понедельник, 18 декабря 2023 г.

Александр Гершанов. Протокол оказания первой психологической помощи при острых стрессовых ситуациях.


Этот протокол подготовлен на основе вебинара Александра Гершанова

Александр Гершанов, выпускник Харьковского и Иерусалимского университетов, психотерапевт КПТ, международный эксперт по работе с кризисами, травмой и потерей.

Протокол прост в применении и подходит как для психологов, так и для всех, кто участвует в ликвидации последствий. 

Под острыми стрессовыми ситуациями подразумеваются ситуации, в которых есть разрушения, смерть людей или реальная угроза жизни. 

Этот протокол о помощи людям, только что пережившим такие ситуации. 

В такой кризисной помощи глубинная психотерапия не работает. 

Нужно решить совершенно другие задачи. 

Некоторые вещи будут очевидны для психологов, но этот материал предназначен для всех.

1. Нужно успокоиться самому. 

Работаем только в достаточно стабильном эмоциональном состоянии. 

Когда мы осознанно идем на помощь другому человеку в стрессовой ситуации и мы находимся там же – это экспертный стресс. 

Это значит, что я испытываю похожие эмоции и мне тоже страшно. 

Но мое отличие – снижение тревоги происходит быстрее, так как я умею с ними справляться. 

2. Крайне важно!!! ОБСУЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ - В СТОРОНУ - нам нужно «включить» совершенно другие зоны мозга. 

3. УБИРАЕМ из своего списка кажущиеся полезными следующие слова: «успокойтесь", "все будет хорошо", "всё пройдет", "жизнь наладится» и т.д. 

Такого рода слова вместо надежды дадут человеку, которому вы помогаете, ощущение одиночества. 

Он вам не поверит и почувствует, что вы его не понимаете, даже если на словах согласится с вами. 

4. Мы должны сами замедлиться, чтобы замедлить реакции человека, которому оказываем помощь. 

Говорим в более медленном темпе, чем обычно (НАМНОГО медленнее). 

Зачем это? Для человека, которому мы оказываем помощь, внешний мир рухнул, больше нет ничего стабильного. 

Поэтому мы должны быть как можно более реальными и дать ощущение опоры, уверенности, стабильности. 

5. Говорим четкими короткими фразами. 

Можно даже немного повысить голос. 

«Посмотри на меня. Ты видишь меня?» 

С этого можно начать. 

Человек испытывает эффект тоннельного зрения. 

Нужно расширить этот тоннель. 

6. Устанавливаем контакт и даем первое ощущение, что есть что-то, помимо пережитого ужаса. 

Сначала представьтесь. 

«Я Алексей, я специалист в кризисной ситуации». 

Не говорим, я - психолог. 

Слова психолог, психиатр, психотерапевт лучше не произносить – у этих слов есть стигматизация и человек может начать дополнительно пугаться, что с ним что-то не так. 

7. Спрашиваем имя: «Как тебя зовут?» 

8. Дальше: куда ты шел, что ты делал, что ты собирался делать, когда ... ? (тут вставляем конкретное обстоятельство: завыла сирена, начались выстрелы - называем ситуацию этого человека). 

Острый стресс может разорвать ощущение непрерывности жизни. 

Эти вопросы соединяют события в одну цепь, возвращают чувство непрерывности жизни.

9. Повторяем за человеком ответ - четко и ясно. 

Дополняем, если знаем ситуацию больше. 

Без эмоций и подробностей. 

Мы озвучиваем последовательность событий, действий до того, как произошло событие Ч, потом само событие и то, что произошло после. 

10. ВАЖНО "включить" мышление человека, вернуть ощущение контроля и его собственной значимости. 

Этот этап потребует нашего творчества. 

Можно, например, попросить посчитать людей, померить кому-то давление (если есть тонометр), посмотреть номера домов вокруг. 

Пример формулировки: «Помоги мне, мне очень нужно узнать, какие номера у близлежащих домов – вон того и того, а у меня плохое зрение». 

11. Затем нормализация. 

Говорим: «Все твои реакции, которые ты чувствуешь (перечислить то, что вы видите, например слезы, растерянность, тревога, потерянность, опустошенность, ужас, оторопь, заторможенность, агрессия и т.д.) - это НОРМАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ на НЕнормальную ситуацию». 

12. Поиск ресурсов (подробнее - в примере ниже). 

ПРИМЕР.   Специалист: «Я с тобой. Я знаю как тебе помощь. Меня зовут Алексей. Я специалист по кризисным ситуациям. Я знаю как тебе помочь. Как тебя зовут? ».

Человек отвечает. 

Специалист: «Куда ты шел? Помнишь, что ты делал?».

Человек отвечает.

Специалист повторяет все простыми словами, связывая всю последовательность в цепочку. 

Специалист: «Я в очках и плохо вижу, скажи какой номер дома напротив?».

Человек отвечает, например: «Я тоже не вижу». 

Я: «Спроси, пожалуйста, у кого-то».

Специалист дальше, держа в фокусе цели: заземление и стабилизацию - «Хочешь пить? Вот вода. В стрессовой ситуации нужна вода». 

Но не суем сами эту воду, а помогаем человеку взять некоторый контроль над ситуацией с помощью самостоятельных маленьких действий. 

Или: «Вот салфетки. Ты можешь вытереть глаза». Мы способствуем наибольшей самостоятельности. 

Дальше: «Сейчас ты растерян и не знаешь, что тебе делать... Это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. 

Дальше спрашиваем: «Бывали ли у тебя стрессовые ситуации?» 

Человек, например: «Ну, таких нет». 

Специалист: «И это правда. Но были ли другие стрессовые ситуации? На работе или в семье?» 

Цель - мы заканчиваем разговор с человеком НА ЕГО РЕСУРСЕ. 

Важно, чтобы он вспомнил свои способы. 

Но если человек скажет, что его способ справляться - это алкоголь в больших дозах (больше 50-100 гр крепкого алкоголя), то мы мягко говорим ему, что в этой ситуации алкоголь, может быть, не самый лучший способ, так как завтра может быть плохо, 

а ему нужно справляться с завтрашними делами, поэтому просим вспомнить, какие у него еще есть способы справляться со стрессом: «Вспомни еще что-нибудь, кроме алкоголя». 

Любые другие способы – компьютерные игры, прогулка с собакой, пробежка, еда – все способы, кроме алкоголя - хороши. 

Не наша задача сейчас оценивать чьи-либо способы справиться со стрессом. 

Самый лучший способ пережить шоковые стрессовые события – это восстановление контроля (с помощью деятельности) и связей с другими людьми. 

Поэтому, если у вашего подопечного среди ресурсов есть другие люди, то мягко ориентируем и на этот способ. 

13. Редкая ситуация – человек в ступоре. 

Если человек застыл и не реагирует, применяем силу голоса (говорим что-то уверенно и громко), визуальные раздражители (машем рукой перед глазами). 

Можно пробовать дать в руки что-то контрастное (если рядом есть скорая помощь, то можно у них взять лед и дать в руки). 

Бить по щекам - лишнее!!! (как мы видели в кино). 

ВАЖНО - Избегаем спора с человеком, которому оказываем помощь, даже если его мнение отличается от нашего. 

Переубеждать - не наша задача. 

Наша задача – помощь человеку, переживающему острую реакцию на стресс. 

- Помним, когда мы оказываем первую помощь, мы оказываем помощь человеку, особенно сильно подверженному внушению. 

Каждое наше слово может быть как терапевтичным, так и разрушительным. 

А наша задача - снизить влияние стрессовой ситуации. 

Поэтому избегаем употреблять сложные, умные слова, которые могут запутать. 

Говорим очень просто. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий