Профессор Военного университета МО РФ доктор психологических наук Александр Караяни в помощь психологам силовых структур предлагает тренинг личностных качеств сержанта.
Эталонный портрет лидерских качеств сержанта.
Цель: сформировать у сержантов целостное видение качеств, характеризующих сержанта - «эталонного лидера» и оценить степень собственного соответствия этому портрету.
Социально-психологический корригирующий механизм – сравнение, порождающее мотивацию к изменению.
Время: 30-40 мин.
Оснащение: канцелярские принадлежности на каждого участника, флипчарт.
Упражнение выполняется в 4 этапа.
На первом этапе ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги, авторучке и предлагает записать в порядке убывания важности 5 своих лидерских качеств (как личностных и профессиональных качеств, так и твердо усвоенных навыков и сформировавшихся привычек) по типу: «для меня характерно», «я умею», «у меня отлично получается» и т.д.
Аналогичным образом, ниже, сформулировать 5 своих важнейших лидерских качеств с частицей «не» по типу: «я никогда не…», «мне не…» и т.д.
Каждый участник проставляет балльную оценку выраженности своих качеств в обоих списках: первое (самое важное качество) оценивается в 5 баллов, второе – в 4, третье - в 3, четвертое – в 2, пятое в 1).
На втором этапе ведущий предлагает коллективно сформулировать 2 точно таких же, ранжированных, списка качеств сержанта - «эталонного лидера» и оценить их в баллах.
На третьем этапе каждый участник самостоятельно (не показывая результаты никому) сравнивает собственный список лидерских качеств с качествами «эталонного лидера».
Для этого он сравнивает качества из своих списков только с совпадающими качествами из аналогичных списков «эталонного» лидера.
Например, если у лидера качество, стоящее на первом месте (5 баллов) совпадает с качеством участника, но которое стоит на 3 месте (3 балла), то участник получает 3 балла.
И, наоборот, если качество участника, стоящее на первом месте (5 баллов) совпадает с качеством эталонного лидера, стоящим на третьем месте (3 балла), то участник также получает 3 балла.
Сумма полученных баллов делится на 10 (количество вопросов) и получается своеобразный коэффициент лидерства сержанта.
Максимальный значение коэффициента -1,0 , минимальное – 0,1.
Эта величина не совсем научная, но она весьма полезная, так как включает психологический механизм сравнения и запускает мотивацию к изменению.
Участники, подсчитывают баллы, вычисляют коэффициент лидерства и ищут причины (те пункты, по которым есть наиболее сильные отличия с эталонными) его низкого значения.
Это и есть те моменты, над которыми следует работать в дальнейшем, чтобы стать настоящим лидером.
На четвертом этапе организуется коллективное обсуждение упражнения по вопросам: что нового узнали участники о лидерских качествах сержанта; со всеми ли положениями они согласны; как развить в себе лидерские качества, которые «не дотягивают» до лидерских.
С занятия сержанты должны уйти с полным пониманием того:
какова эталонная модель качеств сержанта-лидера,
насколько они соответствуют эталонной модели сержанта-лидера,
в чем проблема этого несоответствия,
как устранить это несоответствие.
С уважением, д.п.н. Александр Караяни
Комментариев нет:
Отправить комментарий