воскресенье, 21 августа 2016 г.

О сертификации психологов. Взгляд из спасательного плотика.


Пока Светлана ХАРИТОНОВА, Виктория ЯНИ, Алла ДУБИНА, Татьяна ФЕНЕНКО, Наталья ТАВРОВА, Ксения ДЬЯЧУК и другие военные психологи в ходе специального учения по морально-психологическому обеспечению группировки войск (сил) на юго-западном стратегическом направлении проводили психологическое сопровождение личного состава в полевых условиях полигона Опук (Республика Крым), флотские психологи занимались психологической подготовкой плавсостава и водолазов аварийно-спасательной службы (АСС).


В соответствии с требованиями руководящих документов основные усилия в психологической работе направлены на обеспечение психологической готовности личного состава к выполнению стоящих перед Военно-Морским Флотом боевых и учебно-боевых задач, формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, профилактику неуставных взаимоотношений между военнослужащими и самоубийств.


Специалисты психологической службы Тихоокеанского флота творчески подходят к вопросам совершенствования системы психологической работы, не в тиши служебных кабинетов за компьютером, а на полигонах боевой подготовки занимаются психологическим сопровождением личного состава, оказывают психологическую помощь и поддержку.


Бог любит троицу. Логично опубликовать третий репортаж с занятия по спасательной подготовке, в котором приняли участие флотские психологи Елена ЗАЙЦЕВА, Диана ГРИШИНА и ведущий психолог Центра психологической работы Тихоокеанского флота Евгения Альбертовна, личным примером стимулируя военных моряков. 


После заплыва в бухте Улисс и посадки в плот, Евгения Альбертовна осталась верной себе. Её, под одобрительные возгласы, на руках вынесли со спасательного плотика ПСН-10М. Аббревиатура расшифровывается следующим образом - плот спасательный надувной, рассчитан на 10 человек, модернизированный.  


Это был не просто заплыв психологов, как подумали некоторые. Позже, уже в спокойной обстановке мы с Евгенией Альбертовной подробно рассмотрели психологические приёмы, которые она использовала в ходе занятия по спасательной подготовке. Обсудили её профессиональные наблюдения за действиями личного состава. 


Мало того, что Евгения Альбертовна получила дозу адреналина, она приобрела ценный профессиональный опыт, который планирует в дальнейшем использовать в работе по психологическому сопровождению личного состава кораблей и подводников, готова им поделится на осенних сборах психологов, если он (опыт) будет востребован коллегами. 


Выпускница Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ), где её учили экстремальной психологии к.псих.наук КАДЫРОВ Руслан Васитович, к.псих. наук БЕРГ Татьяна Николаевна, к.псих. наук КАЛИТА Виталий Владимирович, психолог Диана ГРИШИНА так же успешно отработала на занятии и может в личном плане профессионально-должностной подготовки поставить отметку выполнено с оценкой отлично.


Наряду с тушением пожара в отсеке учебно-тренировочного комплекса (УТК), занятием по водолазной подготовке, спасательная подготовка стала хорошим дополнением к ранее полученному опыту. И это я ещё не писал про отработку флотскими психологами выхода на поверхность методом шлюзования через торпедный аппарат на учебно-тренировочной станции (УТС). Рабочее название публикации - SOS !!! Елена ЗАЙЦЕВА застряла в трубе 533-мм торпедного аппарата!!!


Диана ГРИШИНА при падении с борта всё-таки глотнула солёной морской воды Японского моря с добавками отработанного корабельного топлива. Однако, судя по фотографии сей факт не испортил ей хорошего настроения, а окружающим тем более.  


Как заявил ветеран-подводник, присутствие рядом женщины-психолога стимулирует мужчин на подвиги, резко повышает качество и эффективность проводимых занятий по профессиональной подготовке. Все, преодолевая страх, идут и в огонь, и в воду, лезут в трубу торпедного аппарата, в чём лично убедились Елена ЗАЙЦЕВА, Диана ГРИШИНА и Евгения Альбертовна. Не было ни одного отказа. 

- Разденьте меня! Ещё на IV Всеармейском конкурсе специалистов психологической работы на Северном флоте в 2013 году я отметил для себя, что нравится нашим флотским психологам, когда их сначала одевают, потом раздевают. 

Не стала исключением и Диана Вячеславовна. А может это такой психологический приём с далеко идущими выводами? Основание сделать запись в психологической характеристике - любит одевать и раздевать психологов?


И пока флотские психологи приводят форму одежду в порядок, пару слов о ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ психологов силовых структур. Сертификация имеет цель повышение профессионального уровня психологов силовых структур и повышение престижа деятельности.

1. Требования к квалификации и профессиональному стажу претендента:
- законченное высшее психологическое образование;
- стаж работы в силовом ведомстве не менее 1 года под руководством психолога, имеющего стаж работы не менее 5 лет в этом ведомстве;
- отзыв непосредственного руководителя-психолога о работе претендента в форме рекомендательного письма.


ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ по видам профессиональной деятельности психологов силовых структур:
1. Научно-исследовательская деятельность:
- формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований;
- выбор методов исследования, соответствующих поставленной проблеме;
- планирование научного исследования;

- разработка новых и адаптация существующих методов психологического исследований (в том числе, с использованием новых информационных технологий);
- самостоятельное проведение исследования;
- выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, моделей интерпретации полученных результатов, подготовка заключений и рекомендаций.


2. Психодиагностическая деятельность (применение на практике психологических и связанных с ними методов, концепций, теорий, моделей и знаний):
- определение целей, задач и программы (выбор методов и последовательности их применения) психодиагностического исследования с учетом социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

- диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов психологического и экспериментально-психологического исследования;

- составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций с учетом современных представлений о системном характере психики человека в норме и патологии;
- предоставление обратной связи: обеспечение исследуемого и заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения.


3. Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство) деятельность (применение на практике психологических методов, концепций, теорий, моделей и знаний):
- определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

- разработка программы (определение конкретных методов и последовательности их применения) психологического вмешательства в соответствии с нозологическими, синдромальными и индивидуально-психологическими характеристиками пациентов (клиентов) и в соответствии с задачами профилактики, реабилитации и развития;

- проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
- оценка эффективности психологического вмешательства;
- консультирование сотрудников, руководителей и т.д. по вопросам взаимодействия с людьми для создания оптимального психологического климата.


4. Экспертная деятельность:
- постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы совместно с заказчиком;
- выбор методов психологического исследования, адекватных задачам конкретного вида экспертизы;
- составление экспертного психологического заключения;
- предоставление обратной связи: обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования.


5. Преподавательская деятельность:
- разработка целей, стратегии и плана обучения;
- определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе, современных компьютерных) технологий;
- разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (создание инструментария, обучающих моделей);

- проведение обучения в различных формах с использованием активным методов обучения (лекции, семинары, практические занятия);
- организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;
- разработка критериев и оценка результатов обучения;
- оценка и совершенствование программ обучения и развития.


6. Психолого-просветительская деятельность (распространение психологических знаний):
- стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике;
- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;
- формирование установок, направленных на продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;

- подготовка, презентация, координация и оценка обучающих психологических программ, семинаров и мастер-классов для различных профессиональных групп;
- распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью СМИ;
- создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессиональных стандартов, включая Этический кодекс.


7. Организационно-управленческая деятельность:
- управление психологической (диагностической и консультативной) деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей сотрудников, создание продуктивной рабочей среды, обеспечение соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества;

- управление исполнением (распределение работы, согласование целей и рабочих планов с коллективом и отдельными сотрудниками, оценка работы рабочей группы и отдельных сотрудников и предоставление обратной связи);
- развитие продуктивных рабочих взаимоотношений с коллегами – психологами, другими специалистами и руководителями; профессиональное и личностное развитие сотрудников и команд для повышения эффективности работы;
- планирование, подготовка, координация и оценка качества управления проектов.


Претендент должен сдать экзамен. Экзамен проходит в два этапа. Этап 1. Вариативная часть. Экзамен направлен на выявление профессиональных знаний, умений, навыков по специфическим видам профессиональной деятельности психологов конкретного ведомства. Может проводиться в форме тестирования. Этап 2. Собеседование по выполненным заданиям.

Ближайшая сертификация спланирована в ходе работы II Всероссийского съезда психологов силовых структур, который начнёт свою работу 30 августа 2016 г. в Казани. 


Материал по теме:

На флоте бабочек не ловят. Заплыв флотских психологов.
Спасательная подготовка. Будни флотских психологов. Начало.
Диана ГРИШИНА. Перед погружением не надышишься. Будни психолога.
Диана ГРИШИНА в водолазном костюме. Будни флотского психолога.

Диана ГРИШИНА и огнетушитель ОВПМ-8. Психолог на пожаре.
Диана ГРИШИНА в боевой одежде пожарного. Будни психологов флота.
Евгения Альбертовна и гидрокомбинезон. Психолог у трубы торпедного аппарата.
Флотские психологи в 533 мм трубе торпедного аппарата. Анонс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий