понедельник, 14 ноября 2022 г.

Настольная психологическая игра Гюнтера Хорна "Лепёшка".


Настольная психологическая игра Лепёшка. 

Психологическая игра Лепёшка - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна.

Основная цель игры - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. 

Игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). 


В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. 

Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения.


Правила игры. Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. 

Количество цветов соответствует количеству игроков. 

Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». 


Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного — это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки. 

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. 

Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета. 


Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки».

После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. 


Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба — он может отказаться от наказания. 

Тогда кубик бросает следующий игрок. 

Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру — щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку». 

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»). 


Цель игры — стать человеком и попасть на «небо людей». 

Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. 

Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. 

Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. 


Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее — долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему. 

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. 

Кубик при этом кидать не надо. 


Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» — не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. 

Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. 


Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. 

Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога — семья с мальчиком 9 лет. 

Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». 


В ходе встречи совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще — отец). 

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепёшку». 

Ребенок сделал фигурку котенка, папа — черепаху, мама — петуха. 

Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. 


Грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху. 

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию — сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. 

Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу — что гораздо обиднее. 

В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку. 


 — Что в игре было самым ярким для тебя? — спросила я у мальчика. 

 — Сделать из папы лепешку! 

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. 

В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. 


Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. 

Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. 

Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи. 

© Материал из Справочной системы «Образование»




Комментариев нет:

Отправить комментарий