Профессиональный психологичесий отбор во Внутренние войска – процесс сложный и ответственный: от того, кто будет служить в подразделениях, зависит и морально-психологическая обстановка в воинских коллективах, и качество выполнения ими служебно-боевых задач.
Опытом своей работы по профотбору кандидатов на службу по контракту в нынешних условиях с корреспондентом журнала поделилась психолог полка связи Центрального регионального командования ВВ МВД РФ капитан Елена Теплова.
Подполковник Елена Жарникова
Фото Александра Герасимчука
О ПЕРЕЛЁНЫХ ПТИЦАХ И ДОБРЫХ МОЛОДЦАХ.
Ни для кого уже не секрет, что жизнь в долг стала одной из примет нашего времени. И потому у войсковых психологов-практиков при прове-дении профотбора появилось новое правило: на предварительной беседе всем кандидатам обязательно задаётся вопрос: "Есть ли у вас кредит?".
Если да, и к тому же сумма ежемесячной выплаты приличная, стоит крепко задуматься: а надо ли с таким человеком заключать контракт?
– Жизнь не стоит на месте, – начинает разговор Елена Владимировна. – Ещё лет десять назад психологи при профотборе в первую очередь смотрели, как часто человек менял работу. Если его трудовая книжка была испещрена записями, сразу же давали от ворот поворот и связывали это с неуживчивостью характера и слабой мотивацией на труд в одном коллективе.
Сегодня же реальность такова, что человек стремится найти любую возможность, чтобы достойно зарабатывать, и ради этого может сменить несколько мест. И нам приходится это учитывать, чтобы вычислить действительно "перелётных птиц", которые, как поётся в песне, "счастья ищут в пути и приходят, что-бы проститься".
Такие люди действительно слабое звено в коллективе, доверять им ответственную работу просто нельзя. Результат профотбора зависит не только от компетентности психолога, но и от деловых качеств ответственного исполнителя, который просчитывает результаты тестов и смотрит, как ведут себя кандидаты при тестировании.
В нашем полку эту работу выполняет сержант Юлия Панина, и со своими обязанностями она справляется достойно.
В анкете для кандидатов на военную службу по контракту много заковыристых вопросов. Капитан Теплова убеждена, что некоторые из них нуждаются в корректировке. Например, вопрос "В какой должности вы хотели бы служить?" она заменила бы на другой: "До какого звания вы хотели бы дослужиться?"
– Человек, который впервые переступает порог воинской части, объективно не может знать штатную расстановку в ней, – поясняет Елена Владимировна. – Поэтому, как показывает практика, этот вопрос вызывает серьёзные затруднения.
А вопрос "Были ли вы судимы?" я бы тоже переформулировала. Например, в такой: "Были ли у вас приводы в полицию или административные правонарушения?". Согласитесь, судимость и привод в полицию – это не одно и то же.
Есть ещё один вопрос, который, как я считаю, звучит некорректно: "Употребляете ли вы алкоголь?". Он заложен в тест как сигнализатор лжи, поскольку считается, что уж бокал-то шампанского любой человек обязательно выпивал. Однако сейчас есть молодые ребята, которые действительно никогда не пили.
К примеру, в недавнем призыве таких было трое – спортсмены, которые в анкете так и написали: "Спиртного никогда не употреблял"". И я им верю. Вот и получается, что этот вопрос направлен против таких добрых молодцев, которым при обработке тестов, согласно существующей методике, я обязана снять балл за то, что они якобы врут.
Слушая Елену Владимировну, я подумала, что недаром говорят: психолог не тот, кто знает тесты и использует их на практике, а тот, кто способен стать на место собеседника и понять его. А настоящий профессионал даже рутинную, казалось бы, работу может сделать интересной, наполнить творчеством и выполнить вдохновенно.
Продолжение следует.
По материалам журнала "На боевом посту".
Источник: http://rosgvard.ru/uploads/2017/06/122015.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий