Александр Гершанов, выпускник Харьковского и Иерусалимского университетов, психотерапевт КПТ, международный эксперт по работе с кризисами, травмой и потерей.
Протокол прост в применении и подходит как для психологов, так и для всех, кто участвует в ликвидации последствий.
Под острыми стрессовыми ситуациями подразумеваются ситуации, в которых есть разрушения, смерть людей или реальная угроза жизни.
Этот протокол о помощи людям, только что пережившим такие ситуации.
В такой кризисной помощи глубинная психотерапия не работает.
Нужно решить совершенно другие задачи.
Некоторые вещи будут очевидны для психологов, но этот материал предназначен для всех.
1. Нужно успокоиться самому.
Работаем только в достаточно стабильном эмоциональном состоянии.
Когда мы осознанно идем на помощь другому человеку в стрессовой ситуации и мы находимся там же – это экспертный стресс.
Это значит, что я испытываю похожие эмоции и мне тоже страшно.
Но мое отличие – снижение тревоги происходит быстрее, так как я умею с ними справляться.
2. Крайне важно!!! ОБСУЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ - В СТОРОНУ - нам нужно «включить» совершенно другие зоны мозга.
3. УБИРАЕМ из своего списка кажущиеся полезными следующие слова: «успокойтесь", "все будет хорошо", "всё пройдет", "жизнь наладится» и т.д.
Такого рода слова вместо надежды дадут человеку, которому вы помогаете, ощущение одиночества.
Он вам не поверит и почувствует, что вы его не понимаете, даже если на словах согласится с вами.
4. Мы должны сами замедлиться, чтобы замедлить реакции человека, которому оказываем помощь.
Говорим в более медленном темпе, чем обычно (НАМНОГО медленнее).
Зачем это? Для человека, которому мы оказываем помощь, внешний мир рухнул, больше нет ничего стабильного.
Поэтому мы должны быть как можно более реальными и дать ощущение опоры, уверенности, стабильности.
5. Говорим четкими короткими фразами.
Можно даже немного повысить голос.
«Посмотри на меня. Ты видишь меня?»
С этого можно начать.
Человек испытывает эффект тоннельного зрения.
Нужно расширить этот тоннель.
6. Устанавливаем контакт и даем первое ощущение, что есть что-то, помимо пережитого ужаса.
Сначала представьтесь.
«Я Алексей, я специалист в кризисной ситуации».
Не говорим, я - психолог.
Слова психолог, психиатр, психотерапевт лучше не произносить – у этих слов есть стигматизация и человек может начать дополнительно пугаться, что с ним что-то не так.
7. Спрашиваем имя: «Как тебя зовут?»
8. Дальше: куда ты шел, что ты делал, что ты собирался делать, когда ... ? (тут вставляем конкретное обстоятельство: завыла сирена, начались выстрелы - называем ситуацию этого человека).
Острый стресс может разорвать ощущение непрерывности жизни.
Эти вопросы соединяют события в одну цепь, возвращают чувство непрерывности жизни.
9. Повторяем за человеком ответ - четко и ясно.
Дополняем, если знаем ситуацию больше.
Без эмоций и подробностей.
Мы озвучиваем последовательность событий, действий до того, как произошло событие Ч, потом само событие и то, что произошло после.
10. ВАЖНО "включить" мышление человека, вернуть ощущение контроля и его собственной значимости.
Этот этап потребует нашего творчества.
Можно, например, попросить посчитать людей, померить кому-то давление (если есть тонометр), посмотреть номера домов вокруг.
Пример формулировки: «Помоги мне, мне очень нужно узнать, какие номера у близлежащих домов – вон того и того, а у меня плохое зрение».
11. Затем нормализация.
Говорим: «Все твои реакции, которые ты чувствуешь (перечислить то, что вы видите, например слезы, растерянность, тревога, потерянность, опустошенность, ужас, оторопь, заторможенность, агрессия и т.д.) - это НОРМАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ на НЕнормальную ситуацию».
12. Поиск ресурсов (подробнее - в примере ниже).
ПРИМЕР. Специалист: «Я с тобой. Я знаю как тебе помощь. Меня зовут Алексей. Я специалист по кризисным ситуациям. Я знаю как тебе помочь. Как тебя зовут? ».
Человек отвечает.
Специалист: «Куда ты шел? Помнишь, что ты делал?».
Человек отвечает.
Специалист повторяет все простыми словами, связывая всю последовательность в цепочку.
Специалист: «Я в очках и плохо вижу, скажи какой номер дома напротив?».
Человек отвечает, например: «Я тоже не вижу».
Я: «Спроси, пожалуйста, у кого-то».
Специалист дальше, держа в фокусе цели: заземление и стабилизацию - «Хочешь пить? Вот вода. В стрессовой ситуации нужна вода».
Но не суем сами эту воду, а помогаем человеку взять некоторый контроль над ситуацией с помощью самостоятельных маленьких действий.
Или: «Вот салфетки. Ты можешь вытереть глаза». Мы способствуем наибольшей самостоятельности.
Дальше: «Сейчас ты растерян и не знаешь, что тебе делать... Это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
Дальше спрашиваем: «Бывали ли у тебя стрессовые ситуации?»
Человек, например: «Ну, таких нет».
Специалист: «И это правда. Но были ли другие стрессовые ситуации? На работе или в семье?»
Цель - мы заканчиваем разговор с человеком НА ЕГО РЕСУРСЕ.
Важно, чтобы он вспомнил свои способы.
Но если человек скажет, что его способ справляться - это алкоголь в больших дозах (больше 50-100 гр крепкого алкоголя), то мы мягко говорим ему, что в этой ситуации алкоголь, может быть, не самый лучший способ, так как завтра может быть плохо,
а ему нужно справляться с завтрашними делами, поэтому просим вспомнить, какие у него еще есть способы справляться со стрессом: «Вспомни еще что-нибудь, кроме алкоголя».
Любые другие способы – компьютерные игры, прогулка с собакой, пробежка, еда – все способы, кроме алкоголя - хороши.
Не наша задача сейчас оценивать чьи-либо способы справиться со стрессом.
Самый лучший способ пережить шоковые стрессовые события – это восстановление контроля (с помощью деятельности) и связей с другими людьми.
Поэтому, если у вашего подопечного среди ресурсов есть другие люди, то мягко ориентируем и на этот способ.
13. Редкая ситуация – человек в ступоре.
Если человек застыл и не реагирует, применяем силу голоса (говорим что-то уверенно и громко), визуальные раздражители (машем рукой перед глазами).
Можно пробовать дать в руки что-то контрастное (если рядом есть скорая помощь, то можно у них взять лед и дать в руки).
Бить по щекам - лишнее!!! (как мы видели в кино).
ВАЖНО - Избегаем спора с человеком, которому оказываем помощь, даже если его мнение отличается от нашего.
Переубеждать - не наша задача.
Наша задача – помощь человеку, переживающему острую реакцию на стресс.
- Помним, когда мы оказываем первую помощь, мы оказываем помощь человеку, особенно сильно подверженному внушению.
Каждое наше слово может быть как терапевтичным, так и разрушительным.
А наша задача - снизить влияние стрессовой ситуации.
Поэтому избегаем употреблять сложные, умные слова, которые могут запутать.
Говорим очень просто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий