ПСИХОЛОГ НА ВОЙНЕ.
Наш собеседник — Иоланта Анатольевна Бочкарева, психолог ВСУ со стажем.
Продолжение.
Начало - https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2017/10/93.html
— Зоны комфорта в нашей стране в целом нет.
— Как быть с отношением общества?
Ни социальной, ни общественной.
УБД неловко даже показывать — никогда не знаешь, на какое хамство нарвешься.
То есть даже у меня стресс показывать УБД, который я за полтора года честно заслужила.
Но в обществе всегда есть тот процент, для которых эти ребята — герои.
Это важно понимать ребятам, что несмотря на скотское отношение со стороны власти, равнодушие тех, кто здесь живет, всегда есть люди, которые верят в то, что они — их защита, что они герои.
Вот ради этих людей, ради своей семьи — всегда есть за что.
Это важно понимать ребятам, что несмотря на скотское отношение со стороны власти, равнодушие тех, кто здесь живет, всегда есть люди, которые верят в то, что они — их защита, что они герои.
Вот ради этих людей, ради своей семьи — всегда есть за что.
А когда есть за что, пусть даже ради одного человека — этого уже достаточно.
За что ты? За страну, за идею.
Сейчас скажу неприятную правду.
Сейчас скажу неприятную правду.
Когда начинаешь копаться, то часто оказывается, что патриотизм, Родина, близкие — всё это где-то там далеко.
Как правило, то, за что борется человек, намного более заземленно, очень просто: зарплата, самоутверждение, самооценка, желание перемен или бегство из сложной жизненной ситуации.
Это вызов самому себе, это вопрос самооценки.
Это вызов самому себе, это вопрос самооценки.
У нас война очень непростая, потому что у нас вокруг саботаж и подрыв.
И деятельности, и духа.
Если у нас ребята взяли позиции, потеряли побратимов, добыли трофеи, а их за это высобачили, лишили премии: «не надо наступать без приказа», «перемирие» — это подрыв мотивации.
Поэтому точечно надо понимать, ради чего я там — не надо ничего глобального, пусть эта идея даже будет меркантильной, это неважно.
Поэтому точечно надо понимать, ради чего я там — не надо ничего глобального, пусть эта идея даже будет меркантильной, это неважно.
Важно быть честным с самим собой и понимать, ради чего — тогда будет почва под ногами.
Не надо ждать награды — её надо себе придумать.
Не надо ждать награды — её надо себе придумать.
Что обрадует лично меня?
Что я лично считаю наградой?
Что меня мотивирует и вдохновляет?
Внутри хаоса очень сложно это понять.
И отчасти, работа психолога заключается в помощи нахождения смыслов и мотивации там, где всё это давно утеряно.
Война — это в какой-то степени природный отбор.
Война — это в какой-то степени природный отбор.
Я тут в жёсткой позиции.
Тот, кто хочет жить — найдёт способ выжить.
Вот он бухает — его не вытащить.
Что я могу сделать?
Захочет, сильный? Выживет.
У нас общество такое, что мы пытаемся со всех сторон себя подстраховать, мы не миримся с потерями, а нужно быть готовым к тому, что потери — это природный процесс.
У нас общество такое, что мы пытаемся со всех сторон себя подстраховать, мы не миримся с потерями, а нужно быть готовым к тому, что потери — это природный процесс.
Процент самоубийств во всем мире одинаковый, несмотря на все реабилитационные программы.
У нас на данный момент — 500 зарегистрированных самоубийств.
У нас на данный момент — 500 зарегистрированных самоубийств.
Из тех, кто вернулся.
Это чисто статистика по самоубийствам, а мы не знаем про алкоголиков и тому подобное…
Общество будет платить за скотское отношение к своим воинам.
Общество будет платить за скотское отношение к своим воинам.
У нас общество расколото.
И этот раскол — 50% проблем возвратившихся и 70% остающихся в окопах.
«Правительство предало. Люди на гражданке не понимают нас».
«Правительство предало. Люди на гражданке не понимают нас».
Ребята, которые возвращаются, слышат, что они не герои и зачем они туда поехали.
«Что вы там делали? Я вас туда не посылал».
Святость вещь хорошая, но доступная немногим.
Святость вещь хорошая, но доступная немногим.
Я за честность.
Мы в жопе, так что давайте учиться жить в жопе.
Нужно понять для себя, за кого или за что ты воюешь — не требуй от других, чтобы они тебя наградили и признали.
Даже если герои имеют на это право — у нас не то общество.
Даже если герои имеют на это право — у нас не то общество.
Оно болеет сейчас и ему не до признаний своих героев.
Пока мы будем верить, что нас кто-то наградит, мы будем сталкиваться с разочарованием и потерей смыслов.
— А как вы относитесь к религии, капелланам на войне?
— Вера и религия — вещи разные.
— А как вы относитесь к религии, капелланам на войне?
— Вера и религия — вещи разные.
Есть самоотверженные капелланы.
Зачастую это либо действительно духовный человек, либо чисто классный мужик.
Встречала и очень достойных людей, и откровенных пиарщиков и адреналинщиков.
Не складывается жизнь, не ладится с семьёй, либо внутренний конфликт, который толкает на изменения через трагедию.
Не складывается жизнь, не ладится с семьёй, либо внутренний конфликт, который толкает на изменения через трагедию.
Разница между психологом и человеком от религии в том, что я работаю с человеком независимо от того, кто он и что он, я принимаю его целостно.
Понятие «грех» для меня понятие не рабочее.
Понятие «грех» для меня понятие не рабочее.
Есть понятие «проблема», «особенность», которую мы должны как-то разобрать, в зависимости от ситуации и наших возможностей.
А в религии есть понятие греха.
Чем занимаются мужчины в ситуации, например, когда они отстояли сложное дежурство, были под обстрелом, вернулись и сели пить чай?
Чем занимаются мужчины в ситуации, например, когда они отстояли сложное дежурство, были под обстрелом, вернулись и сели пить чай?
Рассказывают о своих сексуальных похождениях, о женщинах — это психофизиологическая разрядка.
Это, по-своему, прикосновение к женщине, когда мужчина сильно эмоционально заряжен и напряжён, женщина становится расслабляющим фактором.
Это, по-своему, прикосновение к женщине, когда мужчина сильно эмоционально заряжен и напряжён, женщина становится расслабляющим фактором.
Хотя бы разговор об этом.
Там, где много смерти, всегда много секса.
Этот механизм мне понятен чисто психологически.
Этот механизм мне понятен чисто психологически.
И тут капеллан.
А он, например, целомудренный мужчина, всё только в браке — и вот он в какой-то момент начинает стыдить, говорить, что это большой грех, прелюбодеяние, и лучше бы сейчас покаяться.
«Давайте об этом поговорим».
«Давайте об этом поговорим».
Вопрос: вот он хорошо делает или плохо?
По сути, закрывает им канал психологической разгрузки.
Поэтому от капеллана требуется тонкость понимания ситуации и мудрость.
Были такие, которым удавалось выдержать грань.
Были такие, которым удавалось выдержать грань.
Знаю хороший случай, когда капеллан здорово поддержал ребят после смерти товарища, которого разорвало на куски.
Он поехал с ними отвозить собранные останки и сказал им: «Ребята, вы везёте всего лишь тело, а он с нами тут сейчас, его дух свободен, ему приятно, что вы заботитесь о его теле. Бог принял его».
Он поехал с ними отвозить собранные останки и сказал им: «Ребята, вы везёте всего лишь тело, а он с нами тут сейчас, его дух свободен, ему приятно, что вы заботитесь о его теле. Бог принял его».
Это дорогого стоит — объяснить, что они сделали всё, что могли.
Сейчас повсеместно можно наблюдать проявления язычества на войне, где по ощущениям оно более уместно: бойцы часто используют позывные животных, сообразно своему характеру, поведению.
В язычестве был Бог войны, то есть у тебя есть свой бог.
Сейчас повсеместно можно наблюдать проявления язычества на войне, где по ощущениям оно более уместно: бойцы часто используют позывные животных, сообразно своему характеру, поведению.
В язычестве был Бог войны, то есть у тебя есть свой бог.
Который поощряет агрессивные действия — это помогает, так как на войне христианское «нести мир-прощение» — это клинч, это вносит разлад душевный.
— По поводу любовных отношений — это нормально.
— А что с женщинами на фронте?
Там, где много смерти — там много жизни, репродуктивные функции тоже никто не отменял, там они вообще на полную катушку работают, адреналин — нужно делать скидку на то, что это война, которая развивается всегда по своим законам.
Есть такие, кто хочет в мужскую среду попасть — ну, тут и радость взаимная, не вижу в этом чего-то ненормального.
Есть такие, кто хочет в мужскую среду попасть — ну, тут и радость взаимная, не вижу в этом чего-то ненормального.
А те девчонки-волонтёры, которые ездят туда без сексуального подтекста — они очень сильно помогают.
Нужно понимать, что если меня кто-то обнял, и я знаю, что это не сексуальное домогательство, не приставания, а проекция матери, сестры, дочери, то это нехватка тепла.
Нужно понимать, что если меня кто-то обнял, и я знаю, что это не сексуальное домогательство, не приставания, а проекция матери, сестры, дочери, то это нехватка тепла.
Я понимаю это как психолог.
А что думают окружающие в этот момент — это неважно.
Историй полно будет — если их нет, их все равно придумают.
Историй полно будет — если их нет, их все равно придумают.
Это стрессовый фактор для психологов…
Молодым девочкам, до 25 лет, на войне делать нечего.
Часто женщины туда идут реализовать себя в мужском коллективе.
Если есть психологическая травма в мужско-женской теме, то большая вероятность, что она может сильно развернуться, и проблемы будут у всех.
Если есть психологическая травма в мужско-женской теме, то большая вероятность, что она может сильно развернуться, и проблемы будут у всех.
Нужно делать тестирование до принятия в армию.
А у нас в данный момент девиз: «всех брать, никого не выпускать».
— А женщине в цивильной жизни? Как быть, например, с изменившимся кругом общения мужчины, ведь зачастую у него появляются новые друзья — побратимы-фронтовики, с которыми он проводит много времени?
— Женщины часто испытывают ревность по отношению к окружающему миру своего мужчины.
— А женщине в цивильной жизни? Как быть, например, с изменившимся кругом общения мужчины, ведь зачастую у него появляются новые друзья — побратимы-фронтовики, с которыми он проводит много времени?
— Женщины часто испытывают ревность по отношению к окружающему миру своего мужчины.
Нужно понять, что женщина — не центр вселенной, выработать в себе позитивное отношение к поствоенным братствам своего мужчины, проводить с ними время.
Ребята были там вместе, когда жёны, родители и дети находились далеко.
Ребята были там вместе, когда жёны, родители и дети находились далеко.
Они привыкли к экстриму, привыкли к борьбе со смертью, к тому, что могут погибнуть в любой момент.
В определённом смысле они — самураи.
Мужчина, знакомя женщину со своими сослуживцами, таким образом завуалировано посвящает женщину в свой мир — нужно думать не о себе, а принять это.
Мужчина, знакомя женщину со своими сослуживцами, таким образом завуалировано посвящает женщину в свой мир — нужно думать не о себе, а принять это.
Братство у нас — замена реабилитации по сути.
Братства даже нужно поддерживать, чтобы ребята собирались вместе и что-то делали, строили какой-то общий дом, выезжали куда-то совместно.
— Вот как лагерь Кинбёрн или Пицца Ветерано сделали, где ребята вместе…
— Да, что-то такое: шефский детдом, садик, сделать качели — создавать социальные задачи. Ребят сильно обесценивают.
Иоланта Бочкарева. ПСИХОЛОГ НА ВОЙНЕ. Начало.
— Вот как лагерь Кинбёрн или Пицца Ветерано сделали, где ребята вместе…
— Да, что-то такое: шефский детдом, садик, сделать качели — создавать социальные задачи. Ребят сильно обесценивают.
Иоланта Бочкарева. ПСИХОЛОГ НА ВОЙНЕ. Начало.
Доброго времени суток! Алексей, благодарю за то, что статья увидела свет. Иоланта, Ваша правда очень близка, точна и в практическом плане дорогого стоит. Очень просто и понятно о том, о чем принято молчать. И все через себя.
ОтветитьУдалитьУверена, душевная чуткость, природная мудрость и высокий профессионализм автора помогли бойцам пережить травматический опыт и обрести новые ориентиры в жизни, обрести и принять нового себя. Спасибо!
Очень сильно!!! До глубины души!!!
ОтветитьУдалить