четверг, 3 октября 2019 г.

Профессионально-важные качества лётчиков высокоманевренной авиации.


В военной авиации функциональная надежность летного состава находится в прямой зависимости от устойчивости их организма к воздействию стресс-факторов авиационного полета.

При этом природа этих стресс-факторов и характер их воздействия на организм в различных видах военной авиации существенно отличаются.

Например, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ АВИАЦИИ (ВМА) обусловлены такими психологическими и физическими факторами, как одиночное пребывание в кабине самолета,

одновременный контроль большого количества навигационных и пилотажных приборов, осуществление связи с летчиками других самолетов и руководителем полетов, управление системами вооружения,

при том что все это осуществляется на фоне значительных динамичных изменений пространственного положения самолета в процессе выполнения боевых задач, воздействия разнонаправленных пилотажных перегрузок и жесткого лимита времени.

Ниже представлены наиболее важные ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ АВИАЦИИ (ВМА):

оптимальное функциональное состояние, характеризующее уровень физиологической активности основных систем организма;

динамические характеристики психической деятельности, обусловленные скоростью протекания психических процессов;

высокая нервно-психическая устойчивость;

устойчивость к пилотажным перегрузкам;

устойчивость к вестибулярным раздражителям различной природы;

устойчивость к циркуляторной и высотной гипоксии.

Летчик, организм которого обладает нужными ему свойствами, легко переносит действие профессиональных факторов, в противном случае его организм работает с перенапряжением, что приводит к истощению функциональных резервов и снижению качества профессиональных действий.

Постоянное перенапряжение приводит не только к снижению качества пилотирования и риску авиационных происшествий, но и порождает такие проблемы, как сокращение сроков профессионального долголетия и увеличение процента дисквалификации летчиков по состоянию здоровья.

Необходимый уровень подготовки летчика для ВМА достигается к 28‒30 годам, что обходится государству очень дорого. При этом более 80 % летчиков высокоманевренных самолетов утрачивают профессию по медицинским показателям в возрасте 32‒35 лет.

Физиологические причины снижения функциональной надежности возникают закономерно, поскольку в специфических условиях экстремальной ситуации авиационного полета на организм летчика действуют факторы, которые нельзя устранить и которые в своих крайних проявлениях нарушают физиологические процессы регулирования жизненно важных систем.

Максимальная нагрузка при этом ложится на кардиореспираторную, нейроэндокринную и вестибулярную системы, которые начинают работать с перенапряжением. 

В этом случае сильные физиологические сдвиги есть закономерный физиологический ответ на действие раздражителя, превышающего функциональные возможности летчика. 

Подобное часто происходит при детренированности организма, из-за чего даже слабые и средние по абсолютной величине раздражители могут вызвать стрессовую реакцию.

http://army.milportal.ru/funktsionalnaya-nadezhnost-letnogo-sostava/

Комментариев нет:

Отправить комментарий