Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. В состав научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения) входят:
1. Лаборатория (военно-профессиональной адаптации военнослужащих).
2. Лаборатория (медико-психологической коррекции и реабилитации).
3. Лаборатория (профессионального психического здоровья).
4. Лаборатория (военной психофармакологии).
5. Лаборатория (профессионально-психологической экспертизы).
Руководитель научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения) научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова ЮСУПОВ Владислав Викторович, подполковник м/с, доктор медицинских наук, доцент.
1. Исторический ракурс:
В июне 1981 года в состав НИЛ-7 были введены два новых научно-исследовательских отдела: НИО (психофизиологического отбора) и НИО (социально-психологического отбора), а также научно-исследовательское отделение автоматизации средств профессионального отбора.
Актуальность исследований, НИЛ-7, их большое оборонное значение потребовали существенного расширения ее научно-практических разработок. В составе НИЛ-7 были дополнительно утверждены отдел военной психофармакологии, отдел психофизиологического отбора, отдел социально-психологического отбора, отдел разработки методов автоматизации профессионального отбора.
В 2001 году с образованием научно-исследовательского центра академии НИЛ-7 была преобразована в НИО (обитаемости и профессионального отбора) НИЦ академии. В составе НИО (обитаемости и профессионального отбора) находились НИЛ (психофизиологического отбора), НИЛ (социально-психологического отбора), НИЛ (военной психофармакологии).
В соответствии с директивой ГШ ВС РФ от 29.06.2011 г. в штате Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова были сокращены научно-исследовательские лаборатории психофизиологического отбора и социально-психологического отбора.
С целью сохранения важного для военной медицины научного направления по разработке организационных и медико-психологических мероприятий, направленных на сохранение и повышение боеспособности частей и подразделений ВС РФ, с 1 апреля 2012 года в штат Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова был включен научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения) в составе научно-исследовательского центра (НИЦ) академии.
2. Основные направления научной работы:
1. Медицинский контроль состояния психического здоровья различных категорий военнослужащих:
- изучение психических расстройств у ветеранов локальных войн, вопросов медико-психологической реабилитации участников войн и локальных вооруженных конфликтов;
- научная разработка проблемы сохранения и укрепления профессионального психического здоровья военнослужащих, вопросов психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных силах МО РФ;
- разработка, внедрение и оценка эффективности новых методов прогнозирования и профилактики аддиктивных расстройств, отклоняющегося поведения у военнослужащих.
2. Медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе выполнения профессиональной деятельности:
- разработка теоретических, методологических и организационных основ медико-психологической коррекции и реабилитации военнослужащих;
- разработка методов медико-психологического сопровождения военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;
- разработка автоматизированных систем психофизиологической коррекции и медико-психологической реабилитации военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности.
3. Применение психофармакологических препаратов в процессе деятельности военнослужащих в экстремальных условиях боевой подготовки и боевых действий:
- разработка теоретических и методологических основ применения психофармакологических препаратов при деятельности военнослужащих в экстремальных условиях боевой подготовки и в процессе боевых действий;
- отбор и испытание наиболее перспективных лекарственных средств в условиях профессиональной деятельности военнослужащих;
- разработка показаний к применению и дозировок психофармакологических средств в зависимости от психического и физического состояния военнослужащих, условий, характера и напряженности их профессиональной деятельности.
4. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации:
- разработка теоретических и методологических основ профессиональной адаптации военнослужащих;
- определение психологических направлений и методов повышения военно-профессиональной адаптации военнослужащих медицинской службы;
- разработка вопросов психофизиологии боевых дежурств и психологических закономерностей деятельности военнослужащих в особых условиях.
5. Повышение устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности:
- разработка методов психофизиологического анализа профессиональной деятельности военнослужащих военно-медицинской службы, классификация профессий и специальностей по психофизиологическим критериям;
- разработка и внедрение профессионально-психологической экспертизы при проведении аттестации офицеров медицинской службы;
- участие в разработке организационно-штатной структуры подразделений, осуществляющих мероприятия профессионального отбора и рационального распределения личного состава офицеров медицинской службы на основе психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- разработка и использование автоматизированных систем психофизиологической коррекции, рационального распределения и медико-психологического сопровождения военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности (АРМ СПО «Отбор-В», «Психолог-В»).
- разработка и использование автоматизированных психодиагностических систем («Модуль-О», «Модуль-С», «Аддиктивная склонность», «Анкор», тестов оценки специальных способностей и знаний).
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2010 - 2014 годы):
1. Константинов В.В. Методологические основы психологии: завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
2. Медико-психологическая коррекция специалистов «силовых» структур: методическое пособие / под ред. А.Б. Белевитин. – СПб.: Айсинг, 2010. – 268 с.
3. Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов: методическое пособие. – СПБ.: Изд – во Речь, 2010. – 190 с.
4. Основы суицидологии (для клинических психологов): учебное пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин. – СПб.: АЙСИНГ, 2010. – 182 с.
5. Сысоев В.Н. Физиология военного труда: учебное пособие. [Текст] / В.Н. Сысоев, А.А. Мясников, В.В. Юсупов, В.А. Корзунин и др. – СПб.: Любавич, 2011. – 456 с.
6. Константинов В.В. Профессиональная деформация личности: учеб. Пособие / В.В. Константинов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 160 с.
7. Юсупов В.В. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования министерства обороны Российской Федерации. [Текст] / В.В. Юсупов, В.В. Корзунин, С.В. Чермянин и др. – М.: МО РФ, Департамент образования Министерства обороны Российской Федерации. – 2012. – 190 с.
8. Алексеев В.В. Общеобразовательные тесты достижений в практике профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в Военно-медицинской академии: учебно-методическое пособие / В.В. Алексеев, В.Ф. Жернавков, В.В. Юсупов, В.А. Корзунин, И.И. Дорофеев и др. – СПб.: ВМедА, 2013. – 39 с.
9. Чермянин С.В. Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотерапия: учебное пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов и др. – СПб.: АЙСИНГ, 2014. –198 с.
10. Чермянин С.В. Психотренинговые занятия: методическое пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, Н.В. Киселева, Д.В. Костин и др. – СПб.: ВМедА, 2014. – 112 с.
11. Болехан В.Н. История исследования проблем профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации: библиографический аннотированный сборник / В.Н. Болехан, А.Н Зубов, В.В. Юсупов, В.В. Константинов, В.А. Корзунин и др. – СПб.: ВМедА, 2014. – 140 с.
12. Корзунин В.А. Вопросы психофизиологии и профессионального психологического отбора военно-морских специалистов: учебно-методическое пособие / В.А. Корзунин, В.А. Юсупов, А.В. Чумаков. – СПб.: ВМедА, 2014. – 24 с.
ШИФРЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ выполненных за последние пять лет в НИО (МПС) НИЦ академии научно-исследовательских работ:
НИР «Капрал» (2009). Результаты реализованы в предложениях в проект методических рекомендаций по профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки сержантов (старшин) по программам среднего профессионального образования, проводимых в военных комиссариатах, воинских частях и военно-учебных заведениях Минобороны России.
НИР «Коренник» (2010). Результаты реализованы в предложениях в комплекс мероприятий медицинского и медико-психологического обеспечения учебно-боевой деятельности спецподразделений, обеспечивающих поддержание высокого уровня боеспособности личного состава и сохранение профессионального здоровья военнослужащих.
НИР «Коломыя» (2010). Результаты реализованы в предложения и практических рекомендациях по проведению в стационарных условиях клинико-психологической коррекции состояния здоровья военнослужащих, занятых на работах с токсическими веществами, относящимися к химическому оружию.
НИР «Терскол-1» (2011) . Результаты реализованы в медицинском обеспечении профессиональной деятельности военнослужащих, в учебном процессе курсантов и слушателей факультета подготовки врачей и руководящего состава академии, а также в гражданских учреждениях МЗ РФ.
НИР «Барышня» (2012). Результаты реализованы в повышении эффективности обучения и военно-профессиональной адаптации курсантов-женщин.
НИР «Кодекс» (2012). Результаты реализованы в методах и подходах, уменьшающих степень выраженности и снижение частоты психогенных нервно-психических расстройств у военнослужащих — участников боевых действий.
НИР «Контракт» (2013). Результаты реализованы в повышении эффективности лечебно-диагностических мероприятий у военнослужащих с невротическими расстройствами, проходящими службу по контракту.
НИР «Технология-3» (2013). Результаты реализованы в методическом пособии для преподавательского состава «Технология и частная методика преподавания учебной дисциплины для … (соответствующей категории обучаемых студентов)».
НИР «НПК-1» (2013). Результаты реализованы в подходах и методах совершенствования организации и содержания военно-профессиональной подготовки научно-педагогических кадров ВМедА.
НИР «Студент» (2013). Результаты реализованы в разработке перечня соответствия гражданских специальностей высшего профессионального образования военно-учетным специальностям военнослужащих.
НИР «Формула-1» (2013). Результаты реализованы в рационализаторском предложении «Способ оценки психологического «профиля» личности на основе функции желательности и шкалы предпочтений Харрингтона».
НИР «Метафизика» (2013). Результаты реализованы в библиографическом аннотированном сборнике «История исследования проблем профессионального психологического отбора в Вооруженных силах Российской Федерации».
НИР «Взаимодействие» (2014). Результаты реализованы в проекте методических рекомендаций «Психологические основы обеспечения деятельности операторов расчетов в особых условиях».
НИР «Кора» (2014). Результаты реализованы в проекте практических рекомендаций по сопровождению профессиональной деятельности у военнослужащих, занятых на работах по хранению и уничтожению химического оружия.
НИР «Психометрика» (2014). Результаты реализованы в предложениях по систематизации, стандартизации и унификации современного методического аппарата профессионально-психологического отбора.
НИР «Кневень» (2014). Результаты реализованы в рекомендациях по проведению профессионального психологического отбора военнослужащих, осуществляющих вооруженную охрану объектов по хранению и уничтожению химического оружия и его перевозок.
НИР «Искатель» (2014). Результаты реализованы в методических рекомендациях по тестированию военнослужащих в целях выявления правонарушений в сфере оборота сильнодействующих наркотических и психотропных средств. Разработана автоматизированная система для анализа аддиктивного поведения.
НИР «Психофизиолог» (2014). Результаты реализованы в заключениях о психофизиологическом обследовании операторов и отчете, представленном Заказчику.
РАЗРАБОТАНЫ:
1. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (2009).
2. Анкета профессиографических исследований для воинских специальностей солдат, матросов, сержантов и старшин и гражданских специалистов с высшим профессиональным образованием (2009).
3. Инструкция по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов-женщин Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ.
4. Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки сержантов (старшин) по программам среднего профессионального образования, проводимых в военных комиссариатах, воинских частях и военно-учебных заведениях Минобороны России (2010).
5. Методические рекомендации по метаболическим активаторам, как средствам повышения работоспособности военнослужащих в условиях высокогорья (2011).
6. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического сопровождения курсантов-женщин в образовательном процессе Военно-медицинской академии (2012).
7. Методические указания по контролю и коррекции боевого стресса военнослужащих (2012).
8. Методические рекомендации по психологической диагностике невротических расстройств у военнослужащих, проходящих службу по контракту (2013).
10. Проект методических рекомендаций «Содержание и организация профессионального психофизиологического отбора военнослужащих, осуществляющих вооруженную охрану объектов по хранению и уничтожению химического оружия и его перевозок» (2014).
11. Проект методических рекомендаций «Психологические основы обеспечения деятельности военных операторов в особых условиях» (2014).
12. Проект методических рекомендаций «Психологические методы раннего выявления и коррекции пограничных психических расстройств у военнослужащих» (2014).
Я ЛЮБЛБЮ КСЮШУ ИЗ ВМЕД'А !!! ОНА МОЁ ВСЁ!!!!
ОтветитьУдалить