В социальных сетях живо обсуждают новость из Финляндии. Там в офисах ввели дневной сон на работе. Дневной сон хорошо сказывается на повышении работоспособности.
Некоторые фирмы нанимают специального человека, который помогает расслабиться и уснуть. За сон в дневное время в Финляндии ещё и доплачивают.
В России есть многовековой опыт применения дневного сна, но не на работе, а на корабельной службе. В Российском флоте это время называется «адмиральский час».
Выражение «адмиральский час» употребляется с начала XVIII века и происходит от обычая Петра I после утренних дел в 11 часов приступать к завтраку с употреблением водки вместе со своими сподвижниками.
Пётр Алексеевич и его сподвижники — сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, — прерывали заседания присутствий для обеда в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили выпить рюмку водки в ресторации.
В широкий обиход выражение «адмиральский час» после того, как начиная с 1865 г. ровно в полдень в Петербурге стали стрелять из пушки Адмиралтейства, обозначая тем самым точное время.
Каждый день перед обедом и в шесть часов вечера на палубу корабля выносилась огромная луженая ендова с водкой (в российских водах) или ромом (в заграничном плавании). Сосуд устанавливался на шканцах.
Затем появлялся баталер с мерной получаркой, в которую влезало около 60 мл живительной влаги (половина современного граненого стакана). В ведении баталера была и так называемая «форменная книга», где отмечались пьющие и трезвенники.
Затем начинали свистеть боцманские дудки, причем их призыв к водке матросы называли не иначе, как «соловьиным пением».
Первым к ендове подходил старший боцман, за которым следовали унтер-офицеры, затем матросы по списку. Перед приемом чарки было положено снять шапку и перекреститься. После чарки — поклониться и передать емкость следующему.
Так как на кораблях Российского флота вставали очень рано, то рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное.
Вот что пишет об этом российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904):
«От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято. В это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И вахтенный офицер отдает приказания вполголоса, и боцман не ругается».
В настоящее время на флоте выражение «адмиральский час» употребляется именно в значении «послеобеденный сон».
p.s. Из личного опыта. Отсутствие сна в послеобеденное время снижает нервно-психическую устойчивость личного состава экипажа и повышает уровень суицидального риска у отдельных молодых морячков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий