среда, 18 декабря 2019 г.

В память о военном психологе бригадном комиссаре Александре Таланкине, расстреляном в августе 1937 года..


22 декабря 2019 года в 12.00 в рамках проекта "Последний адрес в Петербурге" на доме №2 по Таврической улице состоится церемония установки таблички в память о военном психологе бригадном комиссаре Александре Таланкине, расстреляном в августе 1937 года.

Нельзя сказать, чтобы имя А.А. Таланкина было забыто в истории отечественной психологии. Военные психологи вспоминают о нем, когда речь заходит о дискуссиях по военной психологии, шедших в РККА в 1920-е гг. [Дьяченко, Кандыбович, Караяни 2009, 50–52].

А.А. Таланкин написал монографию по этой тематике, что тогда было явлением
нечастым. Тем не менее остаются недостаточно изученными вопросы 1) о жизненном пути А.А. Таланкина, 2) об оценке всей совокупности его психологических работ, 3) о его месте в истории советской психологии.

Что касается психологических воззрений Таланкина в целом, то он критиковал экспериментальную психологию Г.И. Челпанова, рефлексологию В.М. Бехтерева, психоанализ, гештальтизм, бихевиоризм и высказался за реактологию К.Н. Корнилова, которую называл наиболее близким к марксизму течением современной психологии, стоящим на почве диалектического материализма [Таланкин 1927, 167].

В 1926 г. А.А. Таланкин включился в дискуссию по проблемам военной психологии. В те годы вопросы военной психологии живо обсуждались. Со статьями, а иногда – с монографиями выступали военные психологи Н. Какурин, П. Изместьев, М. Король, А. Васильев, В. Рубцов и др. 

Преобладали мнения, что военная психология должна развиваться как особая наука, и что в ее развитии нужно основное внимание уделять совершенствованию физиологических качеств бойца. 

А.А. Таланкин занял в дискуссии своеобразную позицию. Ее необычность заключалась не в том, что он резко критиковал биологизаторство других авторов, их увлечение западными научными теориями, в частности, психологией толп Г. Лебона. 

Таланкин предлагал не развивать военную психологию как отдельную науку, а изучать как приложение общей психологии к вопросам поведения военнослужащих. 

Он писал, к примеру: «Относительно учебников военной психологии можно лишь выразить удовольствие, что в Красной Армии их еще не существует… 

Все учебники, пока пересказывающие более или менее добросовестно труды по общей психологии, не оригинальны, а стоит им только начать оригинально истолковывать вопросы “военной психологии”, как они угощают» нелепыми открытиями [Таланкин 1926, 125]. 

Позиция Таланкина была неплохо продумана и аргументирована. В одной из своих статей Таланкин постарался показать бесперспективность создания военной психологии методами рефлексологии. 

Он писал, что психофизическая подготовка бойца излишня: формирование необходимых воину качеств произойдет само – как функция военнотехнической, политической и физической подготовки. 

К бойцу, говорил Таланкин, надо подходить как к социальному существу, а не «ветеринарно» [Таланкин 1927, 168]. 

Он считал глубоко ошибочной точку зрения, что эмоции в бою сводятся к элементарным биофизическим реакциям. Сложные реакции в процессе боя у бойца преобладают. 

Целеустремленность бойца – не выдрессированный рефлекс, а сложная интегральная функция всего поведения человека. Поэтому рефлексология, так же как и психоанализ, не годятся в качестве основы военной психологии. 

Особенно он критиковал «физиологический» уклон в военной психологии ученика академика Павлова Ю.П. Фролова и биологизаторский подход М. Короля [Таланкин 1928].

Специально А.А. Таланкин рассмотрел вопрос о месте психотехники в военной психологии. В отношении претензий психотехники А.А. Таланкин был столь же последователен: сама по себе она не может быть основой военной психологии. 

Но развитие научной организации труда в военном деле необходимо поощрять, чтобы облегчить доведение до автоматизма выполнение различных сложных действий. Или же, чтобы оказать воздействие на восприятие противника – в целях успешной маскировки. 

Он даже высказал мысль о полезности такой области психотехники, «совсем не развитой в Красной Армии, как изучение среды, в которой приходится работать человеку, с точки зрения изменения этой среды в интересах рационализации» [Таланкин 1931а, 183]. 

В те годы еще не было термина «военная эргономика», но имел в виду Таланкин именно ее.

Очень резко высказался Таланкин против абсолютизации тестирования военнослужащих. Тесты диагностируют культурно-образовательный уровень, но между ним и пригодностью к военной службе нет однозначной связи. 

Кроме того, выбор «правильного» ответа не может быть свидетельством убежденности реципиента в этом ответе. 

Тесты оправдали себя при изучении профотбора, утомляемости, изменения отдельных психических характеристик (восприятие, интеллект, реакции). Но подменять ими воспитательную работу с личным составом нельзя. 

Таланкин подробно разбирал различные виды тестов, специально остановившись на таком из них, как тесты-коллизии, и показал, к каким ошибкам может приводить слепое доверие всегда относительным результатам тестирования [Таланкин 1931е, 35–39]. 

Обобщением взглядов Таланкина стала его монография 1929 г. по военной психологии. 

Книга, по мысли автора, была призвана подвести итоги дискуссий по военной психологии, шедших в Военной академии им. Фрунзе и в Осоавиахиме в 1927–1928 гг. 

Военная психология нужна, констатировал Таланкин, но не идеалистическая военная психология царской армии. 

Психика – законный предмет изучения, несводимый ни к физиологии, ни к нравственности. 

Несмотря на привлечение богатого и разнообразного отечественного и зарубежного литературного материала по военной психологии, Таланкин последовательно стремился выстроить свою книгу не как разбор специальных военно-психологических проблем, а как применение всего массива общепсихологических знаний к военному делу. 

Любую реакцию человека следует понимать исходя из поведения в целом. Для правильного понимания состояния бойца нужно учитывать вместе биологические и социальные факторы. 

Стремиться следует к тому, чтобы достичь сочетания слаженности действий и инициативности бойца, автоматизма и пластичности в бою. 

К примеру, эмоция страха может подавляться развитым военным профессионализмом, но может и порывом, никак не связанным с военной тренировкой. 

В вопросах военно-психологической подготовки не должно быть шаблона, оправдываемого ссылкой на «неизменную» человеческую природу. 

Особое внимание следует уделять динамике совместного и взаимосвязанного действия на психику бойца различных по происхождению факторов: социально-политических, моральных, военно-технических, материально-бытовых. 

Он отмечал также чрезвычайно большую динамичность, изменчивость психики индивида в боевой обстановке. Соответственно, для успешной борьбы с эмоцией страха важна деятельность и подвижность в бою. 

А.А. Таланкин считал, что «политико-моральное состояние части есть новое качество, не сводимое к психике и физиологии отдельного бойца» [Таланкин 1929а, 86]. 

Психологическая подготовка солдат к бою должна включать стимулирование всего того комплекса реакций и эмоций, которые могут проявиться в боевой обстановке. 

3 января 1930 г. в Центральном Доме Красной Армии состоялся библиографический вечер, посвященный разбору книги Таланкина. 

В докладах и прениях на этом вечере была поддержана мысль Таланкина о неприемлемости как дореволюционной военной психологии, так и ситуации 1920-х гг., когда в военной психологии доминировали те или иные психофизиологические и психотехнические направления. 

Известный в те годы военный психолог В.С. Рубцов назвал книгу Таланкина одним из первых серьезных советских трудов по военной психологии. 

Он призвал покончить с положением, когда психофизиологические и психотехнические методы применяются и понимаются расширительно, а выводы военного психолога обусловлены тем, какого из современных психологических направлений он решил придерживаться [Рубцов 1930а, 48]. 

В специальной рецензии на книгу Таланкина Рубцов высоко оценил методологическую сторону работы, но отметил, что вопрос о соотношении социально-психологических и физиологических факторов поведения бойца недостаточно проработан автором [Рубцов 1930в, 43–45]. 

В письме в редакцию, разъясняя свою позицию, Рубцов даже писал, что Таланкин недостаточно социологизирует вопрос и придает излишнее значение военно-техническим и материально-бытовым факторам [Рубцов 1930б, 63]. 

Отсюда видно, что позиция Таланкина была довольно взвешенной в среде его коллег.

В ночь с 4 на 5 июня 1937 г. А.А. Таланкин был арестован. Ему сразу же предъявили расстрельную статью: «участие в контрреволюционной троцкистской террористической организации» (если слова «террористическая» не было, оставался шанс выжить).

31 августа 1937 г. А.А. Таланкин Военной коллегией Верховного Суда СССР был приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян [УФСБ П-26391]. Двадцать лет спустя 8 октября 1957 г. та же Военная коллегия реабилитировала А.А. Таланкина посмертно.

Судьба Александра Александровича Таланкина – важный и малоизвестный аспект истории советской военной психологии 1920–1930-х гг. Он был думающим исследователем, высказавшим в своих работах ряд ценных замечаний по вопросам военной психологии.

Литература:

Дьяченко, Кандыбович, Караяни 2009 – Дьяченко М.И., Кандыбович С.Л., Караяни А.Г. История отечественной военной психологии: Учебник / под ред. проф. Л.А. Кандыбовича. – М.: Военный университет, 2009.

Таланкин 1926 – Таланкин А.А. Проблема «военной психологии» в нашей военной литературе // Толмачевец. 1926. № 1. С. 115–125.

Таланкин 1927 – Таланкин А.А. К вопросу о «военной рефлексологии» // Война и революция. 1927. № 12. С. 165–177.

Таланкин 1928 – Таланкин А.А. Военно-политическое образование // Красная звезда. 1928. 1 февраля.

Таланкин 1929 а – Таланкин А.А. Военная психология и вопросы военнополитического воспитания в РККА. – М.: Госиздат, 1929. 

Таланкин 1929 б – Таланкин А.А. К марксистской постановке проблемы военной психологии // Психотехника и психофизиология труда. 1929. № 1. С. 81–83.

Таланкин 1931а – Таланкин А.А. За марксистско-ленинскую психотехнику в РККА // Записки Секции по изучению проблем войны Коммунистической академии. 1931. Т. 4. С. 180–199.

Таланкин 1931е – Таланкин А.А. Против тестов на изучение идеологии бойцов РККА // Военно-санитарное дело. 1931. № 5–6. С. 35–39.

Таланкин 1931 г – Таланкин А.А. О повороте на психологическом фронте: Доклад и обсуждение // Советская психоневрология. 1931. № 2–3. С. 7–52.

Цитирование: Корсаков С.Н., Данилов С.И. (2017) Из истории советской психологии 1920–1930-х гг.: А.А. Таланкин // Философские науки. 2017. № 10.С. 131–150.

http://phisci.ru/files/issues/2017/10/RJPS_2017-10_Korsakov-Danilov.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий