четверг, 25 августа 2022 г.

Елена Максименко. Особенности применения проективных методов в процессе супервизии в условиях военного конфликта.


Особенности применения проективных методов в процессе супервизии в условиях военного конфликта. Отрывок.

Автор: Максименко Елена Георгиевна. 

Примеры из практики. 

Пример 1. Психолог Ю. работает в детском онкоцентре с мальчиком 3-х лет. 

Ребенок из многодетной семьи, болеет лейкозом. 

Семья ребенка проживает в районе, близком к зоне боевых действий. 

Мальчик — пятый ребенок в семье, заболел лейкозом в период острой фазы военных действий, когда семье приходилась жить в подвале своего дома. 

В больнице он уже полгода. 

Мать его практически не проведывает. 

Психолог испытала сильные материнские чувства к мальчику и жалость. 

Ей кажется, что мать бросила ребенка и не хочет о нем заботиться. 

Приходя в отделение, она все время проводит с этим малышом, что ее стало беспокоить, так как в отделении есть и другие нуждающиеся пациенты. 

Также об этом ребенке психолог не переставала думать и дома, после работы. 

После того как Ю. познакомила со случаем (раунд «концепции кейса»), предоставляется время для уточняющих вопросов (раунд «вопросов»). 

На данном этапе использовалась техника пространственного моделирования из цветных камней, форма, размер и цвет которых позволял супервизируемому лучше отразить свое восприятие случая. 

Супервизор предложила из камешков создать образ мальчика, его семьи и выбрать камешек (камешки), которые символизировали психолога (эмоциональное восприятие).

Камни предлагалось расположить на листе белой бумаги (пространственное восприятие).

Затем Ю. поставила вопрос на супервизию: «Как правильно выстраивать процесс работы с малышом? 

Нужны ли ему материнские чувства от психолога? 

Нуждается ли он в них (в чувствах психолога)?» 

Окончательным вопросом на супервизию остался: «Как не выходить за пределы профессиональных границ?» 

Совместная рефлексия, основанная на зрительном восприятии образов участников кейса, позволила супервизируемому прочувствовать эмоции и потребности ребенка, понять возможности матери и отделить собственные переживания (которые нуждаются в личной терапии) от профессиональных задач. 

Анализируя супервизионный процесс, необходимо отметить значительное сокращение времени, отведенного на этап рефлексии. 

Объективирование восприятия кейса посредством пространственной модели позволило супервизируемому осуществить анализ работы с больным ребенком на эмоциональном, когнитивном уровнях, отстраниться от собственных переживаний, связанных с данной ситуацией, и выработать стратегию дальнейшей работы. 

Пример 2. 

Командная супервизия: 2 социальных работника, психолог и педагог сопровождают уязвимые семьи, которые проживают на линии соприкосновения сторон конфликта.

Семья — мать и трое детей (младшему 1,5 года), муж считается без вести пропавшим уже два года. Жена живет постоянными мыслями о муже, об их былом благополучии. 

Муж пропал в начале военного конфликта, жена подозревает местные власти, ненавидит все, что с ними связано, не принимает нового устоя. 

Не хочет (не может?) работать, вся семья живет за счет продажи накопленных материальных благ (драгоценностей и т.д.). 

Дети неприсмотренные, заброшенные. 

Пособия на детей не оформлены. 

Семья взята под патронаж. 

Вопрос на супервизию: «Как мотивировать жену-мать вернуться к реальности, начать работать, заниматься детьми? У команды это не получается». 

После последней беседы, на которой они пытались учить ее «уму-разуму», клиентка закрылась и не отвечает на их звонки. 

Случай был выбран общим голосованием. 

С данной семьей работала вся команда и все заинтересованы в конструктивном решении проблемы. 

Необходимо отметить гармоничное взаимодействие и сотрудничество в команде, продуктивную сплоченность. 

Раунд вопросов сопровождался использованием проективной методики «Рисунок структуры семьи», на котором прояснились особенности внутрисемейных отношений, рисковые обстоятельства и ресурсы семьи, прежде всего матери. 

Собранная за небольшой промежуток времени концепция кейса позволила команде понять переживания клиентки, ее личностные особенности, сформированные в родительской семье, затем развитые в «тепличной» атмосфере со стороны пропавшего супруга - отца.

Команда осознала, что часто вели себя с молодой матерью как авторитарные родители, не столько поддерживали, сколько поучали. 

Социальные работники смогли вспомнить высказывания клиентки о неудовлетворенных желаниях в личностном и профессиональном росте, что позволило выстроить стратегию дальнейшей работы с клиенткой. 

Анализ супервизионного процесса показал, что объективирование концепции кейса посредством проективного метода облегчает раунд идентификации (даже может его заменить) с клиентом. 

Рассмотренные случаи иллюстрируют продуктивность использования проективных методов в процессе супервизии с целью сокращения временного формата, что особенно важно, учитывая условия военного конфликта. 

В проведенных супервизиях использовались методы пространственного моделирования из цветных камней, ракушек, мелких стеклянных фигурок различной формы и размера и рисунок структуры семьи. 

Проективный метод позволяет апперципировать переживания, чувства терапевта безопасно для его собственной личности и профессиональной самооценки. 

Создаются благоприятные условия для объективного восприятия терапевтической ситуации, сложившихся отношений между участниками терапевтического или социального процесса, что открывает перспективы снижения эмоционального напряжения супервизируемого, поддержки его самооценки и эмпатии. 

Обобщая вышесказанное, отметим, что проективные методы в процессе супервизии позволяют объективно представить концепцию кейса, визуализировать внешние и внутренние (латентные) процессы проблемной ситуации, что способствует более точному определению и достижению целей и задач супервизии за более короткий промежуток времени. 

Супервизия является важным компонентом помощи психологам как средство поддержки специалистов и профилактики эмоционального выгорания. 

Источник: Максименко Е.Г. Особенности применения проективных методов в процессе супервизии в условиях военного конфликта // Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий: монография. — Донецк: Фолиант, 2019. — С. 283–288.

Комментариев нет:

Отправить комментарий