среда, 26 февраля 2020 г.

Авиационный психолог о контроле за психическим состоянием пилотов. Продолжение.


Кандидат психологических наук Надежда Якимович о системе контроля за психическим состоянием пилотов. Продолжение.

... Если на основе когнитивных тестов у психолога возникло подозрение на депрессию, то с целью понять, насколько глубоко развилось это состояние, он применяет личностные тесты и проводит целенаправленную беседу, в ходе которой выясняет, возникают ли у пилота мысли о бесцельности дальнейшей жизни. 

Учитывая, что человека в глубокой депрессии уже не волнуют мысли о продолжении летной карьеры и о том, что подумает о нем психолог, то он может раскрыть свои сокровенные мысли о суициде. 

В таком случае психолог обязан направить такого пилота на лечение к психиатру.

Если причиной плохой памяти при повышенной тревожности и стрессе тоже выступают расстройства эмоционального характера, то при алкогольной или наркотической зависимости механизм нарушения памяти является иным. 

При сильных опьянениях происходит существенная интоксикация (отравление этанолом) клеток головного мозга. 

При регулярном отравлении мозга в клетках мозга нарушаются обменные процессы, и нейроны уже не могут исправно выполнять свои запоминающие функции.

Более того, при длительном «выжигании» клеток памяти алкоголем или наркотиками нейроны атрофируются, т.е. отмирают и больше не восстанавливаются, поэтому становится просто нечем выполнять функцию памяти, ведь количество нейронов, специализирующихся на функции запоминания ограничено – это только ассоциативные зоны коры головного мозга!

Итак, при проведении психологического обследования пилотов в ходе врачебно-летной экспертизы можно выявить лиц, находящихся в состоянии выраженной депрессии. 

Однако проблема заключается в другом аспекте: до возраста 50 лет психологическое обследование проводится лишь в особых случаях (по направлению от невропатолога или командования), а после 50 лет через каждые 2 года.

В результате психолог не может вести регулярный мониторинг психических состояний у пилотов!

Отчасти в качестве средства компенсации этого организационного пробела выступает предполетный медицинский контроль, который призван не допустить пилота на борт самолета, если тот находится в нездоровом психическом состоянии. 

Но предполетный контроль нацелен в основном на оценку физического, а не психического состояния пилота. При его проведении измеряется температура тела, артериальное давление и частота пульса. 

Никакие психологические тесты на этом контроле не используются, а проводить психодиагностическую беседу врачу просто некогда, т.к. предполетный осмотр не должен превышать 5-ти минут! 

По этой причине психическое состояние пилота остается практически не изученным, что создает риск его неадекватного поведения на борту самолета.

Тот факт, что на предполетном медицинском контроле не применяются психологические тесты, объясняется тем, что до сих пор не был создан тест, который позволял бы за очень короткое испытание выдать достоверный ответ об изменении психического состояния пилота.

Однако наука не стоит на месте, и совсем недавно появилась компьютерная методика, которая могла бы применяться для выявления признаков неблагоприятного психического состояния на предполетном медицинском контроле.

Прежде, чем перейти к рассказу о новой методике, хотелось бы обратить внимание на один важный момент. 

Предполетный медицинский контроль не может выявить и предупредить развитие неблагоприятных психических состояний, которые были отнесены нами к третьей группе. 

Например, состояние утомления является следствием длительной рабочей нагрузки, состояние монотонии, сопровождающееся дремотой или сном, возникает из-за однообразного воздействия факторов рабочей среды, 

психическая напряженность развивается в условиях очень высокой информационной нагрузки (в экстремальных ситуациях полета), гипоксия, т.е. кислородное голодание обусловлено разгерметизацией самолета.

Все эти состояния, возникшие уже в процессе полета, а не до него, способны спровоцировать дефекты в работе головного мозга пилотов и привести к ошибочным или замедленным действиям с их стороны.

Но заметить данные состояния (3-й группы) способны только сами пилоты, либо их коллеги, в том числе бортпроводники.

Возвращаясь к вопросу о новом методе психологической диагностики, который можно было бы применять на кратковременном предполетном контроле, следует отметить, что в силу автоматизированности теста его может проводить и не психолог, а любой врач. 

Тест называется «АМОД» («Адаптивная модель операторской деятельности») – это разработка коллектива специалистов кафедры «Эргономики и информационно-измерительных систем» «МАТИ», созданная под руководством профессора И.Г. Городецкого. 

Тест «АМОД» моделирует выполнение совмещенной деятельности, т.е. требует практически одновременного выполнения двух задач: задач арифметического счета и задач слежения за движущимся на экране объектом. 

Система теста постоянно адаптируется к возможностям обследуемого лица и задает ему все более трудный уровень задач. Тест может выдавать результат уже после трех минут измерений.

Программа теста сама выводит «типичную» для данного пилота кривую психической работоспособности и затем может сравнивать её с кривой, полученной в конкретные дни предполетного контроля. 

Степень расхождения кривых дает информацию о степени снижения или повышения уровня психической работоспособности пилота по сравнению с его обычным уровнем.

Но данный тест не может ответить на вопрос, каков вид неблагоприятного психического состояния обнаружен: депрессия ли это или алкогольное опьянение, либо стресс. Для уточнения вида состояния нужны дополнительные методики (в условиях медицинского центра), о чем будет сказано далее.

Тест «АМОД» был предложен Министерству транспорта РФ в качестве нового инструмента для введения в систему предполетного контроля в гражданской авиации. 

Однако, у Минтранса, как всегда, не нашлось денежных средств, чтобы поддержать эту инновацию в области повышения надежности «человеческого фактора», который при этом продолжает оставаться основной причиной авиационных катастроф.

Выше названный коллектив специалистов работает сейчас по заказам отдельных авиакомпаний, которые покупают тест «АМОД» в различных его вариантах.

Эти ведущие авиакомпании предложили разработать ещё одну новую диагностическую методику, которые позволяли бы в условиях отсутствия психологического мониторинга за текущими состояниями пилотов своевременно обнаруживать потенциально опасных лиц, находящихся на грани суицида. 

Такая работа начата: планируется создать компактный набор методик на 30 минут тестирования, причем диагностика будет проводиться вне рамок медицинского освидетельствования, т.е. не при ВЛЭ и не в рамках предполетного контроля, а в ходе занятий пилотов по курсу «Управление ресурсами кабины» (CRM).

Не будем раньше времени раскрывать «ноу-хау» новой технологии обследования, но заметим, что создание такого инструментария требует серьезных знаний в области клинической и авиационной психологии. 

Если бы можно было с легкостью создать короткий пятиминутный тест, выявляющий потенциальных самоубийц, то он бы давно был создан и уже использовался бы в психиатрических клиниках и профильных исследовательских институтах. 

Однако его пока не существует и психологам приходится применять тонкие методы беседы, чтобы вычислить лиц, внутренне готовых к совершению суицида. К сожалению, результаты такой разработки станут достоянием только единичных авиакомпаний.

http://www.shpls.org/rights/medicine/742/view/

О контроле за психическим состоянием пилотов. Начало.

Психолог о возможности суицида пилота в полёте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий