В помощь социальным координаторам.
Чаще всего к данной категории относятся родители, и/или супруги погибших.
Еще до вступления в диалог обращают внимание на внешние проявления растерянности – рассеянный взгляд, с длительной фокусировкой на предметах, медленная походка и движения, сниженная координация, невыразительная мимика.
При диалоге – затруднение в ответах на вопросы, сложность в формирование причины обращения, замеленная и тихая речь.
Отмечается затруднения в установлении контакта, либо коммуникация становится непродуктивной.
ВАЖНО ПОМНИТЬ. Растерянность – это защитная реакция на непредвиденные и стрессовые события.
Растерянность сопровождается снижением самоконтроля, мыслительной способности и возможностью принимать ответственные решения.
Установите прямой зрительный контакт, при этом ненадолго отводя и возвращая взгляд.
Это позволит индивиду сфокусироваться на собеседнике, не теряя при этом чувства психологической безопасности.
Говорите четко и эмоционально модулировано.
Важно, чтобы речь была громче речи гражданина, но не выше допустимого, чтобы не провоцировать реакцию тревоги.
Задавайте простые и понятные вопросы, помогающие сосредоточиться на текущей ситуации и прояснить потребность индивида.
Вопросы должны быть открытыми:
«Что Вы делали после того, как….?»,
«Какую рекомендацию Вы получили от …?»,
«Как вы действовали в ситуации когда Вам отказали …?»,
наводящими: «Что произошло после….?»,
«Такое решение принесло результат?»,
«Правильно ли я понимаю, что …?»,
«Вспомните, пожалуйста, что вы почувствовали…?».
Проявляйте эмоциональную поддержку.
Внимательно слушайте, принимайте «открытые» позы, кивайте и улыбайтесь в подходящие моменты (допустим уместный юмор), демонстрируйте заинтересованность и готовность прийти на помощь.
ВАЖНО ПОМНИТЬ – это не сеанс психотерапии (хотя ее элементы здесь присутствуют), а способ эффективной коммуникации.
Определите запрос или предмет обращения.
Важно помочь индивиду сосредоточиться на причине обращения, направляя вектор диалога.
После ответа на вопрос, подводите промежуточный итог беседы, делайте заметки в блокнот, а после, зачитывайте их.
Предложите варианты решения сложившейся ситуации.
Важно четко и по шагам проинструктировать индивида в необходимых действиях.
Не переходите к следующему шагу, пока не убедитесь, что гражданин Вас услышал.
В данной ситуации необходимы простые и понятные инструкции: «пройдите в этот кабинет», «запишите рекомендации» и т.д.
Убедитесь, что вас поняли.
Сопровождайте проблему.
Продемонстрируйте готовность сопровождения гражданина на всех последующих этапах получения помощи.
Расскажите, как будет проходить взаимодействие – регулярные телефонные диалоги, посещение на дому, приглашение на встречу.
Предложите помощь коллег.
На данном этапе уместно предложить беседу с психологом, как способ поддержания эффективного функционирования и снятия неприятных эмоциональных последствий воздействия стрессовой ситуации.
ВАЖНО дать понять, что вы не делегируете психологу свои функции и не отказываетесь от его сопровождения, а напротив – способствуете более продуктивной с ним коммуникации.
В случае сиюминутного отказа, вернитесь к вопросу позднее.
ВАЖНО! Поддерживайте свое эмоциональное равновесие.
Работа с данной категорией обратившихся требует высоких эмоциональных затрат.
По окончанию коммуникации с данным человеком, сделайте перерыв – попейте чаю, пройдитесь по улице, обратитесь к психологу.
Поддержание собственного эмоционального здоровья необходимо для эффективной коммуникации.
***
Источник: Мотивирование ветеранов боевых действий, принимавших участие в специальной военной операции, и членов семей погибших при выполнении задач в ходе специальной военной операции к обращению за психологической помощью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий