суббота, 15 апреля 2017 г.

Норман КОУПЛЕНД. Психология и солдат. Глава первая. Американская военная психология.

Система сопровождения молодого пополнения на этапе прибытия в воинские части ( на флотах - ПТК), включая баню и вкусный обед, написание писем родным, вручение памяток, разработанная американскими психологами 100 лет назад в 1917 году была взята на вооружение в СССР и работает до сих пор.


Книга британского священника и военного капеллана Нормана Коупленда "Психология и солдат" увидела свет в 1942 году и после этого неоднократно переиздавалась, в том числе Военным издательством Министерства Обороны. Предлагаю психологам ознакомиться с первой главой книги.

NORMAN COPELAND. PSYCHOLOGY AND THE SOLDIER HARRISBURG.

Глава первая. АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вступив в 1917 году в Великую войну (прим. - Имеется в виду Первая мировая война 1914-1918 годов), Соединенные Штаты Америки признали, что войны выигрываются людьми, а не кораблями, танками, орудиями, снарядами, самолетами и бомбами. 

Эта истина в течение долгого времени предавалась забвению, однако американцы, с типичной для них проницательностью и деловитостью, тотчас ухватились за нее и соответственно перестроили свою стратегию. Они заявили, что война - это бизнес, а поскольку необходимо было выиграть войну, надо было вести ее со знанием дела.

Прийти к этому заключению Америке в известной мере помогла важность проблемы, стоявшей перед ней. Миллионы американских граждан плохо знали английский язык. Это были люди, происходившие из тевтонов и семитов, романских и славянских народов, азиатов и негров. 

Десятки тысяч мужчин призывного возраста, по европейским стандартам, были неграмотны. Казалось, нет такого общего знаменателя, под который можно было бы подвести решение столь сложной общественной проблемы.

Однако правительство поступило так, как это сделал бы любой орган, укомплектованный здравомыслящими людьми. Оно проконсультировалось у специалистов, основным занятием которых было решение подобных вопросов. 

Данная конкретная проблема касалась людей. Существует ли отрасль знаний, занимающаяся изучением людей? Да, существует. Это психология. Превосходно! В таком случае пусть психологи и дают ответ.


ПРО ОТБОР ЛЮДЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 

Психологи дали ответ, разработав методы, с помощью которых можно было определять уровень умственного развития людей, их способности и приспособляемость. Они научили командование Вооруженных Сил отбирать людей для выполнения специальных задач.

Психологи отыскивали наиболее развитых людей для обучения в офицерских школах и выявляли неспособных. Они пришли к выводу, что глупцы служат помехой и тормозят обучение способных военнослужащих, не говоря уж о том, что на них впустую тратятся время и деньги. 

В учебные группы направлялись военнослужащие с одинаковым умственным развитием, чтобы более способные быстрее овладевали военными знаниями. Для определении уровня умственного развития и способностей неграмотных и не знающих английского языке были использованы весьма остроумные приемы.

Но психологи не довольствовались этим. Они понимали, что людьми можно руководить только в том случае, если они хотят, чтобы ими руководили. Если они не хотят этого, их можно только принуждать. Руководство намного экономичнее и действеннее, чем принуждение. 

Обратив внимание на эту дополнительную проблему, психологи решили последовать за рекрутами в лагеря и казармы. Они откопали афоризм Наполеона: "Духовная сила относится к физической, как три к одному". 

Это давнишнее изречение имеет особенно притягательную силу для такого народа, как американский. Разве нет универсальных магазинов, недельный оборот которых превышает месячный оборот их конкурентов? Разве нет торговцев, продающих за месяц больше, чем их соперники в течение года? Несомненно есть. 

В таком случае одна дивизия с высоким моральным состоянием личного состава может заменить по крайней мере-три дивизии, не обладающие этим качеством. Это дешевле и, конечно, гораздо эффективнее.

"Моральный дух - самая важная движущая сила, придающая эффективность вооружению и оправдывающая расходы". Так сказал американец. Англичанин или немец забыл бы упомянуть о расходах. Психологи склонили военные власти к экспериментированию. События в Америке развивались стремительно. 


О ПРОГРАММЕ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ДУХА.

В мае 1917 года, месяц спустя после вступления Соединенных Штатов в войну (прим. - в Первую мировую войну), отдел военной психологии направил начальнику лагеря Гринлиф, Форт-Оглторп, получившую одобрение обстоятельную ПРОГРАММУ. 

Был назначен офицер лагеря по вопросам морального состояния, которому предстояло "развивать осмысленное отношение к службе, а также отыскивать наиболее привлекательные ФОРМЫ и наиболее выгодные МЕТОДЫ его внедрения".

Из отдела военной психологии в лагерь Гринлиф прибыла специальная группа в составе тридцати пяти человек, которая должна была заниматься вопросами морального состояния. 

О ФОРМАХ И МЕТОДАХ РАБОТЫ.

Перед входом в лагерь соорудили огромный навес. Представители этой специальной группы встречали все поезда, здоровались за руку с каждым рекрутом, приглашали его в лагерь. Независимо от времени суток, в которое прибывали новобранцы, они принимали ванну и ели первоклассную пищу. 

Это был надежный метод психологического воздействия, так как принятая ванна и чистое белье подсказывали солдатам мысль, что с прежней жизнью покончено, а первоклассная пища убеждала, что новая жизнь обещает много приятного. 

Сержант по моральным вопросам обучал рекрутов заправлять кровати, знакомил их с расположением лагеря. На этой стадии все указания давались в духе дружеских советов. 

ТЕПЕРЬ ТЫ СОЛДАТ, ТЫ ИЗБРАННЫЙ.

Утром всех прибывших в лагерь рекрутов отводили в так называемую информационную палатку, являвшуюся центром работы по укреплению морального состояния. Здесь им вручали карточки со следующей надписью:

"Теперь ты солдат Соединенных Штатов, солдат, избранный своей страной для борьбы за свободу во всем мире. Шагай, как солдат! Думай, как солдат! Действуй, как солдат! Будь солдатом! 

Вначале это будет нелегко. Ты можешь столкнуться с вещами, которых не понимаешь. Не беда, Все хорошие солдаты овладевали тем, что ты начинаешь изучать. 

Помни, что ты идешь под стягом, который никогда не прикрывал несправедливой войны. Помни, что американская армия никогда не терпела поражений. Выполняй свой долг, и этого никогда не случится. Держи голову высоко поднятой, глаза открытыми и улыбайся".

Ни оборотной стороне карточки были написаны фамилия солдата, рота, адрес лагеря - это должно было служить как установлению личности, так и воодушевлению солдат.

С солдатами БЕСЕДОВАЛИ о дисциплине, порядке в лагере, играх, книгах, болезнях, явке к врачу, переписке с домом, обмундировании и питании. Рекруты разучивали бодрую строевую песню, а затем знакомились с капелланом.

В заключение им раздавали чистую бумагу, ручки, перья, чернила, и ВСЕ писали письма домой. 

О ПИСЬМАХ ДОМОЙ.

В каждый конверт вкладывалось также ПИСЬМО, подписанное командиром батальона:
"Такой-то благополучно прибыл в наш лагерь. Он будет находиться здесь в течение некоторого времени, чтобы привыкнуть к армейской жизни и получить первые элементарные знания, необходимые всем нашим солдатам. 

Армия обеспечивает его обмундированием, хорошей пищей, удобным помещением, медицинским обслуживанием. Но весьма желательна и ваша помощь. Поддержите его вашей верой и вниманием. 

Чаще пишите. Получение письма - для солдата большое событие, отсутствие писем вызывает подлинное разочарование. Если дома случается приятное событие, пишите о нем. Коли вы гордитесь своим солдатом, напишите ему об этом. Пусть он будет упорен в вашей поддержке.

Не огорчайтесь, если ваши первые письма задержатся. Это иногда случается. Пишите, как и прежде, и вы убедитесь, что он получит все, что вы написали, даже в том случае, если это потребует некоторого времени. 

Всегда помните, что вы тоже составляете часть американской армии: вы - армия воодушевления и энтузиазма. Посылайте вашему солдату письма, проникнутые этими чувствами, и вы поможете и нам и ему. Его адрес:..."

Письмо командира батальона было мастерским психологическим приемом. Если бы такие письма посылались из каждого лагеря, они помогли бы каждый дом нашей страны объединить с армией, и моральный дух всей нации непременно поднялся бы. 

Эффективность обращения командира подтвердило множество писем, которые он получил в ответ. Они, эти американцы, неглупые люди. "Моральный дух - самая важная движущая сила!" Скорость этой движущей силы можно существенно увеличить, если будут известны факторы, обеспечивающие первоначальный толчок. Тогда удар будет еще более сокрушительным.

О ПОДБОРЕ ЛЮДЕЙ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ.

Нет необходимости отмечать, что особое внимание уделялось подбору людей в специальную группу. Тип сержанта-горлопана был решительно отвергнут. Только люди с превосходным характером и замечательными личными качествами, только люди, от природы одаренные обаянием, допускались к этой в высшей степени важной работе. 

Сержант милосердия в каждой роте отвечал за получение личным составом медицинской помощи. Он же давал советы самым разнообразным вопросам: о почтовой корреспонденции, играх и т.д.

ВЫСОКОГО МОРАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЙСК МОЖНО ДОБИТЬСЯ.

Что касается развлечений, то солдат поощряли проявлять таланты в самодеятельных концертах, боксе, борьбе, хоровом пении, рассказах о войне. Точно так же во Франции каждая дивизия имела специальную организацию, занимавшуюся вопросами морального состояния. 

Как союзники, так и противник вынуждены были знать, что в сражениях Первой мировой войны американская армия проявила великолепный боевой дух. И в этом большая заслуга американской науки.

В 1920 году всемирно известный психолог доктор Стенли Холл писал: "Цивилизованный мир все острее чувствует необходимость морального воспитания, и в этой части возникло много противоречивых направлений. Однако до сих пор многие, подобно Сократу, сомневаются в возможности привить добродетель. 

Изучив же программу Гринлифа, никто не станет оспаривать, что высокого морального состояния войск можно добиться. Если бы все идеалы этого лагеря были реализованы - что несомненно случилось бы, если бы война продлилась дольше, - а его программы были бы разработаны более детально, мир получил бы урок величайшей ценности".

Комментариев нет:

Отправить комментарий