воскресенье, 1 февраля 2015 г.

С 1 января 2015 года в Российской Федерации начал применяться профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере"

​С 1 января 2015 года работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда применяется профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере". 


Стандарт утверждён приказом от 18 ноября 2013 года №682н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

Профессионального стандарт «Психолог в социальной сфере» разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Необходимость введения новой специальности вызвана требованиями современной социальной сферы, связанной с недостаточными возможностями решения проблем профилактики социального сиротства и реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также получения адресной социально-психологической помощи. 

В настоящее время в России появились и активно развиваются новые области профессиональной деятельности психолога, специалистов для которых сегодня вообще не готовят в существующих вузах.


Речь идет прежде всего о психологе в социальной сфере. Основные цели и задачи его деятельности - оказывать разным социальным группам, отдельным лицам социально-психологическую помощь, поддержку в социализации, преодолении трудностей адаптации на разных этапах развития личности, проводить диагностику жизнедеятельности и социального окружения разных групп населения для построения социокультурной реабилитации, консультировать отдельных граждан и социальные группы по проблемам межличностного взаимодействия, профилактики социального сиротства.

В настоящее время в обществе наметилась тенденция, которая состоит в том, что психолог из исследователя и преподавателя становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в социальной сфере. 

Следует отметить, что сложившаяся в стране система психологического образования остается недостаточно готовой к новым требованиям, предъявляемым к будущим специалистам-психологам со стороны социальной практики.

При подготовке квалифицированных психологов остаются недостаточно проработанными такие направления деятельности психолога, как разработка программ межведомственного взаимодействия, координация усилий психологов, социальных работников, специалистов в социальной сфере различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению. 

К таким видам помощи можно отнести экстренную помощь, работу в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь семьям с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам и семьям с детьми-инвалидами. 

Таким образом, разработка профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» поможет решению проблем межведомственного взаимодействия, оказания адресной социально-психологической помощи разным группам населения.


Основные проблемные точками системы подготовки психологов:

недостаточно четко продуманные образовательные программы, которые не включают или только частично представляют учебные дисциплины и курсы, связанные с особенностями психологического сопровождения разных социальных групп: одаренных детей, детей- сирот и детей с особыми нуждами и ОВЗ;

незнание специфики психологического сопровождения семей и детей с различными видами зависимости, замещающих семей, социальной адаптации детей-мигрантов и их семей, детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, девиантных и делинквентных детей и их семей;

отсутствие профессионального обучения, основанного на междисциплинарном подходе в решении задач социальной практики;

недостаточная подготовка психологов к проведению обучения граждан, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи.

В этих условиях стратегическая цель формирования новой специальности «психолог в социальной сфере» - преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.

В профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере» предусматривается 7-й уровень квалификации, предполагающие высшее образование: магистратура, специалист, аспирантура по направлению «Психология, психолого-педагогическое образование», программы дополнительного профессионального образования, дающие новую квалификацию.


Возможные места работы психолога в социальной сфере:

- организации социальной сферы (образование, здравоохранение, система социальной защиты, миграционная служба);

- центры сопровождения замещающих семей, центры помощи семье и детям, центры реабилитации, роддома, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения профессионального образования;

- центры социального обслуживания населения и другие государственные и общественные организации, участвующие в оказании социальной, психологической поддержки отдельных лиц и социальных групп.

http://www.ug.ru/archive/52495

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

3.1.4. Трудовая функция. Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам). Код A/04.7

Трудовые действия

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки.

Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства).
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов.

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни.

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов.
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде.

Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников.

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания.


Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов.
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ.
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.


Необходимые умения

Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения. Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов. Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение.


Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения. Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентамПроводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.


Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов. Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам.


Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами. Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам.


Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам. Вести документацию и служебную переписку.


Необходимые знания

Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
Методы и методики общей и социальной психологии
Современные направления молодежных движений
Психология зависимости, аддикций, девиантология

Проблемы социализации, нарушений социализации
Методология проведения тренингов
Возрастная психология, геронтология
Психология семьи и семейных кризисов

Психология воспитания и педагогики
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.)
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
Технологии работы с разными социальными группами
Документоведение


Другие характеристики

Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте. Соблюдать требования профессиональной этики

Фото с сайта "Комплексный центр социального обслуживания населения г.Вилючинск"

Подробней о профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере» 
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/?frame=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий