выносимых заключений и соблюдение этических принципов (приложение № 6 Положения).
3.10 Личностно-профессиональная диагностика может проводиться в отношении:
а) граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы;
б) работников, участвующих в конкурсе для включения в кадровый резерв;
в) работников перед заключением нового служебного контракта;
г) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов для периодического (не реже одного раза в год) определения пригодности их индивидуально-психологических особенностей к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
3.11. Психологи, проводя личностно-профессиональную диагностику граждан и работников, определяют соответствие их индивидуальных психологических особенностей профессионально-важным качествам, определяемым спецификой профессиональной деятельности (приложение № 7 Положения).
3.12. Результаты, полученные в процессе психодиагностических мероприятий, отражаются в протоколе личностно-профессиональной диагностики (приложение № 8 Положения).
3.13. В заключении о результатах личностно-профессиональной диагностики (приложение № 9 Положения) отражаются персональные данные, включающие развернутую характеристику индивидуальных психологических качеств работника или гражданина, способных повлиять на эффективность профессиональной деятельности; информация о наиболее сильных сторонах личности и возможных ограничениях в реализации личностно-профессионального потенциала, а также выводы о его личностно-профессиональной пригодности и перспективах развития.
3.14. Заключение о результатах личностно-профессиональной диагностики оформляется в одном экземпляре и хранится у психолога. В заключении приводятся: обобщенные результаты психологического обследования (описательная часть заключения) и вывод (собственно заключение).
3.15. При написании выводов используются следующие формулировки:
а) рекомендуется в первую очередь – первая категория личностно-профессиональной пригодности Р1 (полностью соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);
б) рекомендуется – вторая категория личностно-профессиональной пригодности Р2 (в основном соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);
в) рекомендуется условно – третья категория личностно-профессиональной пригодности Р3 (минимально соответствует требованиям, установленным для конкретной должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
г) не рекомендуется – четвертая категория личностно-профессиональной пригодности Р4 (не соответствует требованиям, установленным для конкретной должности).
3.16. Выводы о результатах личностно-профессиональной диагностики носят рекомендательный характер и доводятся психологом до руководителя соответствующего кадрового подразделения и членов конкурсной комиссии перед принятием конкурсной комиссией окончательного решения.
3.17. Информация, содержащаяся в заключении, относится к сведениям конфиденциального характера и должна защищаться в соответствии с требованиями к обработке персональных данных, установленными законодательством Российской Федерации, может использоваться только в служебных целях, а также не обсуждается с лицами, прошедшими личностно-профессиональную диагностику.
Прямой доступ к результатам личностно-профессиональной диагностики граждан и работников, включая развернутое заключение по ее итогам, в центральном аппарате имеют директор ФССП России и начальник Управления государственной службы и кадров, в территориальном органе ФССП России – руководитель территориального органа ФССП России и начальник кадрового подразделения.
3.18. Перемещение психологической информации отражается в соответствующем журнале (приложение № 15 Положения).
4.1. Психологическая подготовка работников к решению служебных задач проводится в рамках профессиональной подготовки.
4.2. Психологическая подготовка работников ФССП России заключается в комплексе мероприятий, направленных на развитие и повышение их психологической компетентности и культуры, на обучение профессионально важным навыкам и методам работы.
4.3. Основными формами психологической подготовки являются лекционные занятия, деловые и ролевые игры, групповые и индивидуальные психологические тренинги.
5.1. Социально-психологическое изучение внутригрупповых межличностных отношений – комплекс мероприятий, направленных на:
а) выявление структуры внутригрупповых межличностных отношений работников;
б) определение статусно-ролевых позиций работников в коллективе;
в) оценку психологической совместимости работников в коллективе;
г) выявление деловых и эмоциональных лидеров, пользующихся авторитетом у членов коллектива;
д) изучение особенностей взаимного оценивания членов коллектива
с целью прогнозирования и предупреждения межличностных конфликтов;
е) разработку рекомендаций по оптимизации внутригрупповых межличностных отношений среди работников структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, их комплектованию с учетом психологической совместимости;
ж) выявление социально-психологических причин текучести кадров.
5.2. Решение о необходимости проведения социально-психологического изучения принимается директором ФССП России и руководителем территориального органа ФССП России.
5.3. В период подготовки к изучению межличностных отношений психологами проводится инструктаж с руководителями структурных подразделений территориального органа ФССП России, в котором планируется проведение указанного изучения. В ходе инструктажа до руководителей доводятся цели, задачи, объем, время, место и условия проведения социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений, а также порядок использования полученных результатов.
5.4. Руководители структурных подразделений территориального органа ФССП России представляют списки государственных гражданских служащих и в назначенные сроки организуют прибытие работников для участия в изучении межличностных отношений.
5.5. Для обеспечения достаточной достоверности результатов исследования социально-психологического изучения необходимо, чтобы в изучении приняло участие не менее 75% списочного состава работников структурного подразделения территориального органа ФССП России.
5.6. По результатам социально-психологического изучения составляется справка, которая подписывается психологом, проводившим данное исследование.
5.7. Содержание справки доводится до сведения руководителей соответствующих территориальных органов ФССП России, особое внимание при этом уделяется рекомендациям по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Справка хранится у психолога. Информация, содержащаяся в справке, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
6.1. В рамках психологического обеспечения выделяются следующие типы ситуаций консультирования: консультирование руководителей структурных подразделений
территориальных органов ФССП России; консультирование работников ФССП России.
6.2. Психологическое консультирование руководителей заключается в обсуждении вопросов адаптации, обучения, наставничества, воспитания, повышения эффективности служебной деятельности работников, формирования кадрового резерва и оптимального комплектования подразделений с учетом индивидуально-психологических особенностей работников и их психологической совместимости.
6.3. Психологическое консультирование работников направлено на оказание им психологической помощи в решении как личных, так и служебных проблем, в том числе консультирование работников в период адаптации к условиям профессиональной деятельности на основе изучения сложившейся ситуации, а также оценки индивидуально-психологических особенностей и психологического состояния этих лиц.
6.4. До работников доводится информация о том, где и как можно получить психологическую помощь, сообщаются номера телефонов, место и время приема нуждающихся в психологическом консультировании.
6.5. Информация, получаемая при проведении психологического консультирования, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
7.1. Методическое обеспечение деятельности психологов осуществляется отделом психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов.
7.2. Утверждение методических рекомендаций, методических и учебных пособий по психологическому обеспечению, аппаратно-программных средств психологического обеспечения осуществляется руководством ФССП России.
7.3. Для осуществления контроля стандартности методик, применяемых
в территориальных органах ФССП России, в отделе психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов формируется банк методик и аппаратно-программных средств психологического обеспечения.
На период осуществления личностно-профессиональной диагностики кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, работников Федеральной службы судебных приставов и проведения психологического консультирования психологам в территориальном органе ФССП России выделяются отдельные служебные помещения.
9.1. Сведения, полученные психологом в процессе работы, хранятся у психолога в месте, исключающем несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (в сейфе рабочего кабинета).
9.2. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики граждан, участвующих в конкурсе на замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв ФССП России и по результатам конкурса не ставших победителями, а также в случае исключения гражданина, не являющегося работником, из кадрового резерва хранятся в течение одного года со дня прохождения кандидатом конкурсной комиссии.
9.3. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики работников хранятся весь период трудовой деятельности работника в ФССП России и в течение одного года после увольнения. Допускается хранение материалов личностно-профессиональной диагностики на электронном носителе.
9.4. Срок хранения материалов социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений (регистрационные бланки, анкеты, таблицы результатов оценивания) – 3 года. По истечении срока хранения, при отсутствии необходимости использования их в научных целях, вышеуказанные материалы уничтожаются в установленном порядке.
9.5. Журналы и дела находятся на хранении у психолога в течение 5 лет.
9.6. По истечении срока хранения архивной документации, предусмотренного нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение делопроизводства в ФССП России, журналы уничтожаются по акту.
9.7. Отчеты о проведении мероприятий по психологическому обеспечению за истекший год предоставляются ежегодно до 01 февраля в отдел психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов (приложение № 10).
10.1. Психологами в территориальном органе ФССП России ведется следующая документация: журнал регистрации направлений граждан (работников) на личностно-профессиональную диагностику (приложение № 11);
журнал регистрации лиц, прошедших личностно-профессиональную диагностику (приложение № 12); журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы (приложение № 13);
журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и профилактической работы (приложение № 14); журнал учета перемещения психологической информации
(приложение № 15);
дело планов и отчетов по организации психологического обеспечения служебной деятельности и другая документация, которая необходима для осуществления деятельности по психологическому обеспечению.
10.2. При использовании в работе компьютерных психодиагностических программ информация должна копироваться на резервный диск и иметь персональный код доступа к ней.
10.3. Вся вышеуказанная документация является отчетной и предназначена для осуществления контроля над деятельностью психологов.
С текстом приказа ФССП России, Положением об организации психологического обеспечения работников ФССП, с приложениями к Положению можно ознакомиться в блоге "В помощь военному психологу" на ссылке http://spaceglitter2.blogspot.ru/p/13.html
Под этим понимался профессиональный психологический отбор на службу, психологическая помощь сотрудникам в кризисных ситуациях, обучение психологическим знаниям и развитие профессионально важных качеств. Первые штатные психологи стали появляться в силовых структурах в 70–80-х годах прошлого столетия.
Между тем сотрудники ведомств, в которых есть специальные психологические службы, утверждают, что отношение к ним настороженное.
— Система психологической помощи построена так, что никто из коллег и начальников не должен узнать о том, что кто-то обращался за помощью к специалистам или проходил лечение по поводу психологических проблем, — рассказал «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.
— Но на деле сотрудники пытаются решать свои проблемы самостоятельно, потому что боятся идти к специалисту. Поход к психологу может закончиться тем, что об этом узнают начальство и кадровая служба, и тогда можно говорить о конце карьеры, потому что к тебе будут уже относиться как к больному или потенциально проблемному.
По его словам, многие офицеры, в том числе прошедшие горячие точки, считают слабостью обращаться за помощью к психологам, предпочитая делиться трудностями друг с другом или переживать их самостоятельно.
До недавнего времени Федеральная служба судебных приставов оставалась одним из немногих специализированных ведомств, у которого не было собственной психологической службы. Между тем именно судебные приставы чаще других силовиков оказываются в центре конфликтных ситуаций, испытывают стрессы и также подвержены профессиональной деформацией личности. Всё это сказывается как на службе, так и на личной жизни сотрудников ФССП.
— Сотрудники постоянно сталкиваются с ситуациями, общение в которых происходит в напряженной обстановке. Сама работа наших сотрудников сопряжена с выполнением задач в условиях риска для здоровья и жизни их самих и окружающих людей, что может привести к нервным срывам, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ФССП.
— К таким негативным факторам необходимо подготовиться и по возможности их минимизировать. Поэтому, например, отбор новичков направлен на то, чтобы выявить наиболее стрессоустойчивых кандидатов, а работа с действующими сотрудниками — на снятие постстрессовых симптомов, если конфликты всё же случаются.
Один из судебных приставов рассказал «Известиям», что некоторые его коллеги ищут спасение от стресса в рюмке, другие замыкаются в себе, кто-то «спускает пар» в семье или в увеселительных заведениях. Его слова подтверждает и криминальная хроника.
В 2012 году автомобиль с двумя судебными приставами врезался в машину сотрудницы Следственного комитета. Как выяснилось позже, между сотрудниками ФССП произошел конфликт и один из приставов, сидящий на пассажирском месте, выстрелил в своего коллегу из травматического пистолета, ранив его.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/566294#ixzz3Y2FQUruQ
В целях повышения эффективности решения служебных задач на основе достижений современной психологической науки и практики разработан приказ директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, который утвердил Положение об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.
1.1. Положение определяет основные цели, задачи, организацию и порядок психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.
1.3. Психологическое обеспечение включает в себя комплекс информационных, диагностических, прогностических, аналитических и коррекционных мероприятий, направленных на учет и использование психологических факторов при решении служебных задач, формирование и поддержание психологической готовности к действиям в сложных профессиональных ситуациях, психологической устойчивости, а также на восстановление адаптационных возможностей работников ФССП России.
1.4. Основной целью психологического обеспечения является повышение эффективности решения задач, стоящих перед ФССП России, на основе достижений современной психологической науки и практики.
1.5. К основным задачам психологического обеспечения относятся:
а) определение с помощью психологических методов соответствия индивидуальных психологических особенностей кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и работников Федеральной службы судебных приставов профессионально важным психологическим качествам, предъявляемым к должности;
б) развитие профессионально важных психологических качеств работников Федеральной службы судебных приставов;
в) оказание психологической помощи работникам Федеральной службы судебных приставов;
г) изучение и оптимизация внутригрупповых межличностных отношений
в подразделениях Федеральной службы судебных приставов.
1.6. Психологическое обеспечение осуществляется в соответствии с примерным перечнем психологических методик (приложение № 1 Положения).
Раздел II Положения.
Организация и порядок работы по психологическому обеспечению.
2.1. Психологическое обеспечение работников ФССП России организуется Управлением государственной службы и кадров и руководителями территориальных органов ФССП России. Непосредственное осуществление психологического обеспечения проводится отделом психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров и специалистами по психологическому обеспечению (психологами) отделов государственной службы и кадров территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
2.2. Должностные обязанности и права психолога определяются типовым должностным регламентом специалиста по психологическому обеспечению.
2.3. Психологическое обеспечение проводится в отношении граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФССП России, и работников Федеральной службы судебных приставов в случаях, предусмотренных Положением.
2.5 Планирование работы по психологическому обеспечению осуществляется в соответствии с планами работы ФССП России и территориальных органов ФССП России с учетом потребностей и норм времени на проведение мероприятий по психологическому обеспечению (приложение № 2 Положения).
2.6. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психологи при исполнении своих должностных обязанностей имеют право находиться в гражданской одежде.
2.7. Психологи включаются в состав конкурсных комиссий территориальных органов ФССП России при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов.
Раздел III Положения.
Организация и порядок проведения личностно- профессиональной диагностики.
3.1. Личностно-профессиональная диагностика является одним из мероприятий по психологическому обеспечению, целью которого является всестороннее изучение психологических качеств граждан и работников и оценка соответствия их индивидуально-психологических качеств требованиям профессиональной деятельности.
3.3. Личностно-профессиональная диагностика включает в себя:
а) для граждан:
психологическую оценку готовности граждан к тем или иным видам профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе, наличие соответствующих профессиональных интересов и склонностей;
выявление особенностей мотивации граждан к профессиональной деятельности, степени соответствия их мотивационно-потребностной сферы и установок специфике деятельности и задачам, решаемым ФССП России;
оценку индивидуально-психологических качеств, личностно-профессионального, а также управленческого потенциала граждан, необходимых для решения задач ФССП России.
б) для работников:
выявление возможных личностных и психологических особенностей и ограничений, способных повлиять на эффективность профессиональной и управленческой деятельности;
создание условий для целенаправленной психологической поддержки работников на основе полученной информации об особенностях их профессионально-личностного развития, а также содействие успешному развитию профессиональной карьеры.
3.4. Организация личностно-профессиональной диагностики граждан и работников осуществляется на основе:
добровольности участия граждан и работников в процедурах личностно-профессиональной диагностики;
этичности и корректности в использовании результатов личностно-профессиональной диагностики и полученных в результате ее проведения оценок личностно-профессиональных качеств работников и граждан;
конфиденциальности результатов личностно-профессиональной диагностики граждан и работников.
3.5. Основанием для проведения личностно-профессиональной диагностики является направление (приложение № 3 Положения) и заявление гражданина или работника о его согласии пройти вышеуказанную процедуру (приложение № 4 Положения).
При оформлении направления на личностно-профессиональную диагностику для обозначения категории диагностируемых граждан и работников, целей диагностики и других данных используются коды целей (приложение № 5 Положения).
3.6. В случае отказа от прохождения личностно-профессиональной диагностики гражданин или работник заполняет заявление (приложение № 4 Положения) и в произвольной форме указывает причину отказа. О данном факте психолог территориального органа информирует начальника кадрового подразделения и председателя конкурсной комиссии, а начальник отдела психологического обеспечения – начальника Управления государственной службы и кадров.
3.7. Оценка соответствия профессионально важных психологических качеств граждан и работников требованиям профессиональной деятельности проводится посредством комплексного психологического обследования с применением специальных психологических методов.
3.8. Комплекс тестовых методик, используемых при проведении личностно-профессиональной диагностики, определяется в зависимости от должности государственной гражданской службы, на которую проводится отбор.
3.9. Психологи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и качество психологического обследования, объективность выносимых заключений и соблюдение этических принципов (приложение № 6 Положения).
3.10 Личностно-профессиональная диагностика может проводиться в отношении:
а) граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы;
б) работников, участвующих в конкурсе для включения в кадровый резерв;
в) работников перед заключением нового служебного контракта;
г) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов для периодического (не реже одного раза в год) определения пригодности их индивидуально-психологических особенностей к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
3.11. Психологи, проводя личностно-профессиональную диагностику граждан и работников, определяют соответствие их индивидуальных психологических особенностей профессионально-важным качествам, определяемым спецификой профессиональной деятельности (приложение № 7 Положения).
3.12. Результаты, полученные в процессе психодиагностических мероприятий, отражаются в протоколе личностно-профессиональной диагностики (приложение № 8 Положения).
3.13. В заключении о результатах личностно-профессиональной диагностики (приложение № 9 Положения) отражаются персональные данные, включающие развернутую характеристику индивидуальных психологических качеств работника или гражданина, способных повлиять на эффективность профессиональной деятельности; информация о наиболее сильных сторонах личности и возможных ограничениях в реализации личностно-профессионального потенциала, а также выводы о его личностно-профессиональной пригодности и перспективах развития.
3.14. Заключение о результатах личностно-профессиональной диагностики оформляется в одном экземпляре и хранится у психолога. В заключении приводятся: обобщенные результаты психологического обследования (описательная часть заключения) и вывод (собственно заключение).
3.15. При написании выводов используются следующие формулировки:
а) рекомендуется в первую очередь – первая категория личностно-профессиональной пригодности Р1 (полностью соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);
б) рекомендуется – вторая категория личностно-профессиональной пригодности Р2 (в основном соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);
в) рекомендуется условно – третья категория личностно-профессиональной пригодности Р3 (минимально соответствует требованиям, установленным для конкретной должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
г) не рекомендуется – четвертая категория личностно-профессиональной пригодности Р4 (не соответствует требованиям, установленным для конкретной должности).
3.16. Выводы о результатах личностно-профессиональной диагностики носят рекомендательный характер и доводятся психологом до руководителя соответствующего кадрового подразделения и членов конкурсной комиссии перед принятием конкурсной комиссией окончательного решения.
3.17. Информация, содержащаяся в заключении, относится к сведениям конфиденциального характера и должна защищаться в соответствии с требованиями к обработке персональных данных, установленными законодательством Российской Федерации, может использоваться только в служебных целях, а также не обсуждается с лицами, прошедшими личностно-профессиональную диагностику.
Прямой доступ к результатам личностно-профессиональной диагностики граждан и работников, включая развернутое заключение по ее итогам, в центральном аппарате имеют директор ФССП России и начальник Управления государственной службы и кадров, в территориальном органе ФССП России – руководитель территориального органа ФССП России и начальник кадрового подразделения.
3.18. Перемещение психологической информации отражается в соответствующем журнале (приложение № 15 Положения).
Раздел IV Положения.
Организация и порядок психологической подготовки работников
Федеральной службы судебных приставов.
4.1. Психологическая подготовка работников к решению служебных задач проводится в рамках профессиональной подготовки.
4.2. Психологическая подготовка работников ФССП России заключается в комплексе мероприятий, направленных на развитие и повышение их психологической компетентности и культуры, на обучение профессионально важным навыкам и методам работы.
4.3. Основными формами психологической подготовки являются лекционные занятия, деловые и ролевые игры, групповые и индивидуальные психологические тренинги.
Раздел V Положения.
Организация и порядок социально-психологического изучения
внутригрупповых межличностных отношений.
5.1. Социально-психологическое изучение внутригрупповых межличностных отношений – комплекс мероприятий, направленных на:
а) выявление структуры внутригрупповых межличностных отношений работников;
б) определение статусно-ролевых позиций работников в коллективе;
в) оценку психологической совместимости работников в коллективе;
г) выявление деловых и эмоциональных лидеров, пользующихся авторитетом у членов коллектива;
д) изучение особенностей взаимного оценивания членов коллектива
с целью прогнозирования и предупреждения межличностных конфликтов;
е) разработку рекомендаций по оптимизации внутригрупповых межличностных отношений среди работников структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, их комплектованию с учетом психологической совместимости;
ж) выявление социально-психологических причин текучести кадров.
5.2. Решение о необходимости проведения социально-психологического изучения принимается директором ФССП России и руководителем территориального органа ФССП России.
5.3. В период подготовки к изучению межличностных отношений психологами проводится инструктаж с руководителями структурных подразделений территориального органа ФССП России, в котором планируется проведение указанного изучения. В ходе инструктажа до руководителей доводятся цели, задачи, объем, время, место и условия проведения социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений, а также порядок использования полученных результатов.
5.4. Руководители структурных подразделений территориального органа ФССП России представляют списки государственных гражданских служащих и в назначенные сроки организуют прибытие работников для участия в изучении межличностных отношений.
5.5. Для обеспечения достаточной достоверности результатов исследования социально-психологического изучения необходимо, чтобы в изучении приняло участие не менее 75% списочного состава работников структурного подразделения территориального органа ФССП России.
5.6. По результатам социально-психологического изучения составляется справка, которая подписывается психологом, проводившим данное исследование.
5.7. Содержание справки доводится до сведения руководителей соответствующих территориальных органов ФССП России, особое внимание при этом уделяется рекомендациям по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Справка хранится у психолога. Информация, содержащаяся в справке, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Раздел VI Положения.
Психологическое консультирование.
6.1. В рамках психологического обеспечения выделяются следующие типы ситуаций консультирования: консультирование руководителей структурных подразделений
территориальных органов ФССП России; консультирование работников ФССП России.
6.2. Психологическое консультирование руководителей заключается в обсуждении вопросов адаптации, обучения, наставничества, воспитания, повышения эффективности служебной деятельности работников, формирования кадрового резерва и оптимального комплектования подразделений с учетом индивидуально-психологических особенностей работников и их психологической совместимости.
6.3. Психологическое консультирование работников направлено на оказание им психологической помощи в решении как личных, так и служебных проблем, в том числе консультирование работников в период адаптации к условиям профессиональной деятельности на основе изучения сложившейся ситуации, а также оценки индивидуально-психологических особенностей и психологического состояния этих лиц.
6.4. До работников доводится информация о том, где и как можно получить психологическую помощь, сообщаются номера телефонов, место и время приема нуждающихся в психологическом консультировании.
6.5. Информация, получаемая при проведении психологического консультирования, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Раздел VII Положения.
Методическое обеспечение деятельности психологов
7.1. Методическое обеспечение деятельности психологов осуществляется отделом психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов.
7.2. Утверждение методических рекомендаций, методических и учебных пособий по психологическому обеспечению, аппаратно-программных средств психологического обеспечения осуществляется руководством ФССП России.
7.3. Для осуществления контроля стандартности методик, применяемых
в территориальных органах ФССП России, в отделе психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов формируется банк методик и аппаратно-программных средств психологического обеспечения.
Раздел VIII Положения.
Материально-техническое обеспечение.
На период осуществления личностно-профессиональной диагностики кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, работников Федеральной службы судебных приставов и проведения психологического консультирования психологам в территориальном органе ФССП России выделяются отдельные служебные помещения.
Раздел IX Положеиия.
Учет и хранение документации, отчетность о деятельности психологов.
9.1. Сведения, полученные психологом в процессе работы, хранятся у психолога в месте, исключающем несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (в сейфе рабочего кабинета).
9.2. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики граждан, участвующих в конкурсе на замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв ФССП России и по результатам конкурса не ставших победителями, а также в случае исключения гражданина, не являющегося работником, из кадрового резерва хранятся в течение одного года со дня прохождения кандидатом конкурсной комиссии.
9.3. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики работников хранятся весь период трудовой деятельности работника в ФССП России и в течение одного года после увольнения. Допускается хранение материалов личностно-профессиональной диагностики на электронном носителе.
9.4. Срок хранения материалов социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений (регистрационные бланки, анкеты, таблицы результатов оценивания) – 3 года. По истечении срока хранения, при отсутствии необходимости использования их в научных целях, вышеуказанные материалы уничтожаются в установленном порядке.
9.5. Журналы и дела находятся на хранении у психолога в течение 5 лет.
9.6. По истечении срока хранения архивной документации, предусмотренного нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение делопроизводства в ФССП России, журналы уничтожаются по акту.
9.7. Отчеты о проведении мероприятий по психологическому обеспечению за истекший год предоставляются ежегодно до 01 февраля в отдел психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов (приложение № 10).
Раздел X Положения.
Документация по психологическому обеспечению.
журнал регистрации лиц, прошедших личностно-профессиональную диагностику (приложение № 12); журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы (приложение № 13);
журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и профилактической работы (приложение № 14); журнал учета перемещения психологической информации
(приложение № 15);
дело планов и отчетов по организации психологического обеспечения служебной деятельности и другая документация, которая необходима для осуществления деятельности по психологическому обеспечению.
10.2. При использовании в работе компьютерных психодиагностических программ информация должна копироваться на резервный диск и иметь персональный код доступа к ней.
10.3. Вся вышеуказанная документация является отчетной и предназначена для осуществления контроля над деятельностью психологов.
С текстом приказа ФССП России, Положением об организации психологического обеспечения работников ФССП, с приложениями к Положению можно ознакомиться в блоге "В помощь военному психологу" на ссылке http://spaceglitter2.blogspot.ru/p/13.html
Для оформления поста использованы кадры сериала о буднях судебных приставов " А счастье где-то рядом". http://ruskino.ru/mov/12947/gallery
***
29 ноября 2013 года в Москве в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации состоялся III Всероссийский конкурс профессионального мастерства на звание лучшего психолога силовых структур «Сила души». Федеральную службу судебных приставов в составе жюри представлял начальник отдела психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров ФССП России ДАЛЬЧАНИН В.Д.По итогам III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сила души» СОРОКИНА Анастасия Валерьевна (на фото) - ведущий специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров УФССП России по Республике Карелия завоевала второе место.
Четвертое место в конкурсе заняла РЯБОВА Юлия Александровна - ведущий специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров УФССП России по Забайкальскому краю.
http://r75.fssprus.ru/news/document22078662/
Комментариев нет:
Отправить комментарий