8 июня 2016 года в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации состоялась презентация учебника заведующего кафедрой психологии, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора А.Г. КАРАЯНИ «Военная психология» в двух частях, вышедшего в конце мая 2016 года в издательстве «Юрайт».
В аннотации к учебнику отмечается, что «учебник является уникальным собранием военно-психологического опыта выдающихся воителей Древности и новейших достижений мировой военной психологии.
Лейтмотив учебника – формирование эффективного бойца, обладающего по существу сверхчеловеческими способностями видения и понимания боя, мобилизации глубинных ресурсов своего тела и психики, эффективного использования энергетики боевого стресса, создания собственного «психологического бронежилета».
В учебнике раскрываются секреты боевой сплоченности и необоримости воинского коллектива, эффективности боевого руководства.
По обширности обсуждаемой проблематики учебник не имеет аналогов в России и за рубежом.
По обширности обсуждаемой проблематики учебник не имеет аналогов в России и за рубежом.
В нем раскрыты психологическая природа войны и боя, психологическая модель боевых действий, психологические пружины боевого поведения воинов.
Достоинством учебника является гармоничное сочетание теоретического материала, живых примеров, действенных технологий психологической подготовки, поддержки.
Достоинством учебника является гармоничное сочетание теоретического материала, живых примеров, действенных технологий психологической подготовки, поддержки.
Учебник в полной мере отвечает требованиям ФГОС ВО».
В презентации учебника приняли участие представители Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС России.
В презентации учебника приняли участие представители Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС России.
Среди участников конференции – представители 20 высших учебных заведений, психологи воинских частей, курсанты, магистранты и адъюнкты.
Целями презентации являлось:
Целями презентации являлось:
Во-первых, информирование широкой общественности о выходе учебника.
Во-вторых, ознакомление заинтересованных лиц с особенностями и достоинствами учебника.
В-третьих, как можно более быстрое включение учебника в учебный процесс вузов и в практическую деятельность специалистов-психологов.
План презентации предусматривал:
1. Приветственное слово от имени руководства Военного университета.
2. Просмотр видеоролика об учебнике.
3. Доклад-презентацию автора учебника.
4. Вступления участников презентации.
5. Ответы автора на вопросы аудитории.
1. Презентацию открыла заместитель начальника Военного университета по учебной и научной работе доктор филологических наук, профессор, генерал-майор Князева Елена Георгиевна.
2. Участники презентации просмотрели рекламный видеоролик о книге, подготовленный издательством «Юрайт».
3. С коротким докладом-презентацией выступил автор учебника А.Г. Караяни.
4. Участников презентации заинтересовала информация об учебнике.
5. Аудитория живо реагировала на выступления участников.
6. Выступление рецензента учебника - заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора КАНДЫБОВИЧА Сергея Львовича.
7. Слово взял исполнительный директор Общества психологов силовых структур кандидат психологических наук, доцент НОСОВ Алексей Владимирович.
Выступая с докладом, автор отметил следующее:
"Выбор даты презентации связан с тем, что слушатели и курсанты выпускных курсов завершают обучение в Военном университете и уже через несколько дней направятся в отпуска, а затем к новым местам службы.
Хотелось бы, чтобы они имели возможность увезти с собой как можно больше учебно-методических материалов.
Обращаясь к презентации учебника «Военная психология» хотелось бы отметить, что мое авторство весьма условно, потому что я считаю, что учебник является продуктом труда многих людей.
Обращаясь к презентации учебника «Военная психология» хотелось бы отметить, что мое авторство весьма условно, потому что я считаю, что учебник является продуктом труда многих людей.
Прежде всего моих учителей, присутствующих здесь профессора УТЛИКА Эрнста Платоновича и профессора КОРЧЕМНОГО Петра Антоновича, которые много лет назад довернули мое сознание в сторону военной психологии, сделав ее смыслом моей жизни.
В учебнике просматривается вклад моих коллег и товарищей, выступавших соавторами в различных проектах: ЗИНЧЕНКО Юрия Петровича, КАНДЫБОВИЧА Сергея Львовича, СЫРОМЯТНИКОВА Игоря Васильевича, КАРАЯНИ Юлии Михайловны,
В учебнике просматривается вклад моих коллег и товарищей, выступавших соавторами в различных проектах: ЗИНЧЕНКО Юрия Петровича, КАНДЫБОВИЧА Сергея Львовича, СЫРОМЯТНИКОВА Игоря Васильевича, КАРАЯНИ Юлии Михайловны,
а также таких известных специалистов в области военной психологии, как КРУК Владимир Михайлович, МАРЬИН Михаил Иванович, ФЕДОТОВ Андрей Юрьевич и многих других.
В дискуссиях с ними вызревали основные идеи и положения учебника.
Трудно переоценить вклад в разработку учебника сотрудников кафедры психологии, которые давали мне время и надежду.
Спасибо вам всем!
Спасибо издательству «Юрайт» за то, что предложили мне участвовать в таком интересном проекте".
Говоря об особенностях учебника необходимо отметить, что его содержание выросло из запросов ведущих вузов страны, которые были проанализированы издательством и сформулированы в виде перечня дидактических единиц и компетенций, подлежащих отработке.
Говоря об особенностях учебника необходимо отметить, что его содержание выросло из запросов ведущих вузов страны, которые были проанализированы издательством и сформулированы в виде перечня дидактических единиц и компетенций, подлежащих отработке.
Таким образом содержание учебника отвечает рабочим программам учебных дисциплин многих вузов, начиная с Военного университета и заканчивая МГУ.
Издательством также определена архитектоника учебника, сочетающая в себе изложение теоретических положений и системы практикумов.
На самом деле в течение прошлого года мне пришлось разрабатывать не один учебник, а два учебника и три учебных пособия.
По приказу МО РФ мы, в соавторстве с И.В. Сыромятниковым, разработали учебник «Военная психология: учебник для специалистов психологической работы ВС РФ», который по своему содержанию может быть определен как учебник по военно-психологической работе.
На самом деле в течение прошлого года мне пришлось разрабатывать не один учебник, а два учебника и три учебных пособия.
По приказу МО РФ мы, в соавторстве с И.В. Сыромятниковым, разработали учебник «Военная психология: учебник для специалистов психологической работы ВС РФ», который по своему содержанию может быть определен как учебник по военно-психологической работе.
Кроме этого в соавторстве с П.А. Корчемным было разработано учебное пособие «Психологическая подготовка боевых действий».
В соавторстве с Ю.П. Зинченко и Ю.М. Караяни – пособие «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне».
И вместе с Ю.М. Караяни - пособие «Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке».
Говорю об этом потому, что издательство «Юрайт» установило норму оригинальности материала – не менее 85%.
Говорю об этом потому, что издательство «Юрайт» установило норму оригинальности материала – не менее 85%.
Это потребовало большой работы по разведению разрабатываемых изданий в тематическом, структурном, стилистическом плане.
В результате, например, учебники, имеющие примерно равные объемы, существенно различаются тематически.
И, конечно же, в идеале нужно было объединить все эти учебники в единый, но по-видимому, это дело будущего.
Что же отличает презентуемый учебник?
1. В структурном отношении он состоит из 5 разделов и 22 глав, в которых отражены все важнейшие элементы, атрибутивные для изданий такого жанра - историко-психологические, теоретико-методологические, аналитические, прикладные и практические аспекты военной психологии.
Впервые, в учебнике с психологических позиций рассмотрены такие явления как война, психологические эффекты современных средств вооруженной борьбы, характерных для 4-G войн, психологические аспекты избегания плена, сохранения боеспособности в плену и организация побега,
Что же отличает презентуемый учебник?
1. В структурном отношении он состоит из 5 разделов и 22 глав, в которых отражены все важнейшие элементы, атрибутивные для изданий такого жанра - историко-психологические, теоретико-методологические, аналитические, прикладные и практические аспекты военной психологии.
Впервые, в учебнике с психологических позиций рассмотрены такие явления как война, психологические эффекты современных средств вооруженной борьбы, характерных для 4-G войн, психологические аспекты избегания плена, сохранения боеспособности в плену и организация побега,
влияния качества сна на боеспособность военнослужащих, возможности использования выдающихся особенностей животных как психологического ресурса участников боевых действий, новейшие методы и средства психологической подготовки военнослужащих и информационно-психологического противоборства, пути оптимизации профессионального психологического отбора и др.
2. В содержательном плане учебник интегрирует последние достижения мировой военно-психологической мысли.
2. В содержательном плане учебник интегрирует последние достижения мировой военно-психологической мысли.
При его разработке были критически проанализированы и учтены самые свежие идеи и исследования, содержащиеся в учебниках, научных статьях, боевых документах армий США, Великобритании, Канады, Израиля, Китая.
Пожалуй, впервые в отечественной военной психологии вышел учебник, в котором ссылки адресованы не к материалам зарубежных публикаций 20-30-летней давности, а который обращается к достижениям мировой военно-психологической науке и практике по существу в режиме реального времени.
В книге интегрированы данные научных исследований, исторические примеры, свидетельства участников боевых действий, литературно-художественное отражение психологической природы войны и боя.
Красной нитью через все содержание учебника проходит мысль о том, что военная психология – не плод изощренного и образованного ума группы военных ученых, а результат почти трехтысячелетнего развития военно-психологических идей в рамках военно-психологического искусства величайших полководцев всех времен и народов, их закалки в горниле мировых и локальных войн.
Исторический обзор пути военной психологии осуществлен преимущественно не по персоналиям, а по основным направлениям приложения военной психологии к боевой практике.
Пожалуй, впервые в отечественной военной психологии вышел учебник, в котором ссылки адресованы не к материалам зарубежных публикаций 20-30-летней давности, а который обращается к достижениям мировой военно-психологической науке и практике по существу в режиме реального времени.
В книге интегрированы данные научных исследований, исторические примеры, свидетельства участников боевых действий, литературно-художественное отражение психологической природы войны и боя.
Красной нитью через все содержание учебника проходит мысль о том, что военная психология – не плод изощренного и образованного ума группы военных ученых, а результат почти трехтысячелетнего развития военно-психологических идей в рамках военно-психологического искусства величайших полководцев всех времен и народов, их закалки в горниле мировых и локальных войн.
Исторический обзор пути военной психологии осуществлен преимущественно не по персоналиям, а по основным направлениям приложения военной психологии к боевой практике.
Этот обзор охватывает анализ первых попыток использовать «психологический фактор» в баталиях доисторических времен, когда дерущиеся дикари пытались устрашить друг друга устрашающей боевой раскраской и гортанными криками, и самых современных и перспективных (цифровых, виртуальных и других) технологий психологической подготовки и сопровождения войн нового поколения, в том числе гибридных войн.
В работе показано как развивалась теория и практика психологического отбора, психологической помощи, информационно-психологического противоборства.
Важным пунктом учебника является отчетливое обоснование того, что у истоков мировой военной психологии стоят русские военные ученые.
В работе показано как развивалась теория и практика психологического отбора, психологической помощи, информационно-психологического противоборства.
Важным пунктом учебника является отчетливое обоснование того, что у истоков мировой военной психологии стоят русские военные ученые.
Именно в России в ходе русско-японской войны впервые в истории выстраивалась система психолого-психиатрической реабилитации участников боевых действий, профессионального психологического отбора военнослужащих.
После войны впервые в мире создано военно-психологическое сообщество в виде Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний, написан первый устав этого сообщества, проведено первое масштабное военно-психологическое исследование, защищена первая диссертация по военной психологии.
После войны впервые в мире создано военно-психологическое сообщество в виде Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний, написан первый устав этого сообщества, проведено первое масштабное военно-психологическое исследование, защищена первая диссертация по военной психологии.
Именно в нашей стране появились первые люди, называющие себя военными психологами.
3. В методологическом отношении особенностью учебника является то, что он выполнен на единой базе системно-ресурсного похода к анализу боевой деятельности, при котором ее субъектом выступает не отдельно взятый военнослужащий, а система «военнослужащий-среда-деятельность».
3. В методологическом отношении особенностью учебника является то, что он выполнен на единой базе системно-ресурсного похода к анализу боевой деятельности, при котором ее субъектом выступает не отдельно взятый военнослужащий, а система «военнослужащий-среда-деятельность».
А психологические возможности данного субъекта эффективно решать боевые задачи определенного типа (класса) рассматриваются в качестве целевого психологического ресурса участника боевых действий.
Центральной целью военной психологии в учебнике определяется подготовка эффективного воина, воина способного успешно решать боевые задачи, сохраняя при этом свою жизнь и здоровье.
А важнейшей миссий командиров и военных психологов считается оснащение воина психологическим ресурсом эффективного бойца.
Для достижения этой цели в учебнике представлены психотехнологии психологического отбора, психологической подготовки, помощи, реабилитации, редаптации.
Для достижения этой цели в учебнике представлены психотехнологии психологического отбора, психологической подготовки, помощи, реабилитации, редаптации.
Безусловно, данный учебник нельзя считать каким-то результирующим этапом моей профессиональной жизни или апофеозом развития военной психологии даже на текущем его этапе.
Скорее это начальный момент, импульс для появления других, интересных, самобытных военно-психологических работ.
Скорее это начальный момент, импульс для появления других, интересных, самобытных военно-психологических работ.
И чем их будет больше, тем богаче будет военная психология.
Я готов к любым формам сотрудничества со всеми, кому судьба военной психологии не безразлична.
Аннотация фотографий:
Аннотация фотографий:
8. Подавляющее большинство участников стали обладателями желанной книги.
9. Подавляющее большинство участников стали обладателями желанной книги.
10. В презентации приняли участие психологи воинских частей и соединений.
11. Преподаватели военных вузов стали обладателями учебника.
12. Автор с Учителем – доктором психологических наук, профессором Утликом Эрнстом Платоновичем.
А.Караяни. Военная психология в 2 ч. Часть 1. Содержание. ФОТО, ВИДЕО
Спасибо,Александр Григорьевич,за такие замечательные ценные книги.
ОтветитьУдалить