пятница, 12 февраля 2016 г.

Подсказки начинающему военному психологу от Натальи САВЕЛЬЕВОЙ

Предлагаю Вашему вниманию авторскую статью Натальи САВЕЛЬЕВОЙ "Подсказки начинающему военному психологу, опубликованную в журнале "Военный психолог" № 3, июнь 2014. Статья несомненно интересна и актуальна сегодня.

ПОДСКАЗКИ НАЧИНАЮЩЕМУ ВОЕННОМУ ПСИХОЛОГУ

В условиях обновления состава психологов в Вооружённых Силах надеемся, что наши рекомендации, подсказки облегчат вхождение в профессию. При этом мнение, разработки являются авторскими и не претендуют на истину в последней инстанции.

1. С ЧЕГО НАЧАТЬ
С изучения руководящих документов – это аксиома. Основной документ для штудирования – Руководство по психологической работе в ВС РФ. Права и обязанности психолога части, рекомендуемые нормативы диагностической и коррекционной деятельности, этический кодекс психолога.

Пометка: при осуществлении профессиональной деятельности психолога в армии остро стоит вопрос о сохранении конфиденциальности получаемых сведений. 

Предположу, что каждый психолог, работающий в ВС, встречался или встретится с такими «ножницами» – с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания полученной психологической информации, с другой, – объективная необходимость довести информацию до командования для предотвращения беды.

Вопрос в том, в какой содержательной форме сообщать результаты обследования, чтобы обеспечить психологическую безопасность обследуемых (особенно если дело касается военнослужащих по призыву).

ВЫХОД:принять как факт, что с учетом специфики отношений в закрытой системе обеспечить стопроцентную конфиденциальность информации не удастся;

при сообщении результатов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того командира, кому они передаются. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии, но и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию;

на начальном этапе психологических мероприятий честно и четко обозначать и командованию, и клиентам те явления, о которых вы обязаны и безукоснительно будете докладывать вышестоящему начальству.

Это все, что связано:
а) с противоправными действиями;
б) с употреблением наркотических средств, алкоголя.
в) с суицидальными намерениями.

Комментарий: Здесь может возникнуть страх, что тогда вы чего-то не узнаете. Но вашей задачей не является добывание информации или использование своих профессиональных приемов ведения беседы для допроса. В каждой части есть дознаватели и т.д.

• Узнать, какой видит работу психолога командир части, заместитель командира части по работе с личным составом, детально обговорить свои должностные обязанности. Позже, когда вы ознакомитесь со спецификой работы, предложите, на каком виде деятельности вам хотелось бы сделать акцент, (в моем случае это работа с караулом, проблемы НУВ).

Пометка: возьмите под крыло основные этапы прохождения военной службы призывниками.
1 этап (1-3 месяца после прихода в часть) – период адаптации к условиям службы: работа с тревожностью, отчаянием, фрустрацией.

2 этап (4-8 месяцев с начала службы) – период устойчивой адаптации, стадия накопления неотреагированных эмоций: работа с агрессией, гневом, раздражением.

3 этап (перед демобилизацией) – период подготовки психики к реадаптации: работа с тревожностью, фрустрацией.

• Обговорить с командованием части временные рамки ВАШЕГО адаптационного периода – обычно он составляет 2-3 месяца. 

Дайте себе это время для первичного погружения в профессию, налаживания контактов, профессиональных знакомств. Это нужно хотя бы даже элементарно для того, чтобы научиться различать звания, разобраться, из каких подразделений состоит часть, и.т д. (Из личного опыта: для того, чтобы запомнить и выучить аббревиатуры, принятые в полку, у меня ушло 2 мес.)

Придя в часть, будьте готовы встретиться с рядом типичных проблем адаптации на новом месте: Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дайте себе право на первые ошибки и для начала возьмитесь за то, что получается лучше всего (как правило, это диагностика).

Полное погружение в работу в ущерб личному времени. Выход: часто новый специалист бросается в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно командованию (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для психолога перегрузками и стрессами. Следите за нарушениями баланса между работой и личной жизнью.

Критическое отношение к возрасту, наличию опыта психологической деятельности, наличию опыта работы в военной структуре со стороны военнослужащих. Выход: уважительное, тактичное отношение и чувство юмора.

• Уточнить детально с заместителем командира части по работе с личным составом, с вышестоящими психологами округа, армии сроки и формы текущей отчетности.

• Обсудить с начальником график вашей работы. Соотношение рабочего времени с должностными обязанностями, особенно во время приема молодого пополнения, или задействования по выходным дням. Для РВСН – проверка психологического состояния механиков-водителей перед совершением марша, в том числе в ночное время.

• Заверить подписью заместителя командира части по РЛС ваши планы и должностные обязанности.



2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Коснусь трех направлений, два из которых традиционно самые важные, а потому энергоемкие.

• ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Иногда мне кажется, что 90% работы психолога в армии занимает именно диагностика. К сожалению, здесь может возникнуть иллюзия, что знания нескольких тестов достаточно, чтобы быть военным психологом, а потому профессионально развиваться, учиться консультировать, иметь часы личной терапии необязательно.

Работая 10 лет в ВС, я перед диагностикой научилась задавать себе три вопроса: «Зачем?» «Что я получу в результате» и «Что я с этим результатом буду делать?» Рекомендую диагностические минимумы (знаменитые «Прогноз, МЛО-АМ, НПН-А, СР). Ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация (даже при наличии АРМ ВП) занимает много времени. Чаще наблюдайте и беседуйте с военнослужащими, общайтесь с командирами.

Конечно, проведение диагностики при приеме нового пополнения, при допуске к оружию, по требованию руководящих документов обязательно. Результаты психодиагностики в рамках дозволенного обсуждаются с командирами, медицинской службой, намечаются пути, которые будут более эффективны при решении выявленных проблем.

Пометка: бывают диагностические мероприятия, результат которых не убеждает, и делает их проведение заранее бесполезным, но необходимым в плане собственной профессиональной безопасности: расчет биоритмов (РВСН), проведение социометрии и анонимных анкет при высоком недоверии опрашиваемых, тестирование на предмет выявления зависимости от алкоголя, наркотиков, азартных игр – при том, что стандартизованных опросников, выявляющих данные явления окончательно и твердо, не существует в природе. 

Тем более ставить диагноз «Зависимость» – сфера ответственности врачей.
Выход: проводить и докладывать, осознавая цену результата.

• КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Не ждите, что к вам сразу пойдут с вопросами, проблемами. Позаботьтесь о своей самопрезентация. Идите сами. Провели диагностику – обсудите (в рамках дозволенного, помня принцип «не навреди»). Даете рекомендации – обсудите с командирами реальность их выполнения. 

Если в подразделении нужны коррекционные занятия, предложите свою помощь. График вашей работы с вашими контактными данными, когда и в какое время ведете консультации для военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту, офицерского состава, должен висеть на двери вашего кабинета и в каждом подразделении.


• ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Важное, но мало используемое направление работы, включающее вашу самопрезентацию, популяризацию и разъяснение психологических знаний, начиная с элементарных пояснений, зачем нужен психолог в армии и заканчивая обзором новых мировых психологических исследований.

Реализовать данное направление, как правило, легче всего в системе общественно-государственной подготовки и в процессе повседневной деятельности: в ходе бесед, лекций, тренингов. Организация выставки, подборки литературы, тематических стендов. Эффективной формой просветительской работы являются различного рода тренинги (психофизические и социально-психологические).

Из личного опыта. В нашей части усилиями командования создана радиоточка. Мы еженедельно записываем рубрику «Психологическая радиоминутка» продолжительностью 2 минуты - с наиболее интересными и актуальными темами, рассказанными в доступной форме: «Кто такой психолог», «Психология нецензурной брани», «От чего зависит наше настроение» и т.д.


3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

• Психолог и командование части
Трудности могут возникнуть из-за того, что психолога нагружают работой, не входящей в его должностные обязанности.
- Привлечение в качестве дознавателя.

Пометка: при происшествии в части командиры испытывают большой соблазн привлечь психолога в качестве дознавателя, справедливо полагая, что последний действительно владеет специальными навыками ведения беседы и может узнать какую- то тайну, особенно если специализируется на консультировании.

Выход: предложите помощь в границах своей профессии: прояснение психологического состояния участников происшествия, прогноз риска повторных происшествий, суицидального поступка. Информируйте командиров об этических требованиях, предъявляемых к вам руководящими документами. Доверие, которое вы зарабатываете, может рассыпаться в один момент, к тому же в частях есть дознаватели, которые тоже владеют специальными навыками беседы.

Комментарий: иногда, начинающий психолог, боясь, что начнут сомневаться в его профессиональной компетенции, стремится вызвать доверие командования путем соглашения и исполнения всего, что ему предлагают.

- Привлечение психолога как персонажа, исключительно в качестве «мамки», «няньки», «поговорите с ним как женщина».

Пометка: вопреки распространенным убеждениям, разговоры в качестве «мамки», «няньки», «как женщины» психологической помощью не являются. По отношению к тем военнослужащим, с которыми вы работаете, вы можете быть только психологом.

Выход: отстаивать профессиональную позицию, на основании того простого факта, что зарплату Минобороны вам платит за исполнение обязанностей психолога.

• Психолог и командиры подразделений
Суть этих взаимоотношений – сотрудничество. И у командиров, и у психолога есть общий контингент – военнослужащие по призыву, контракту, офицеры, и общая цель – их душевное благополучие, готовность выполнять боевую задачу. Общение с командирами подразделения должно строиться на принципах уважения их опыта и возраста, дипломатии и компромисса. В части всегда найдутся офицеры, которые с интересом включатся в вашу с ними совместную деятельность. И у вас появятся единомышленники.

• Психолог и военнослужащие по призыву, контракту.
Улыбчивость, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает ваш авторитет. Важен стиль вашего поведения, вашей одежды, как приглашаете прийти на обследование, как реагируете на провокации, агрессию. Обязательно заходите в подразделения общаться с ребятами, транслируя готовность идти на контакт и снижая уровень тревоги, связанный с тем, что к психологу ходят только «психи».

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ
Список необходимой документации находится в Руководстве по психологической работе в ВС РФ. В различных видах и родах войск он может, помимо основной документации, определяться дополнительными распоряжениями.

Пометка: чтобы не было рутины в ведении документации или аврала при её заполнении перед очередной проверкой, заполняйте журналы в конце каждого рабочего дня или выделите один день в неделю для работы с документами. Желательно, чтобы весь материал был в электронном и распечатанном виде.


УДАЧИ! ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Литература:
1. Руководство по психологической работе в Вооружённых Силах.
2. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга). М.: ГУВР ВС РФ, 2004.
3. Настольная книга войскового психолога, офицера по ОГП и военно-социальной работы. М., 2004.
3. Материалы сети Internet.

2 комментария:

  1. Оксана ЯГУДИНА12 февраля 2016 г., 3:18

    Психологическая радиорубка---огонь!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья САВЕЛЬЕВА12 февраля 2016 г., 18:47

    Оксана, спасибо!В ближайшее время выставлю одну из радиоминуток аудиозапись "Психология мата")))

    ОтветитьУдалить