Размышления на заданную тему в связи с созданием психологической службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Специалисты из числа гражданского персонала вносят весомый вклад в поддержание боеготовности и обеспечение повседневной деятельности сил (войск), за что им и спасибо.
Есть мнение, что гражданский персонал играет преимущественно вспомогательную роль в осуществлении функций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Однако деятельность гражданского персонала, как и деятельность военнослужащих, также направлена на отражение возможной агрессии против Российской Федерации и защиту целостности и неприкосновенности ее территории, но в отличие от военнослужащих указанные лица военную службу не проходят и не обладают соответствующим статусом.
13 октября 2008 г. Министром обороны Российской Федерации издан приказ № 520 «Об утверждении перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Пунктом 2 данного приказа предписано: "должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), комплектовать лицами гражданского персонала Вооруженных Сил при отсутствии в их подчинении военнослужащих".
Согласно Перечня, гражданским персоналом могут замещаться воинские должности начальника группы, начальника пункта, психолога. Группа ВУС-36.
КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ ЗАМЕЩАЮТСЯ ГРАЖДАНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
Согласно общим требованиям по оптимизации штатной численности воинских должностей в структурах Вооруженных Сил Российской Федерации (указания Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 205/2/97) заменены на должности гражданского персонала должности замещаемые офицерами, в том числе:
– в органах военного управления, обеспечивающих повседневную деятельность войск (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы и др.);
– в подразделениях юридической, экологической и медицинской служб;
– в боевых и специальных войсках, обеспечивающих повседневную деятельность воинских частей и подразделений (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы, подразделения юридической, экологической и медицинской служб);
– в воинских частях и подразделениях тылового и технического обеспечения;
– в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
– в военных комиссариатах и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся воинской должности начальника центра (группы) психологической работы воинской части и должности гражданского специалиста психолога (ведущего психолога) воинской части.
Отношения по прохождению военной службы регулируются специальным законодательством, в первую очередь федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и др. Нормы трудового права на военнослужащих не распространяются, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.
В отличие от военнослужащего на гражданского специалиста – психолога военной организации в полном объеме распространяются нормы трудового права, в частности Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений. Именно различные основания регулирования отношений по прохождению военной службы военного психолога и работы гражданского психолога влекут множество различий в их статусе. Ниже рассмотрим некоторые из них.
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
С какого времени возлагаются должностные обязанности на военнослужащего и на работника? Для возложения должностных обязанностей начальника центра (группы) психологической работы на военнослужащего необходимо издание приказа командира (начальника), которому предоставлено право назначать военнослужащего на указанную должность.
Указанные полномочия определены приказом Министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. № 410.
После этого военнослужащий должен вступить в исполнение обязанностей по указанной должности, о чем доложить рапортом (статья 238 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом МО РФ 2004 г. № 222).
В случае если в центре (группе) психологической работы существуют материальные средства (к примеру аппаратура АРМ ВП), кроме рапорта, представляются еще и акты о приеме-сдаче этих материальных средств. При этом, окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта (статья 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Гражданскому сотруднику достаточно просто быть принятым на работу, т. е. заключить трудовой договор с руководителем организации, в данном случае – с командиром воинской части. Иначе говоря, стадия именно приема дел и должности у гражданского работника не предусмотрена.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ
Кроме того, законодательство не запрещает психологу, ни дня не прослужившему в армии или на флоте, претендовать сразу на замещение должности ведущего психолога, начальника центра (группы) психологической работы в военных организациях, где ранее указанные должности комплектовались офицерами штатно-должностной категории «подполковник» или «капитан 2 ранга».
Квалификационные требования для психолога, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. №150, устанавливали критерии лишь по уровню образования и стажу работы по профилю деятельности, не содержали условий о работе или службе в военных организациях (подобные же критерии приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. №37).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2011 г. №2, приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. №150 отменён.
Требования к квалификации по разрядам оплаты (Приказ МО РФ 1996 г. №150).
6 разряд (психолог) - высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы; 7 - 8 разряды (психолог II категории) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
8 - 9 разряды (психолог I категории) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет;
10 - 11 разряды (ведущий психолог) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I категории не менее 2 - 3 лет.
Подробней http://spaceglitter2.blogspot.ru/p/n-1-19-1996.html
ОТКАЗ В ПРИЁМЕ НА РАБОТУ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКРИМИНАЦИОННЫМ
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Указанные гражданские лица имеют право устраиваться на работу, в том числе и на должности психологической работы военных организаций. Отказ в приеме их на работу по вышеизложенным основаниям является дискриминационным.
Назначение военнослужащих на должности в психологическую службу и их переназначение производятся с учетом мнения начальника, а в отдельных случаях по согласованию с начальником Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации. Такое требование о согласовании назначений для гражданских специалистов трудовым законодательством не предусмотрено.
О КОМПЛЕКТОВАНИИ ВАКАНТНЫХ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» от 28 января 2004 г. № 20 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 524) определено, что разрешается комплектовать вакантные воинские должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), лицами гражданского персонала при выполнении условия об отсутствии у них в подчинении военнослужащих.
Т.е. вакантную воинскую должность начальника центра (группы) психологической работы можно укомплектовать лицами гражданского персонала при выполнении условия об отсутствии у них в подчинении военнослужащих.
ПРИНЦИП КОНКУРСНОГО ОТБОРА
В существующей в настоящее время системе назначения военнослужащих на воинские должности присутствует принцип конкурсного отбора. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Вышеуказанная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, соблюдении воинской дисциплины, совершенствовании воинского мастерства и т.п.
В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха, который возможен лишь в процессе состязания между военнослужащими.
Т.е. любой военнослужащий в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами, может претендовать на конкурсной основе на должность начальника центра (группы) психологической работы.
НЕДОСТОИН ВЫДВИЖЕНИЯ, ПОДЛЕЖИШЬ УВОЛЬНЕНИЮ
Интересы военнослужащих учитываются и руководством армий зарубежных государств. При этом принимаются во внимание рад факторов, которые позволяют по итогам состязания поощрять одних и наказывать других военнослужащих.
Например, в Вооруженных Силах США система продвижения по службе (интерес) офицеров основана на состязательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению.
ПЕРЕВОД РАБОТНИКА К НОВОМУ МЕСТУ РАБОТЫ
Гражданского специалиста-психолога без его согласия нельзя перевести к новому месту работы (например, в другой гарнизон), да он и сам вряд ли в этом будет заинтересован, поскольку государство не обязано предоставлять ему жилье на новом месте работы.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) место работы является существенным условием трудового договора, оно не подлежит изменению без согласия работника (ст. 72 ТК Российской Федерации). Т.е. поменять место работы -г.Фокино на г.Владивосток без согласия работника нельзя.
У гражданского специалиста-психолога военной организации, как правило, нет перспективы роста, за исключением назначения на должность ведущего психолога группы (центра) психологической работы соединения (объединения). Как стимулом тут может выступать повышение квалификации в Военном университете МО РФ или участие в профессиональных конкурсах.
СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Здесь необходимо остановиться на определении работодателя для гражданского специалиста. Сторонами трудового договора, заключаемого в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются:
– в качестве работодателя – воинские части, зарегистрированные в качестве юридических лиц, в лице их командиров (начальников, руководителей);
– в качестве работника – лица, достигшие возраста, определенного в законодательстве.
Таким образом, работодателем для работника (психолога) является конкретная военная организация в лице ее командира (начальника). Никто иной, кроме работника и конкретного командира (начальника) военной организации, куда устраивается на работу гражданин, вмешиваться в определение условий трудового договора не вправе. При заключении трудового договора его стороны равноправны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ РАБОТНИКА
При трудоустройстве работник и работодатель заключают трудовой договор, где одним из обязательных условий является определение конкретной трудовой функции работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы).
В случае если работнику поручается конкретный вид работы, квалификационные требования по которой не содержат квалификационные справочники, вид поручаемой работы рекомендуют оговаривать в трудовом договоре (к примеру - проводить оценку морально-психологического состояния).
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Типовые обязанности психолога изложены в руководящих документах по психологической работе в ВС РФ. По общему правилу в случае противоречия нормативных актов, имеющих равную юридическую силу, применению подлежит нормативный акт, имеющий более позднюю дату издания.
В отличие от военнослужащего, который обязан выполнить приказ старшего командира (начальника) о возложении на него новых должностных обязанностей или их изменении, для гражданского работника такой приказ не будет иметь силы без внесения соответствующих изменений в трудовой договор, что может быть произведено только с согласия работника (ст. 72 ТК РФ).
МОЖНО ЛИ ВМЕНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ СОГЛАСИЯ РАБОТНИКА
Министр обороны Российской Федерации выступает в качестве работодателя только для ограниченного числа гражданских служащих самого Министерства обороны Российской Федерации, а не для всего гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Бывает, что военнослужащие по приказу командиров выполняют и несвойственные им должностные обязанности. На гражданского работника такие обязанности возможно возложить лишь на стадии его поступления на работу и заключения в связи с этим трудового договора. В последующем вменять ему данные обязанности без его согласия не допускается.
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВЛАСТЬЮ ОБЛАДАЕТ ТОЛЬКО РАБОТОДАТЕЛЬ
Нераспространение положений общевоинских уставов на лиц гражданского персонала (за исключением замещающих воинские должности) означает отсутствие у них дисциплинарных полномочий к подчиненным. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка только работодатель имеет право применить к гражданскому работнику дисциплинарное взыскание.
На практике возникают ситуации, когда при проверке состояния психологической работы в подчиненном органе военного управления военной организации выявлены недостатки, но ни сам проверяющий, ни начальник вышестоящего органа военного управления не могут наказать в дисциплинарном порядке гражданского психолога этой военной организации, допустившего нарушения. Так как дисциплинарной властью по отношению к гражданскому психологу обладает только работодатель.
УВОЛЬНЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ (ст.80 ТК РФ)
Еще один важный момент – это гарантированная законодательством возможность быстрого увольнения любого гражданского работника.
Срок военной службы офицера определен в контракте о прохождении военной службы и является заранее известным и для командования, и для военнослужащего. Поэтому командование заранее имеет возможность принять меры к замещению освобождающейся воинской должности (объявить конкурс, подать запрос в вышестоящий кадровый орган либо в военкомат и т. д.).
Гражданский психолог в любое время может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), причем даже накануне важного психологического обследования, что, возможно, создаст определённые трудности командованию по выполнению поставленной задачи подготовки экипажа корабля для выполнения задач в море.
МОЖНО ЛИ РАБОТНИКА ПРИВЛЕЧЬ К РАБОТЕ В ИНОЕ ВРЕМЯ
Теперь несколько слов об ответственности работника. В отличие от военнослужащего работники воинских частей и учреждений несут более «мягкую» ответственность за допущенные правонарушения.
Не распространяются на лиц гражданского персонала положения гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы», положения УВС ВС РФ о беспрекословном и точном выполнении приказа командира (начальника) в любое время суток (ст. 43 УВС ВС РФ, ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Работники исполняют трудовые обязанности только в период своего рабочего времени, привлечь их к работе в иное время без их согласия нельзя (ст. 113 ТК РФ). Нет запрета у работников и покидать пределы гарнизона без разрешения командира воинской части в нерабочее время, не обязаны они и заниматься боевой подготовкой.
ДОЛЖЕН ЛИ УЧАСТВОВАТЬ РАБОТНИК В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих. Она проводится как в мирное, так и в военное время (ст. 234 УВС ВС РФ). Как и остальные военнослужащие, в мероприятиях боевой подготовки должен участвовать офицер-психолог (начальник центра (группы) психологической работы).
Должны ли участвовать в боевой подготовке гражданские психологи? Гражданским психологам порой не хватает знаний в военной области, этому не учат в «гражданских» вузах. Естественно, гражданские психологи нечетко представляют в чём должна заключаться психологическая подготовка военнослужащих различных видов Вооружённых Сил и как она должна проводится.
У них отсутствует представление о средствах и методах ведения войны. Возникают трудности взаимопонимания в среде военнослужащих, что может неблагоприятно отразиться на процессе психологического сопровождения повседневной деятельности.
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА, ЕСЛИ ЗАВТРА В ПОХОД ...
Кроме того, при объявлении мобилизации с большой долей вероятности гражданский специалист будет уволен из военной организации в связи с его призывом на военную службу, в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет или по другим причинам.
"Текучесть" кадров невыгодна военной организации, так как любому новому человеку в новой должности необходимо дополнительное время для адаптации, уяснения особенностей деятельности.
НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Пунктом 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050, предусмотрено, что граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по установленной форме в установленном порядке.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" не допускается заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами наличия предусмотренных законом оснований к отказу в допуске к государственной тайне. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на работника дополнительные ограничения, в том числе в части выезда за пределы страны.
Указанные обстоятельства являются фактором, ограничивающим подбор квалифицированных специалистов психологической службы из числа гражданского персонала, так как далеко не все гражданские психологи согласны ждать несколько месяцев окончания проверок и возлагать на себя дополнительные ограничения.
О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Трудовой договор более детально, чем контракт о прохождении военной службы, излагает права и обязанности сторон договора. Взаимные права и обязанности военнослужащего и Министерства обороны Российской Федерации определены законом и иными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы, права и обязанности военнослужащих, при этом закон не содержит указания на то, что стороны контракта вправе изменить их своим соглашением.
Статус военнослужащего несомненно привлекательнее статуса гражданского работника в смысле предоставления возможности со временем получить в собственность жилье, пенсию за выслугу лет в сравнительно молодом возрасте, а также пользоваться другими социальными преимуществами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал, что военная служба осуществляется в публичных интересах, а военнослужащие выполняют конституционно-значимые функции. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что – в силу ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2, 7, 37 (чч. 1 и 3), ст. 39 (чч. 1 и 2), ст. 41 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст.ст. 59 и 71 (пп. "в", "м")
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД
Конституции Российской Федерации – влечет обязанность государства гарантировать военнослужащим материальное обеспечение и компенсации.
К гражданским работникам военных организаций сказанное не относится; работая в любой организации, в том числе и военной, гражданин реализует свое конституционное право на труд и свободу его выбора. Работа по трудовому договору осуществляется не в публичных интересах государства, а в личных интересах работника. Соответственно государство не обязано предоставлять работнику такой же набор социальных гарантий, как и военнослужащему.
В настоящее время заработная плата гражданских психологов военных организаций редко превышает ** тысяч рублей в месяц. Такое вознаграждение за труд порой не позволяет набрать на должности психологической службы высококвалифицированных специалистов. Отдельные, слыша сумму, впадают в ступор.
О КРИТЕРИЯХ ДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ВС РФ
Изменение соотношения численности военнослужащих в пользу гражданского персонала было предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. С 2009 г. все должности психологов в ВС РФ стали гражданскими.
С 1 июля 2013 года введены должности начальников центров психологической работы округов (флотов) замещаемые военнослужащими с высшим психологическим образованием. А с 31 декабря 2014 года дополнительно должности начальники групп в соединениях и в центрах округов (флотов).
Так какой же существует критерий деления должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации на военные и гражданские?
По данному вопросу Министр обороны Российской Федерации в интервью «Российской газете» пояснил: «все, что связано с обеспечением армии, может выполняться гражданскими людьми. Все направленное на исполнение воинских функций должны выполнять военнослужащие».
КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ БОЕВУЮ СПОСОБНОСТЬ
В Вооруженных Силах Российской Федерации издавна существует такое понятие – "должности, определяющие боевую способность".
До 2009 г. все должности офицеров (в том числе и должности психологов замещаемые офицерами) определяли боеспособность воинских частей, но с определенного момента времени, по мнению военного руководства страны, эти должности перестали определять боеспособность, поэтому их было решено комплектовать гражданскими лицами.
Проблема определения критериев отнесения должности в составе военной организации к воинской или гражданской заключается также в том, что если при ведении боевых действий (при нахождении в состоянии войны или при вооруженных конфликтах) они являются очевидными, то в условиях мирного времени необходимо четко определить, какие конкретно функции, выполняемые конкретным должностным лицом, являются военными, т. е. могут выполняться только военнослужащим и не могут выполняться гражданскими лицами.
Фото. Газета "Страж Балтики".
Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Специалисты из числа гражданского персонала вносят весомый вклад в поддержание боеготовности и обеспечение повседневной деятельности сил (войск), за что им и спасибо.
Есть мнение, что гражданский персонал играет преимущественно вспомогательную роль в осуществлении функций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Однако деятельность гражданского персонала, как и деятельность военнослужащих, также направлена на отражение возможной агрессии против Российской Федерации и защиту целостности и неприкосновенности ее территории, но в отличие от военнослужащих указанные лица военную службу не проходят и не обладают соответствующим статусом.
13 октября 2008 г. Министром обороны Российской Федерации издан приказ № 520 «Об утверждении перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Пунктом 2 данного приказа предписано: "должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), комплектовать лицами гражданского персонала Вооруженных Сил при отсутствии в их подчинении военнослужащих".
Согласно Перечня, гражданским персоналом могут замещаться воинские должности начальника группы, начальника пункта, психолога. Группа ВУС-36.
КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ ЗАМЕЩАЮТСЯ ГРАЖДАНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
Согласно общим требованиям по оптимизации штатной численности воинских должностей в структурах Вооруженных Сил Российской Федерации (указания Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 205/2/97) заменены на должности гражданского персонала должности замещаемые офицерами, в том числе:
– в органах военного управления, обеспечивающих повседневную деятельность войск (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы и др.);
– в подразделениях юридической, экологической и медицинской служб;
– в боевых и специальных войсках, обеспечивающих повседневную деятельность воинских частей и подразделений (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы, подразделения юридической, экологической и медицинской служб);
– в воинских частях и подразделениях тылового и технического обеспечения;
– в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
– в военных комиссариатах и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся воинской должности начальника центра (группы) психологической работы воинской части и должности гражданского специалиста психолога (ведущего психолога) воинской части.
Отношения по прохождению военной службы регулируются специальным законодательством, в первую очередь федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и др. Нормы трудового права на военнослужащих не распространяются, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.
В отличие от военнослужащего на гражданского специалиста – психолога военной организации в полном объеме распространяются нормы трудового права, в частности Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений. Именно различные основания регулирования отношений по прохождению военной службы военного психолога и работы гражданского психолога влекут множество различий в их статусе. Ниже рассмотрим некоторые из них.
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
С какого времени возлагаются должностные обязанности на военнослужащего и на работника? Для возложения должностных обязанностей начальника центра (группы) психологической работы на военнослужащего необходимо издание приказа командира (начальника), которому предоставлено право назначать военнослужащего на указанную должность.
Указанные полномочия определены приказом Министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. № 410.
После этого военнослужащий должен вступить в исполнение обязанностей по указанной должности, о чем доложить рапортом (статья 238 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом МО РФ 2004 г. № 222).
В случае если в центре (группе) психологической работы существуют материальные средства (к примеру аппаратура АРМ ВП), кроме рапорта, представляются еще и акты о приеме-сдаче этих материальных средств. При этом, окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта (статья 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Гражданскому сотруднику достаточно просто быть принятым на работу, т. е. заключить трудовой договор с руководителем организации, в данном случае – с командиром воинской части. Иначе говоря, стадия именно приема дел и должности у гражданского работника не предусмотрена.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ
Кроме того, законодательство не запрещает психологу, ни дня не прослужившему в армии или на флоте, претендовать сразу на замещение должности ведущего психолога, начальника центра (группы) психологической работы в военных организациях, где ранее указанные должности комплектовались офицерами штатно-должностной категории «подполковник» или «капитан 2 ранга».
Квалификационные требования для психолога, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. №150, устанавливали критерии лишь по уровню образования и стажу работы по профилю деятельности, не содержали условий о работе или службе в военных организациях (подобные же критерии приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. №37).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2011 г. №2, приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. №150 отменён.
Требования к квалификации по разрядам оплаты (Приказ МО РФ 1996 г. №150).
6 разряд (психолог) - высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы; 7 - 8 разряды (психолог II категории) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
8 - 9 разряды (психолог I категории) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет;
10 - 11 разряды (ведущий психолог) - высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I категории не менее 2 - 3 лет.
Подробней http://spaceglitter2.blogspot.ru/p/n-1-19-1996.html
ОТКАЗ В ПРИЁМЕ НА РАБОТУ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКРИМИНАЦИОННЫМ
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Указанные гражданские лица имеют право устраиваться на работу, в том числе и на должности психологической работы военных организаций. Отказ в приеме их на работу по вышеизложенным основаниям является дискриминационным.
Назначение военнослужащих на должности в психологическую службу и их переназначение производятся с учетом мнения начальника, а в отдельных случаях по согласованию с начальником Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации. Такое требование о согласовании назначений для гражданских специалистов трудовым законодательством не предусмотрено.
О КОМПЛЕКТОВАНИИ ВАКАНТНЫХ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» от 28 января 2004 г. № 20 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 524) определено, что разрешается комплектовать вакантные воинские должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), лицами гражданского персонала при выполнении условия об отсутствии у них в подчинении военнослужащих.
Т.е. вакантную воинскую должность начальника центра (группы) психологической работы можно укомплектовать лицами гражданского персонала при выполнении условия об отсутствии у них в подчинении военнослужащих.
ПРИНЦИП КОНКУРСНОГО ОТБОРА
В существующей в настоящее время системе назначения военнослужащих на воинские должности присутствует принцип конкурсного отбора. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Вышеуказанная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, соблюдении воинской дисциплины, совершенствовании воинского мастерства и т.п.
В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха, который возможен лишь в процессе состязания между военнослужащими.
Т.е. любой военнослужащий в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами, может претендовать на конкурсной основе на должность начальника центра (группы) психологической работы.
НЕДОСТОИН ВЫДВИЖЕНИЯ, ПОДЛЕЖИШЬ УВОЛЬНЕНИЮ
Интересы военнослужащих учитываются и руководством армий зарубежных государств. При этом принимаются во внимание рад факторов, которые позволяют по итогам состязания поощрять одних и наказывать других военнослужащих.
Например, в Вооруженных Силах США система продвижения по службе (интерес) офицеров основана на состязательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению.
ПЕРЕВОД РАБОТНИКА К НОВОМУ МЕСТУ РАБОТЫ
Гражданского специалиста-психолога без его согласия нельзя перевести к новому месту работы (например, в другой гарнизон), да он и сам вряд ли в этом будет заинтересован, поскольку государство не обязано предоставлять ему жилье на новом месте работы.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) место работы является существенным условием трудового договора, оно не подлежит изменению без согласия работника (ст. 72 ТК Российской Федерации). Т.е. поменять место работы -г.Фокино на г.Владивосток без согласия работника нельзя.
У гражданского специалиста-психолога военной организации, как правило, нет перспективы роста, за исключением назначения на должность ведущего психолога группы (центра) психологической работы соединения (объединения). Как стимулом тут может выступать повышение квалификации в Военном университете МО РФ или участие в профессиональных конкурсах.
СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Здесь необходимо остановиться на определении работодателя для гражданского специалиста. Сторонами трудового договора, заключаемого в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются:
– в качестве работодателя – воинские части, зарегистрированные в качестве юридических лиц, в лице их командиров (начальников, руководителей);
– в качестве работника – лица, достигшие возраста, определенного в законодательстве.
Таким образом, работодателем для работника (психолога) является конкретная военная организация в лице ее командира (начальника). Никто иной, кроме работника и конкретного командира (начальника) военной организации, куда устраивается на работу гражданин, вмешиваться в определение условий трудового договора не вправе. При заключении трудового договора его стороны равноправны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ РАБОТНИКА
При трудоустройстве работник и работодатель заключают трудовой договор, где одним из обязательных условий является определение конкретной трудовой функции работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы).
В случае если работнику поручается конкретный вид работы, квалификационные требования по которой не содержат квалификационные справочники, вид поручаемой работы рекомендуют оговаривать в трудовом договоре (к примеру - проводить оценку морально-психологического состояния).
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Типовые обязанности психолога изложены в руководящих документах по психологической работе в ВС РФ. По общему правилу в случае противоречия нормативных актов, имеющих равную юридическую силу, применению подлежит нормативный акт, имеющий более позднюю дату издания.
В отличие от военнослужащего, который обязан выполнить приказ старшего командира (начальника) о возложении на него новых должностных обязанностей или их изменении, для гражданского работника такой приказ не будет иметь силы без внесения соответствующих изменений в трудовой договор, что может быть произведено только с согласия работника (ст. 72 ТК РФ).
МОЖНО ЛИ ВМЕНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ СОГЛАСИЯ РАБОТНИКА
Министр обороны Российской Федерации выступает в качестве работодателя только для ограниченного числа гражданских служащих самого Министерства обороны Российской Федерации, а не для всего гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Бывает, что военнослужащие по приказу командиров выполняют и несвойственные им должностные обязанности. На гражданского работника такие обязанности возможно возложить лишь на стадии его поступления на работу и заключения в связи с этим трудового договора. В последующем вменять ему данные обязанности без его согласия не допускается.
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВЛАСТЬЮ ОБЛАДАЕТ ТОЛЬКО РАБОТОДАТЕЛЬ
Нераспространение положений общевоинских уставов на лиц гражданского персонала (за исключением замещающих воинские должности) означает отсутствие у них дисциплинарных полномочий к подчиненным. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка только работодатель имеет право применить к гражданскому работнику дисциплинарное взыскание.
На практике возникают ситуации, когда при проверке состояния психологической работы в подчиненном органе военного управления военной организации выявлены недостатки, но ни сам проверяющий, ни начальник вышестоящего органа военного управления не могут наказать в дисциплинарном порядке гражданского психолога этой военной организации, допустившего нарушения. Так как дисциплинарной властью по отношению к гражданскому психологу обладает только работодатель.
УВОЛЬНЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ (ст.80 ТК РФ)
Еще один важный момент – это гарантированная законодательством возможность быстрого увольнения любого гражданского работника.
Срок военной службы офицера определен в контракте о прохождении военной службы и является заранее известным и для командования, и для военнослужащего. Поэтому командование заранее имеет возможность принять меры к замещению освобождающейся воинской должности (объявить конкурс, подать запрос в вышестоящий кадровый орган либо в военкомат и т. д.).
Гражданский психолог в любое время может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), причем даже накануне важного психологического обследования, что, возможно, создаст определённые трудности командованию по выполнению поставленной задачи подготовки экипажа корабля для выполнения задач в море.
МОЖНО ЛИ РАБОТНИКА ПРИВЛЕЧЬ К РАБОТЕ В ИНОЕ ВРЕМЯ
Теперь несколько слов об ответственности работника. В отличие от военнослужащего работники воинских частей и учреждений несут более «мягкую» ответственность за допущенные правонарушения.
Не распространяются на лиц гражданского персонала положения гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы», положения УВС ВС РФ о беспрекословном и точном выполнении приказа командира (начальника) в любое время суток (ст. 43 УВС ВС РФ, ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).
Работники исполняют трудовые обязанности только в период своего рабочего времени, привлечь их к работе в иное время без их согласия нельзя (ст. 113 ТК РФ). Нет запрета у работников и покидать пределы гарнизона без разрешения командира воинской части в нерабочее время, не обязаны они и заниматься боевой подготовкой.
ДОЛЖЕН ЛИ УЧАСТВОВАТЬ РАБОТНИК В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих. Она проводится как в мирное, так и в военное время (ст. 234 УВС ВС РФ). Как и остальные военнослужащие, в мероприятиях боевой подготовки должен участвовать офицер-психолог (начальник центра (группы) психологической работы).
Должны ли участвовать в боевой подготовке гражданские психологи? Гражданским психологам порой не хватает знаний в военной области, этому не учат в «гражданских» вузах. Естественно, гражданские психологи нечетко представляют в чём должна заключаться психологическая подготовка военнослужащих различных видов Вооружённых Сил и как она должна проводится.
У них отсутствует представление о средствах и методах ведения войны. Возникают трудности взаимопонимания в среде военнослужащих, что может неблагоприятно отразиться на процессе психологического сопровождения повседневной деятельности.
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА, ЕСЛИ ЗАВТРА В ПОХОД ...
Кроме того, при объявлении мобилизации с большой долей вероятности гражданский специалист будет уволен из военной организации в связи с его призывом на военную службу, в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет или по другим причинам.
"Текучесть" кадров невыгодна военной организации, так как любому новому человеку в новой должности необходимо дополнительное время для адаптации, уяснения особенностей деятельности.
НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Пунктом 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050, предусмотрено, что граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по установленной форме в установленном порядке.
Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" не допускается заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами наличия предусмотренных законом оснований к отказу в допуске к государственной тайне. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на работника дополнительные ограничения, в том числе в части выезда за пределы страны.
Указанные обстоятельства являются фактором, ограничивающим подбор квалифицированных специалистов психологической службы из числа гражданского персонала, так как далеко не все гражданские психологи согласны ждать несколько месяцев окончания проверок и возлагать на себя дополнительные ограничения.
О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Трудовой договор более детально, чем контракт о прохождении военной службы, излагает права и обязанности сторон договора. Взаимные права и обязанности военнослужащего и Министерства обороны Российской Федерации определены законом и иными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы, права и обязанности военнослужащих, при этом закон не содержит указания на то, что стороны контракта вправе изменить их своим соглашением.
Статус военнослужащего несомненно привлекательнее статуса гражданского работника в смысле предоставления возможности со временем получить в собственность жилье, пенсию за выслугу лет в сравнительно молодом возрасте, а также пользоваться другими социальными преимуществами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал, что военная служба осуществляется в публичных интересах, а военнослужащие выполняют конституционно-значимые функции. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что – в силу ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2, 7, 37 (чч. 1 и 3), ст. 39 (чч. 1 и 2), ст. 41 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст.ст. 59 и 71 (пп. "в", "м")
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД
Конституции Российской Федерации – влечет обязанность государства гарантировать военнослужащим материальное обеспечение и компенсации.
К гражданским работникам военных организаций сказанное не относится; работая в любой организации, в том числе и военной, гражданин реализует свое конституционное право на труд и свободу его выбора. Работа по трудовому договору осуществляется не в публичных интересах государства, а в личных интересах работника. Соответственно государство не обязано предоставлять работнику такой же набор социальных гарантий, как и военнослужащему.
В настоящее время заработная плата гражданских психологов военных организаций редко превышает ** тысяч рублей в месяц. Такое вознаграждение за труд порой не позволяет набрать на должности психологической службы высококвалифицированных специалистов. Отдельные, слыша сумму, впадают в ступор.
О КРИТЕРИЯХ ДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ВС РФ
Изменение соотношения численности военнослужащих в пользу гражданского персонала было предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. С 2009 г. все должности психологов в ВС РФ стали гражданскими.
С 1 июля 2013 года введены должности начальников центров психологической работы округов (флотов) замещаемые военнослужащими с высшим психологическим образованием. А с 31 декабря 2014 года дополнительно должности начальники групп в соединениях и в центрах округов (флотов).
Так какой же существует критерий деления должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации на военные и гражданские?
По данному вопросу Министр обороны Российской Федерации в интервью «Российской газете» пояснил: «все, что связано с обеспечением армии, может выполняться гражданскими людьми. Все направленное на исполнение воинских функций должны выполнять военнослужащие».
КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ БОЕВУЮ СПОСОБНОСТЬ
В Вооруженных Силах Российской Федерации издавна существует такое понятие – "должности, определяющие боевую способность".
До 2009 г. все должности офицеров (в том числе и должности психологов замещаемые офицерами) определяли боеспособность воинских частей, но с определенного момента времени, по мнению военного руководства страны, эти должности перестали определять боеспособность, поэтому их было решено комплектовать гражданскими лицами.
Проблема определения критериев отнесения должности в составе военной организации к воинской или гражданской заключается также в том, что если при ведении боевых действий (при нахождении в состоянии войны или при вооруженных конфликтах) они являются очевидными, то в условиях мирного времени необходимо четко определить, какие конкретно функции, выполняемые конкретным должностным лицом, являются военными, т. е. могут выполняться только военнослужащим и не могут выполняться гражданскими лицами.
Фото. Газета "Страж Балтики".
Наши красавицы! Самые мудрые!!!! Как приятно на них смотреть! Удачи Вам девчонки во всем!
ОтветитьУдалитьНаши красавицы! Самые мудрые!!!! Как приятно на них смотреть! Удачи Вам девчонки во всем!
ОтветитьУдалить