суббота, 11 марта 2023 г.

Эрнст Юнгер. Отношение к смерти и «магический реализм».


На протяжении всей Первой мировой войны лейтенанта Эрнста Юнгера преследовало невероятное везение – он получил 14 ранений, причем несколько достаточно тяжелых, однако остался в живых. 

В то время как многие его соратники и друзья умирали, получив куда менее серьезные раны. 

«Не считая таких мелочей, как рикошеты и царапины, на меня пришлось в целом четырнадцать попаданий, а именно: 

пять винтовочных выстрелов, два снарядных осколка, четыре ручных гранаты, одна шрапнельная пуля и два пулевых осколка, входные и выходные отверстия от которых оставили на мне двадцать шрамов. 

В этой войне, где под обстрелом были скорей пространства, чем отдельные люди, я все же удостоился того, что одиннадцать из этих выстрелов предназначались лично мне. 

И потому я по праву прикрепил к себе на грудь Золотой Знак раненого, присужденный мне в эти дни», – констатирует Эрнст Юнгер в своих мемуарах. 

Отличительное свойство Юнгера в том, что он сумел объединить два полюса: огонь и лед.

Погружаясь в битву, он сохраняет холодный рассудок, как бы наблюдая ситуацию со стороны. 

Это состояние было им позже названо «магией экстремального» и стало причиной успеха его книги «В стальных грозах» (нем. In Stahlgewittern) среди военных. 

Смерти и отношению к ней Юнгера уделяется особое место на страницах «Стальных гроз».

«Изуродованные поля были покрыты цветами, пахнувшими жарко и дико. 

Изредка по дороге попадались отдельные деревья, под которыми, надо думать, любили отдыхать селяне. 

Покрытые белым, розовым и темно-красным цветом, они походили на волшебные видения, затерявшиеся в одиночестве. 

Война осветила этот ландшафт героическим и грустным светом, не нарушив его очарования; цветущее изобилие казалось еще более одурманивающим и ослепительным, чем всегда. 

Среди такой природы легче идти в бой, чем на мертвых и холодных зимних ландшафтах.

Откуда-то проникает в простую душу сознание, что она включена в вечный круговорот и что смерть одного, в сущности, не столь уж значительное событие», – размышляет Юнгер, прогуливаясь в полях перед очередной битвой. 

Лейтенант Э. Юнгер не боится смерти – он не ищет ее, но и не избегает, постоянно бывая в гуще сражений на самых опасных участках. 

Юнгер не раз оказывается на пороге смерти, испытывая при этом особые чувства, которые он впоследствии запечатлел в своем дневнике. 

«Сквозная пуля ударила меня в грудь, подбив, как дичь на лету. 

С пронзительным криком, в звучании которого из меня, казалось, выходила сама жизнь, я несколько раз крутнулся и грохнулся на землю. 

Вот наконец пришел и мой черед. 

С этим попаданием возникло чувство, что пулей задета самая моя суть. 

Еще на пути к Мори я ощущал дыхание смерти, теперь ее рука держала меня совершенно явственно и грозно. 

Тяжело ударившись о дно окопа, я отчетливо осознал, что это действительно конец.

Однако странным образом это мгновение относится к немногим, о которых я могу сказать, что оно было истинно счастливым. 

Точно в каком-то озарении я внезапно понял всю свою жизнь до самой глубинной сути. 

Я ощутил безмерное удивление, что вот сейчас все кончится, но удивление это было исполнено странной веселости. 

Потом огонь куда-то отступил, и, словно над камнем, надо мной сомкнулась поверхность шумящих вод», – рассказывает Юнгер. 

Это тяжелое ранение он получает летом 1918 года, в самом конце войны. 

Эрнст Юнгер – В стальных грозах / Пер. с нем. Н. О. Гучинской, В. Г. Ноткиной. СПб.: Владимир Даль, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий