вторник, 14 января 2020 г.

Психологическое состояние экипажа крейсера ВМС США USS Vincennes (CG-49) привело к трагедии.


Психологическое состояние команды крейсера USS Vincennes (CG-49), действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя F-14A «Tomcat», привели к трагедии.

3 июля 1988 года «Винсеннес» под командованием капитана 1 ранга Уильяма Роджерса III двумя управляемыми ракетами сбил иранский гражданский самолёт Airbus A300, который находился в иранском воздушном пространстве над Ормузским проливом.

Погибли 274 пассажира (в том числе 65 детей) и 16 членов экипажа.

Согласно официальным заявлениям правительства США авиалайнер был ошибочно опознан  как атакующий иранский военный самолёт.

Рейс 655 совершал полёт по профилю, напоминающему профиль выхода в атаку F-14A «Tomcat», состоявшего на вооружении ВВС Ирана. 

Кроме того, самолёт вылетел из аэропорта Бендер-Аббас, который служил не только коммерческим аэропортом, но и аэродромом базирования иранских F-14.

Крейсер 11 раз пытался связаться с рейсом 655 по радио, но не получил от него ни одного ответа, при этом лишь 3 сообщения были отправлены на гражданской частоте, команда «Vincennes» при связи не использовала уникальный код иранского самолёта, который был получен через систему распознавания целей.

В 10:24 IRST крейсер выпустил ракету «SM-2MR» «земля-воздух» по находящейся в этот момент на расстоянии около 20 километров неопознанной воздушной цели.

Ракета попала в самолёт, в результате чего он разрушился как минимум на две части и рухнул в море. Только после попадания самолёт был опознан командой крейсера как иранский авиалайнер.

Основной причиной инцидента в официальном рапорте названо психологическое состояние команды крейсера, действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя.



Официальные источники, а также независимые эксперты приводят достаточно широкий набор факторов, которые могли повлиять на принятие решения, которое привело к трагедии:

*команда крейсера имела недостаточный уровень взаимодействия с гражданскими авиадиспетчерами, что было вызвано в том числе недостаточным уровнем подготовки экипажа; 

*командный центр крейсера был затемнён, это могло помешать офицеру, ответственному за опознание цели, найти информацию о рейсе по справочнику;

* незадолго до инцидента в районе находился иранский самолёт P-3 «Орион», к которому пилоты рейса 655 ошибочно относили запросы, получаемые ими по радио;

* рейс 655 отклонился приблизительно на 5 километров от центра воздушного коридора в сторону крейсера незадолго до того, как был сбит. Такое отклонение нетипично для коммерческих лайнеров, это могло быть расценено как выход в атаку;

* инцидент произошёл примерно через год после того, как в Персидском заливе иракским самолётом «Мираж» был обстрелян и повреждён американский фрегат USS «Stark» (FFG-31). 

В результате попадания противокорабельной ракеты «Exocet» на корабле погибли 37 членов экипажа, а корабль получил серьёзные повреждения. 

После этого инцидента на американском военном флоте, действовавшем в Персидском заливе, были введены новые правила безопасности, разрешающие обстрел потенциально опасных воздушных целей.

*после боя с иранскими катерами утром 3 июля психологическое состояние команды USS Vincennes (CG-49) было весьма напряжённым, корабль вошёл в иранские территориальные воды, и полёт рейса 655 мог быть расценён как реакция иранских ВВС, направленная на атаку корабля.

*эксперты по вооружению и программному обеспечению отметили недостаточно высокий уровень тренировки офицеров, а также отсутствие опыта принятия решений, базировавшихся на информации столь сложной компьютерной системы, как Иджис. 

На фото крейсер USS Vincennes (CG-49) и его боевой информационный пост. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий