воскресенье, 10 июня 2018 г.

Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации.


7 июня в диссертационном совете Д 212.243.14 по психологическим наукам успешно прошла защита кандидатской диссертации Романа Терехина по специальности 19.00.05 – социальная психология (психологические науки) по теме: «Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации».

Диссертация выполнена на кафедре военной педагогики и психологии Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством декана факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, доктора психологических наук, профессора Р.М.Шамионова.

Цель исследования: изучить структуру, динамику и социально-психологические факторы психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации на различных этапах военно-профессиональной социализации.

Для достижения намеченных целей применялись методы анализа и синтеза, обобщения и теоретического моделирования общепсихологических, социально-психологических, философских, социологических публикаций по проблеме исследования.

В процессе исследования социально-психологических факторов психологической готовности к изменениям служебной ситуации использовались методики, данные о валидности которых имелись ранее, а так же разработана авторская анкета для оценки социально-демографических характеристик и характеристик отношения к военной службе.

Для оценки социально-психологических факторов применялись корреляционный и регрессионный анализы.

Для исследования социально-психологических факторов психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации были применены:

Анкета для оценки социально-демографических характеристик и характеристик отношения к военной службе (включающая шкалы определения психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации, разработанные в соответствии с психометрическими требованиями).

Опросник PVQ-R (Портретный ценностный опросник – пересмотренный (Portrait Values Questionnaire – Revised)) Ш. Шварца.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потѐмкиной.

Личностный опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голыниной, М.А. Эткинда.

Методика «Личностная готовность к переменам» («Personal changereadiness survey» (PCRS)) в переводе и адаптации Н.А. Бажановой и Г. Л. Бардиер.

В качестве методов обработки данных использовались: факторный анализ; корреляционный анализ – метод линейной корреляции Пирсона; метод однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA); регрессионный анализ.

Научная новизна исследования. Уточнено содержание понятия психологической готовности военнослужащего к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации.

Раскрыта психологическая структура психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации, включающая три компонента, соответствующих трем уровням: групповому, межличностному и индивидуально-личностному («готовность к смене места службы и взаимодействию с новым коллективом»; «готовность к преодолению фрустрации целей и интересов в межличностных отношениях»; «готовность к ухудшению условий жизни и расставаниям с семьей»).

Выявлена динамика психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации, при этом она характеризуется разнонаправленностью изменений ее компонентов (диахронией).

На различных этапах военно-профессиональной социализации слабая динамика характерна для компонентов группового уровня (готовность к взаимодействию с новым руководителем, готовность к взаимодействию и совместной работе с другими в новом коллективе).

Сильная динамика – для компонентов межличностного и индивидуально-личностного уровней (готовность к несправедливости при достижении личной цели, к взаимодействию с неприятным человеком, к неблагоприятному климату и к ухудшению бытового комфорта).

Определено, что в представлениях военнослужащих изменения служебной ситуации связаны с ухудшением текущей ситуации либо с адаптацией, связанной с перемещением (сменой места дислокации).

Кроме того, готовность к изменениям понимается скорее как принятие новой ситуации, а не сигнал к действию по ее изменению.

Готовность к изменениям служебной ситуации в представлениях военнослужащих относится к числу тягот, связанных со служебной необходимостью, в то время как готовность к переменам – это не только стремление к достижению новизны, но в первую очередь находчивость, уверенность и толерантность к двусмысленности.

Установлены взаимосвязи между психологической готовностью военнослужащих к изменениям служебной ситуации и показателями их личностной готовности к переменам.

Психологическая готовность к изменениям служебной ситуации отрицательно связана с характеристиками, отражающими склонность личности к преодолению (находчивость, уверенность, толерантность к двусмысленности) и положительно связана с характеристиками личностной готовности к переменам, отражающими принятие военнослужащими трудностей и неопределенности и требующими приспособления (адаптация, смелость, предприимчивость).

Выявлены социально-психологические факторы психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации и установлен уровень детерминации характеристик готовности на разных этапах военно-профессиональной социализации (ценности «стимуляция», «конформизмправила» и «самостоятельность-мысли»; такие социально-психологические установки, как ориентация на деньги, на власть, на свободу, на процесс и на результат; характеристики интернальности в области достижений, в области неудач и в области межличностных отношений).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении научных взглядов о структуре психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации и ее специфике на различных этапах военно-профессиональной социализации.

Данное исследование развивает ряд теоретических положений социальной психологии личности, касающихся этапов и эффектов военной и военно-профессиональной социализации личности.

В частности, на основе анализа теоретических положений и эмпирического исследования динамики психологической готовности к изменениям служебной ситуации дополнены этапы процесса военно-профессиональной социализации этапом военно-профессиональной социализации в условиях самостоятельной деятельности, характеризующимся переоценкой имеющихся ценностей, обусловленных созданием семьи, рождением детей, осознанием себя как офицера, защитника не только Родины, но и своих близких.

Результаты исследования углубляют научные знания о динамике и содержании психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации. Раскрыты и конкретизированы данные о детерминации психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации социально-психологическими факторами на этапах военно-профессиональной социализации личности.

Практическая значимость определяется тем, что результаты проведенного исследования используются в целях оказания помощи военнослужащим в процессе военно-профессиональной социализации.

Материалы диссертационного исследования позволяют военным психологам использовать их для повышения уровня психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации. Полученные результаты позволяют использовать их при проведении учебных и специальных курсов при подготовке военных психологов.

Разработаны рекомендации для повышения психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации. Также результаты исследования могут быть использованы в профориентационной работе при выборе профессии военнослужащего.

База исследования. Эмпирическая работа была проведена на базе Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. В исследовании приняли участие 226 курсантов и офицеров, из них: 1 курс (n = 63, средний возраст 18,11 лет, SD = 0,41); 3 курс (n = 58, средний возраст 20,05 лет, SD = 0,50); 5 курс (n = 72, средний возраст 21,88 лет, SD = 0,87); офицеры со стажем военной службы не менее 10 лет (n = 33, средний возраст 34,12 лет, SD = 5,34).

Надежность и достоверность результатов исследования была обеспечена применением в качестве психодиагностических методов общепризнанных, зарекомендовавших себя, прошедших всестороннюю проверку инструментов; достаточной представленностью и репрезентативностью выборки испытуемых; сочетанием стандартных и качественных методов анализа с применением современных математических методов обработки данных.

В качестве официальных оппонентов на защите кандидатской диссертации Р.А.Терехина выступили доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых В.А. Зобков, а также кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета Е.Б. Филинкова. Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).

Подчёркивая актуальность и практическую значимость представленной работы, общую научную эрудицию и культуру диссертанта, члены диссертационного совета единогласно приняли решение о присуждении Р.А.Терехину учёной степени кандидата психологических наук.

https://www.sgu.ru/news/2018-06-08/proshla-zashchita-dissertacii-po-voprosam-voenno

***
«Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации», диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissertation/2018/03/14/dissertaciya_terehin_r_a_podpisana.pdf

Отзыв ведущей организации на диссертацию «Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации» https://spbu.ru/sites/default/files/otzyv_terehin.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий