вторник, 13 августа 2019 г.

Ольга Игнатюк о работе психолога женской исправительной колонии.


Что самое сложное в работе психолога исправительной колонии?

Самое сложное – донести до женщины, что взаимодействие с психологом нужно, прежде всего, ей. Когда она это понимает, ломаются барьеры во взаимоотношениях.

Однажды к нам поступила очень закрытая в эмоциональном плане девушка. В отряде она общалась, но с сотрудниками администрации предпочитала держаться на расстоянии.

Изучив ее личное дело, я поняла, что до осуждения она находилась в сложной жизненной ситуации и пыталась свести счеты с жизнью. Это наиболее сложная категория людей.

Я приглашала ее к себе, она садилась на креслице рядом со мной и молчала. И работа шла в форме монолога: я с ней разговаривала, она слушала, молчала, улыбалась, уходила и все... И так было полгода. Я не могла до нее достучаться, чтобы она сказала хоть слово.

Сила психолога в нашем учреждении – это постоянное качественное взаимодействие с социальными работниками, начальниками отрядов, грамотный психологический контакт с осужденными.

Поговорив с людьми, которые с ней общались или работали, я нашла ту струнку, за которую, как мне казалось, можно было бы зацепиться и включить осужденную в беседу. 

В очередную нашу встречу она вновь уселась в свое креслице, я начала свой привычный монолог. И, как бы в пример, рассказывая о том, как ведут себя люди в определенных ситуациях, упомянула именно ту, которая эмоционально очень связана с прошлым опытом осужденной. 

До этого девушка сидела отрешенно, а тут вроде как заинтересовалась. Я ее спросила: «Ну, а как бы вы повели себя в такой ситуации?» Она ничего не ответила, ушла. И через какое-то время ожидания мне другие заключенные передают, что та самая Катя хочет со мной встретиться. 

На этой встрече она впервые заговорила, сказав: «Помните, вы мне такую ситуацию приводили, а я бы хотела спросить вас, как бы вы повели себя в такой ситуации?». 

С этого момента началось наше взаимодействие. Когда она через два или три года приходила прощаться, сказала: «Если бы мне когда-то сказали, что я, будучи в колонии, буду разговаривать с психологом, плакать перед ней, я бы никогда не поверила».

В чем проявляется так называемая отдача?

Когда подходят и просят пригласить на прием, когда записываются на занятия, когда встречаешь их на воле, они помнят и здороваются с тобой, помнят, как тебя зовут, не переходят при встрече на другую сторону улицы. 

Когда подходят другие осужденные и говорят: «А помните, Женя у нас была? Она сейчас работает, родила ребенка, у нее все хорошо», возникает ощущение собственной нужности и причастности к успехам бывших подопечных. Наверное, это и есть отдача.

Есть ли понятие коллектива или дружбы в женской колонии?

Коллективом назвать это сложно. Это такой временный коллектив, который ориентирован на выполнение одной задачи – освободиться. 

Женщины от природы очень общительные, у них велика потребность объединяться в группы. В колониях образуются некие коллективы, но после освобождения они, как правило, не поддерживают отношения, желая забыть годы, проведенные в неволе.

Как у женщин выстраиваются отношения с семьей?

Семья для женщины в иерархии ценностей на первом месте. Когда осужденные приходят к нам, мы спрашиваем, что самое главное в жизни. Они в 100% случаях отвечают: семья, дети. Женщина, которая поддерживает отношения с семьей и здесь, другая. 

Она более спокойна, знает, что у нее есть надежный тыл, поддержка, это влияет на ее стремление к условно-досрочному освобождению. Естественно, возникают проблемы в том, что нет возможности воспитывать своих детей. Воспитание происходит по телефону, на свиданиях, что, конечно, накладывает свой отпечаток.

Ирина Бочанцева

Ольга Игнатюк - психолог женской исправительной колонии ИК №10.

Откровения психолога женской исправительной колонии.

https://deita.ru/ru/news/otkroveniya-psihologa-ispravitelnoj-zhenskoj-kolonii/

Комментариев нет:

Отправить комментарий