суббота, 12 сентября 2015 г.

Та самая Наталья САВЕЛЬЕВА - психолог, которая «сожгла экипаж».


Наталья САВЕЛЬЕВА – психолог соединения материально-технического обеспечения, г. Юрга, Кемеровская обл., Центральный военный округ. 

Финалист IV Всеармейского конкурса специалистов психологической работы, г. Североморск, 2013 г. 

Призер VI Всеармейского конкурса специалистов психологической работы, г. Хабаровск (2-е место), 2015 г. 

Редактор журнала «Военный психолог».

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ ...  ДВА ОПЫТА ОДНОГО КОНКУРСА

г. Хабаровск, 27 мая 2015 года, второй день конкурса военных психологов, состязание практических умений и навыков: профессор Военного университета, улыбчивая женщина, член жюри говорит мне, конкурсантке, только что отработавшей практическое задание с летчиками: «Восхищаюсь твоей работой». Я смущена и таю от похвалы. 

г. Хабаровск, 29 мая 2015 года, четвертый день конкурса, мастер-класс «Психология влияния на человека»: кандидат психологических наук, постоянный член жюри, обаятельный оратор рассказывает из истории конкурса поучительный случай в Североморске: 

«Психолог работает с моряками, перед тренировкой по борьбе с пожаром в отсеке подводной лодки. Говорит им, что тревожится, боится за них, «навешивая» волнение личному составу перед экстремальной ситуацией. 

Моряки после такой работы не выполнили норматив по времени. Если бы это было в реальной боевой обстановке, то - все…психолог «сожгла экипаж».


У зрителей ожидаемая реакция возмущенного удивления, смешков над непрофессиональными действиями психолога. 

Я - единственная в зале, которая не аплодирует эффектной речи ведущего. 

Потому что я психолог, которая «сожгла экипаж».

Разница по времени в два дня между этими отзывами для меня составила два года – между IV Всеармейским конкурсом военных психологов в Североморске и VI Всеармейским в Хабаровске. 

За плечами – часы личной терапии по отработке чувства вины за «сожгла моряков».

Принятие своих чувств растерянности (мне, психологу с РВСН (чья война длится три минуты на чужой территории), а впоследствии - психологу тыловых войск, увидеть впервые пожар в отсеке, не успеть минимально адаптироваться к ситуации, потому что с меня начался этот этап, действительно было тревожно).

Позади - горы прочитанной специализированной литературы и осознание, что нужно было делать (целевой психологический ресурс моряков был в актуальном состоянии – достаточно было провести визуальную психодиагностику).

Это путь от гротескного персонажа примера «как делать не надо» в Североморске, до призера конкурса в Хабаровске. 

Это путь к новому уровню отношений со своей профессией и к пониманию своего места и роли в армии, как войскового психолога

И я делюсь с вами правилами, которые сформулировала для себя, идя по этому пути, от конкурса к конкурсу. 

Они помогают мне оставаться самой собой, и выигрывать в тех сферах.


ВОТ ЭТИ ПРАВИЛА:

О коллегах: 

Самое главное на конкурсе – это люди. 

Это его самый мощный, самый важный ресурс. 

Можно победить, получая высокие баллы, но: когда я заботилась только о своем успехе, ни разу не оказав помощь другим участникам, я проиграла. 

Когда я помогала другим участникам и перестала заботиться о своем успехе, я тоже проиграла.

Я выиграла тогда, когда просила помощи и поддержки и не боялась давать её другим.

Теперь я знаю: сначала люди, а потом цель.

О подготовке: Она должна быть избыточной. Много всего. 

Каким бы лишним это все мне не казалось.

О заданиях:

Видеопрезентация: Вывод, сделанный после просмотра гениального видеоролика
«Моя мама - военный психолог» Любы ЕФИМОВОЙ (ведущий психолог группы психологической работы отдельного соединения морской пехоты Балтийского флота) другие люди успешны не только потому, что «все места давно распределены», а просто потому, что их работа, и правда, лучше моей.

Практический этап: Кажется, что самое главное - это то, что лежит на поверхности:
подобрать зрелищное тренинговое упражнение и показать его. 

Теперь я знаю: настоящая работа психолога малозаметна и во много раз уступает по эффектности разовому показу упражнения на конкурсе. 

А профессионализм - это отсутствие суеты.

О несправедливости: Либо я принимаю как данность, что могу встретиться с несправедливостью на конкурсе, либо - НЕ УЧАСТВУЮ В КОНКУРСЕ, да и вообще, - не проявляю себя в других сферах жизни, которые мне интересны, а иду искать во Вселенной место, где всеобщая справедливость и благоденствие.

О справедливости: Она есть, я с ней встречалась, это неотъемлемая часть конкурса. В
моих силах вести себя так, чтобы умножать её (во Вселенной и на конкурсе).

Об участии: На конкурсе день идет за месяц по концентрации драйва, профессионализма, дружбы, конкуренции, опыта, новостей, сплетен, радости и нервного напряжения. 

Теперь я знаю, что пропустить конкурс – значит пропустить себя в профессии.

Наталья САВЕЛЬЕВА
тел. 8 923 505 42 46
E-mail: nata-solnce@mail.ru

p.s. Это был личный взгляд на ситуацию Натальи САВЕЛЬЕВОЙ. 

Однако, как корабельный офицер (20 лет службы в плавсоставе ВМФ), который неоднократно видел как горят корабли и сам неоднократно принимал участие в тушении корабельных пожаров, спешу  её разочаровать - никого она "НЕ СОЖГЛА", про чувство вины можно забыть.  


БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ

... Примерно год ему еще придётся осваивать оборудование, на котором он работает. Видите, на мониторе, на клапане цифра 126? 

Клапаны все пронумерованы. ОФИЦЕР ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ИХ НАИЗУСТЬ: на какой системе находятся, для чего существуют, как ими управлять, что будет, если откроешь или закроешь, где они расположены на корабле. 

Молодой офицер, приходя на корабль, начинает «ползать» по отсекам, сдавая зачеты на допуск к самостоятельному управлению АЭУ.

В итоге от него потребуют найти клапан в полной темноте, и ВСЛЕПУЮ СОВЕРШИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

На подводных лодках каждому офицеру необходимо пройти этот ТЕСТ НА ПРОФСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. 

Завязывают глаза, называют номер клапана. 

Специалист должен знать, где он находится, суметь в кромешной тьме пройти в нужный отсек и спуститься в искомое помещение, найти этот клапан, определить, закрыт он или открыт, осуществить операцию и проконтролировать, что он ее действительно совершил. 

Точно так же и матросов учат, но объем информации у них меньше. 

А офицеры должны знать все 3 энергетических отсека. 

Мнение, что профессия моряка окружена ореолом романтики, мягко говоря, ошибочное. 

Как сказал один офицер: – Романтика – это когда ветер, паруса, брызги в лицо. 

А я – подводник, оператор атомной установки.

http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=729

Подводная лодка представляет собой обитаемый герметически замкнутый объект с искусственной газовой средой. 

Применение большого количества горючих материалов в сочетании с обогащенной кислородом искусственной газовой средой при различных давлениях делают её чрезвычайно пожароопасными.

По этой причине с целью предупреждения пожаров и борьбы с ними в руководящих документах ВМФ «Правила водолазной службы ВМФ» и «Наставлении по борьбе за живучесть подводной лодки», которое лучше ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ - будет шанс выжить,  содержание кислорода в газовой среде герметичных помещений (барокамеры, отсеки подводных лодок) допускается не более 25 %.

ЛОДОЧНЫЙ ЛОХ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Для тушения пожаров на подводных лодках разработана система  объёмного химического пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая).

В качестве огнегасителя используется фреон. 

В каждом отсеке подводной лодки имеется станция системы ЛОХ, с которой огнегаситель можно подать в свой, либо соседний отсеки. 

Система применяется для тушения больших пожаров на любой стадии их развития  

Принцип действия системы ЛОХ — химическое воздействие на точки горения.

Огнегаситель работает как антикатализатор, замедлитель реакций горения вплоть до их полного прекращения (ингибитор горения). 

Вопреки распространённому заблуждению, он не вытесняет кислород. 

Кислород расходуется на горение. 

На ПЛ в качестве огнегасителя применяется тетрафтордибромэтан (хладон 114B2) чистотой 99,5%. 

ПОТУШИТЬ ЗА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕКУНД

Подача фреона гарантированно обеспечивает тушение пожара на ЛЮБОЙ СТАДИИ его развития за время около ШЕСТИДЕСЯТИ СЕКУНД при нормальных давлении и содержании кислорода в атмосфере отсека. 

При включении ЛОХ подается звуковой сигнал тревоги ревуном и в отсек пускается хладон, вытесняемый из баллонов сжатым воздухом.

Личный состав отсека, в котором пущен хладон, должен в течение НЕСКОЛЬКИХ СЕКУНД надеть переносной дыхательный аппарат (ПДА), позволяющие дышать около 20 минут. 

За отведённое время личный состав аварийного отсека должен выполнить первичные мероприятия по борьбе за живучесть корабля, переключиться в ИП-6 (изолирующий противогаз) или ШДА (шланговые дыхательные аппараты) и продолжить борьбу за живучесть в своем отсеке.

8 ноября 2008 года в рамках очередного этапа государственной приёмки К-152 «Нерпа» произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. 

На некоторых гражданских специалистах кислородные аппараты были надеты, но включены не были. 

В результате 20 человек погибло (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов), 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения. 

ФЛОТСКАЯ БАЙКА

Наставление по борьбе за живучесть подводной лодки он знал НАИЗУСТЬ. 

Любимым занятием Толи была отработка мероприятий и навыков борьбы за живучесть. 

Толя в дивизии был священной коровой, гарантирующей безотказную работу дизелей лодок, в связи с чем был негласно освобождён от всех видов нарядов. 

Но однажды случилось так, что старпому пришлось назначить капитан-лейтенанта Савельева в гарнизонный наряд помощником дежурного по гарнизону. 

Все обязанности Толи были заключены в сиденье у телефона и ответах на телефонные звонки. 

Старпом был уверен, что Толя справится, и, взяв с него слово трезвости, приведя форму одежды в надлежащий вид, отправил Савельева в посёлок. 

Заступив в дежурство, капитан-лейтенант начал изучать свои обязанности и, найдя пункт проверки готовности пожарной команды гарнизона, уточнил у коменданта, каким образом проверяется готовность к борьбе с пожаром

Комендант, не зная Толиного пунктика, ответил, что два раза - один в дневное время и один в ночное - вызывается пожарная команда, норматив прибытия в инструкции, но, как правило, достаточно звонка в пожарную часть. 

Ночное дежурство Толи было с 2 часов до 6 часов утра. Приняв дежурство, Толя в три ноль ноль объявил пожарной части тревогу - горит дом дежурной части

Включив секундомер, чтобы снять норматив прибытия пожарников, капитан-лейтенант, поднявшись к себе в комнату, собрал старые газеты в тазик и, подпалив их для имитации пожара, открыл окно. 

Густой дым повалил из окна, а Толя, спустившись вниз, стоял с секундомером, ожидая пожарную машину. 

Команда прибыла с опозданием на пять минут и без положенного в таких случаях согласно инструкции сигнала. 

Савельев сделал замечание старшему расчёта, тот немедленно включил аварийный сигнал. 

На часах Толи было три часа тридцать минут ночи. 

Увидев валивший из окна Толиной квартиры дым пожарники выдвинули стрелу и дали из брандспойта воду. 

Дом, разбуженный звуками пожарной сирены, беготней расчёта и запахом дыма, мгновенно ожил.

По лестнице побежали первые жильцы. 

Увидев дым, пожарную машину и бьющую из брандспойтов воду, поняли - горим.

Из распахнувшихся окон НА СВЯЗАННЫХ ПРОСТЫНЯХ СТАЛИ СПУСКАТЬ ДОМАШНЮЮ УТВАРЬ. 

Улица наполнилась полуодетыми людьми, и на все крики помощника дежурного по гарнизону капитан-лейтенанта Савельева о том, что тревога учебная, никто не обращал внимание. 

ПАНИКА ОХВАТИЛА ЛЮДЕЙ.

Толю сняли с дежурства и посадили на гарнизонную гауптвахту. 

В течение суток тщательнейшим образом была проведена проверка действий капитан-лейтенанта Савельева и пожарной команды гарнизона. 

Единственной причиной наказания была имитация пожара в комнате и строжайшее приказание - все назначения в наряд капитан-лейтенанта Савельева визировать у начальника штаба дивизии и впредь не назначать оного в любой гарнизонный наряд.

http://flot.com/welfare/seacall/survivability.htm?print=Y


На Тихоокеанском флоте проходят учения подводников

Комментариев нет:

Отправить комментарий