четверг, 12 января 2017 г.

Паника на борту подводной лодки М-172 в первом боевом походе.

История, как немцы "резали неизвестными лучами" советскую подводную лодку.


Что может быть страшнее паники на борту подводной лодки, да ещё на глубине. Когда командир ПЛ "теряет голову" и начинает утверждать, что корпус субмарины враги пытаются разрезать неизвестными лучами. Немудрено, что в такой обстановке возникает желание застрелиться ...

Эта история произошла на Северном флоте в июле 1941 года. Подводная лодка "Малютка" "М-172" вышла в свой первый боевой поход под командованием старшего лейтенанта ЛЫСЕНКО Дмитрия Яковлевича.

12 июля 1941 года «М-172» в 03:28 прибыла на позицию №7 северо-восточнее полуострова Рыбачий, в 06:20 обнаружила 3 корабля противника, предположительно немецкие эсминцы «Z-7», «Z-10» и «Z-20», но выйти в атаку не смогла.

Утром 13 июля 1941 года в районе маяка Гавриловский были обнаружены корабли ЭПРОН, в составе двух траулеров «РТ-32» и «РТ-67» в сопровождении сторожевика «Пассат» (бывший «РТ-102»). В итоге получасового боя с немецкими эсминцами, один траулер и сторожевой корабль были потоплены, второй траулер сумел выброситься на отмель, всего погибло 73 человека.

Вечером 18 июля 1941 года обнаружив шум винтов, командир отдал приказ на начало манёвра уклонения, в ночь с 18 на 19 июля при маневрировании из-за поломки клапана был залит дизель.

20 июля 1941 года в 01.46 находясь на позиции в Варангер–фьорде, из-за невязки (ошибки) своего места в 31 милю (около 50 км), подводная лодка села на мель и ударилась о камни в районе губы Терибергской, повредив корпус, волнорезные щитки торпедных аппаратов и надстройку в носовой части.

Ошибке штурмана способствовало "дикое" маневрирование подводной лодки в предыдущие несколько дней.

Не разобравшись в ситуации, командир ПЛ старший лейтенант ЛЫСЕНКО Д.Я. приказал полным ходом уходить на глубину. Это привело к тому, что «М-172» стала медленно выползать на берег по каменистому склону. Стрелка глубиномера быстро пошла к нулевой отметке, в результате чего командир потерял голову.

Командир «М-172» Лысенко Д.Я. поддался панике и посчитал, что противник вытаскивает подводную лодку на поверхность сверхмощным магнитом !!!

А когда от перенагрузки произошло возгорание в щитовой, Лысенко Д.Я. сообщил экипажу, что гитлеровцы пытаются РАЗРЕЗАТЬ СУБМАРИНУ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЛУЧАМИ !!!

Услышав такое, акустик Шумилин ПРЕДЛОЖИЛ ВСЕМ ЗАСТРЕЛИТЬСЯ.

Инженер-механик Г.Ф. Каратаев, видя состояние командира, объявил артиллерийскую тревогу и самостоятельно продул балластные цистерны.

Открыв рубочный люк, Лысенко выскочил на мостик и убедился, что подводная лодка сидит на мели возле берега. В глубине Териберской губы виднелось рыболовное судно, которое и было принято за противолодочный корабль противника.

20 июля 1941 года подводная лодка "М-172" самостоятельно снялась с мели и с развороченной носовой частью вернулась в базу в Полярный.

За трусость и паникерство, проявленное в боевой обстановке Лысенко Д. Я. был отстранен от занимаемой должности и предан суду военного трибунала. Лишён офицерского звания и отправлен на фронт. Правда, уже в октябре 1941 года был восстановлен в прежнем воинском звании в ВМФ и дослужился до капитана 3 ранга.

Командиру подводной лодки Черноморского флота Щ-205 капитан-лейтенанту Павлу Севастьяновичу ДРОНИНУ повезло меньше. За трусость и невыполнение боевого приказа в 1-м боевом походе, решением военного трибунала он был расстрелян. Но это уже другая история. 

М-172 — советская подводная лодка типа «Малютка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий