воскресенье, 10 июня 2018 г.

Роман Терехин. Военно-профессиональная социализация.


По мнению таких ученых, как А.В. Боенко, Л.А. Китаев-Смык, военная служба, по сравнению с другими видами деятельности, носит сложный, дезадаптирующий и экстремальный характер [35], зачастую она становится не только причиной профессионального выгорания военнослужащего, но и сложнейших дистрессов [71]. 

Подготовка курсантов к дальнейшей профессиональной деятельности в роли офицеров имеет свои особенности, связанные со спецификой военной службы, и включает в себя специальную морально-психологическую подготовку, необходимую для несения службы как в мирных условиях, так и в условиях вооруженных конфликтов

Об этом в своих работах говорили такие авторы, как В.Ф. Дубяга, П.А. Корчемный, А.Г. Маклаков, А.М. Столяренко, Н.Ф. Феденко [45; 61; 89; 135; 149].

Таким образом, формирование социально-психологических характеристик и морально-боевых качеств военнослужащего влияет на его устойчивость к неблагоприятным, экстремальным условиям обстановки современного боя, что, в свою очередь, находится в зависимости со сформированной ролью воина – защитника Отечества и, как следствие, с военной социализацией. 

Можно отметить, что военно-профессиональная социализация является ни чем иным, как интермализацией роли офицера – профессионала, командира, воспитателя, что неотъемлемо связано с появлением определенных ценностей, установок, свойств и характерной активной деятельности, которая необходима для эффективного руководства подчиненными и подразделениями в любой обстановке. 

Вместе с тем служебно-боевая деятельность в особых условиях характеризуется специфическими мотивами, побуждая военнослужащих к активности. 

Исследование, проведенное И.В. Соловьевым [133] по изучению мотивационных отношений офицеров к выполнению служебно-боевых задач в Чеченской Республике, показало, что в качестве смысловых содержаний своей деятельности репрезентация такого мотива как защита интересов России присутствует у 13% опрошенных офицеров, выполнение приказа – у 23%, выполнение воинского долга – у 52%.

Существует множество факторов (биологические, психологические и деятельностные), определяющих особые условия военно-профессиональной социализации [70; 89]. Однако по степени и специфичности воздействия на личность курсанта в процессе военно-профессиональной социализации можно выделить группы, несколько отличные от вышеуказанных. 

Первая группа обусловлена деятельностью и специфическими задачами. В условиях военного вуза, как и во всех других высших образовательных учреждениях, учеба есть основная задача курсанта. Наряду с тем, курсанты еще и выполняют боевые задачи (суточные наряды, караулы), в отличии от студентов. 

Особенностью является то, что курсанты находятся на действительной военной службе, то есть по своей сути занимаются профессиональной деятельностью с первых дней начала обучения. Соответственно, они понимают, что могут быть направлены для выполнения боевых задач в места с обостренной оперативной обстановкой, как это было в 1989 году в Фергане, в 1991 году в Нагорном Карабахе [77].

Особенностью военного вуза, готовящего офицеров «командного профиля», является обязательное, умение организовывать и управлять деятельностью воинского коллектива, способность осуществлять воспитание и обучение личного состава подразделения. 

Так как успешное выполнение и решение боевых задач с наименьшими потерями возможно лишь усилиями всего воинского коллектива и при умелом управлении им, данный фактор накладывает свой отпечаток на всю систему внутри коллективных коммуникаций, основанных на принципах войскового товарищества, взаимовыручки и дружбы [77; 117].

Во вторую группу можно объединить социально-психологические факторы, определяющие особые условия жизнедеятельности, ее можно подразделить на сферы. 

Социально-активная сфера: 1) подчинение принципам единоначалия, предполагающее осознанный контроль над своими желаниями и выполнение воли командира; 
2) отгороженность от общества и ограниченность в получении информации; 
3) ограничение общения с родителями и друзьями; 
4) фрустрация личных потребностей и интересов. 

Коммуникативно-поведенческая сфера: 1) особенности межличностного общения и коммуникации, предполагающие уставные взаимоотношения между военнослужащими (старшие – младшие, командир – подчиненный). В этих отношениях военнослужащий должен быть тактичным и выдержанным, не допускать как фамильярности, так и грубости; 

2) строгая регламентация норм поведения, которая предполагает взаимодействие и общение в соответствии с нормами воинского этикета. 

Ценностно-мотивационная сфера: 
1) особенности мотивационной сферы – служение Родине, верность долгу и присяге; 
2) ценности воинского коллектива, ценности офицерской чести; 
3) высокая степень ответственности. 

Физиологическая сфера: выполнение задач, связанных с использованием боевой техники и оружия, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками [131].

Выделенные условия военно-профессиональной социализации вместе с тем обусловливают и ее механизмы. Анализ теоретических источников позволил выделить ряд механизмов. 

Подавление – совладание со своими чувствами, желаниями, определенными мыслями, способными повлиять на выполнение военнослужащим своего воинского долга. 

Вытеснение – механизм, позволяющий военнослужащему перенести внимание с тех или иных впечатлений на другие действия. 

Изоляция – механизм, помогающий военнослужащему изолировать неприятные или травмирующие впечатления, придать им статус нейтральных. 

Самоограничение – способность ограничивать свои желания и эмоции, препятствующие выполнению поставленных командиром задач. При этом данный механизм может привести к отрицательным последствиям, таким как низкая самооценка, робость, а иногда и комплекс неполноценности [170]. 

Интроекция – путь построения собственной личности, когда качества и установки другого человека как бы встраиваются в структуру личности субъекта в неизменном виде (командир – пример для подчиненных, делай как я) [151]. 

Эмпатия как сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания является основой построения сплоченности воинских коллективов, становления принципов товарищества и воинской дружбы [66]. 

Таким образом, в процессе военно-профессиональной социализации, посредством ее механизмов, происходит переоценка имеющихся ранее ценностей, норм поведения, установок, приводящая к формированию значимых для военнослужащего качеств [34].

Военно-профессиональная социализация есть усвоение и формирование роли воина – защитника Отечества, способствующее выработке морально-боевых качеств и социально-психологических характеристик, обеспечивающих готовность военнослужащего к изменению служебной ситуации в любых условиях обстановки, определяющее профессиональные трансформации в ценностномотивационной и поведенческой сферах личности военнослужащего.

Список литературы.

34. Богатырев, Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных сил: Сущность, проблемы, противоречия [Текст] / Е.Д. Богатырев – М.: ГА ВС, 1992. – 283 с. 

35. Боенко, А. В. Суицидальное поведение военнослужащих [Текст] / А. В. Боенко. – М., 1995. –190 с.

61. Дубяга, В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: / В.Ф. Дубяга. – М., 1998. – 251 c. 

66. Кайгородов, Б.В. Формирование понимания другого человека в процессе профессионального становления психологов [Текст] / Б.В. Кайгородов, И.А. Еремицкая // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. С. 128-131.

70. Кимберг, А.И. Воинская служба как этап жизни: психологические аспекты: материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии». 01 августа 2011 г. [Электронный ресурс] / А.И. Кимберг, М.И. Бондаренко URL: http://sibac.info (дата обращения 07.01.2016) 

71. Китаев–Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев - Смык. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с. 

77. Лазукин, В. Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе [Текст] / В.Ф. Лазукин // Военная мысль. 2007. – № 7.1. – С. 54–62.

89. Маклаков, А. Г. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с. 

117. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера [Текст]. Часть II. – М., 1998 – С.198-214.

133. Соловьев, И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: / Соловьев Игорь Викторович. – М., 1999. – 257c.

135. Столяренко, А.М. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах [Текст] / А.М. Столяренко/ Учебно-методические материалы и рекомендации. – М. : Академия МВД, 1995. – с. 189.

 149. Феденко, Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина [Текст] / Н.Ф. Феденко. – М.,1966. –168 с.

151. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст] - М., 1925. - С. 52-55.

170. Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст] / Т. Шибутани. – пер. с англ. М., 1961.

***
Роман Терехин. Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий