Тема: "Формы и методы психологического изучения военнослужащих и воинских коллективов. Сплочение воинского коллектива".
Конспект по данной теме предлагает читателям журнал Минобороны РФ "Армейский сборник" в номере за июнь 2019 года, страницы 111 - 115.
Автор конспекта - майор Б.Иванов.
В конспекте рассматривается понятие воинский коллектив. Формы и методы психологического изучения военнослужащих и воинских коллективов.
Подробно рассматриваются: 1. Работа с документами.
2. Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам).
3. Метод наблюдения. Наблюдение помогает раскрыть ряд индивидуальных особенностей военнослужащих: направленность личности, организаторские, педагогические, коммуникативные, эмоциональные, волевые и другие качества.
Автор предлагает в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего.
Например, на татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность.
Следы неоднократных порезов на теле могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную
кровь») или следами «обряда братания» в полукриминальной подростковой среде.
Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ.
4. Тестирование.
В конспекте рассматриваются: 1. Сплоченность воинского коллектива.
Сплоченность — характеристика воинского коллектива, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций военнослужащих по отношению к людям, идеям, событиям, наиболее значимым для подразделения в целом.
2. Боевая слаженность — способность воинского коллектива действовать в любой ситуации подобно единому организму.
3. Коллективная мотивация — это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами.
Конспект заканчивается фразой: "... Военнослужащему важно научиться предугадывать, что ожидают от него в каждый момент совместной деятельности другие ее участники".
В качестве литературы автор использовал:
1. Психология и педагогика. Военная психология. Учебник. / Под ред. А.Г. Маклакова. — М., 2004. 2. Психология и педагогика. Военная психология/ Под ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2007 г.
3. Военная педагогика: учеб. Пособие. Под общ. ред. А.А. Башлакова. — М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008.
4. Немов Р., Алтунина И. Социальная психология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012.
Конспект: http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/%D0%90%D0%A1_06_2019.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий