суббота, 8 июля 2017 г.

Психолог Светлана ХАРИТОНОВА награждена медалью Суворова.

Начальник центра психологической работы отдела по работе с личным составом Черноморского флота капитан 2 ранга Светлана Харитонова — единственная на флоте военнослужащая- женщина, награждённая медалью Суворова.


ПСИХОЛОГ ПОБЕЖДАЕТ СТРАХ.

Столь высокой государственной награды удостаиваются военнослужащие за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, за участие в боевых действиях на суше, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и манёврах, а также за отличные показатели в боевой подготовке. 

Собственно, этим положением о медали Суворова все сказано. Сама же Светлана без особого энтузиазма, скупо говорила о тех событиях, в которых ей по служебной необходимости пришлось участвовать. 

Проверено не единожды временем и не одним участником боевых действий – тот, кто был там, кто участвовал, видел, воевал, кто был на линии огня, не станет ковырять воспоминаниями душевные раны. Это больно. И… страшно. 

Потому что любая война – это противоестественный процесс для человеческой психики. Но у людей в форме не бывает выбора. Есть приказ, который надо выполнять. А после кому- то лечить не только раненые тела, но и истерзанные войной души. 

Капитан 2 ранга Харитонова, военный психолог, беспрекословно и честно выполнила данный ей приказ. По крупицам слов, а больше сквозь многозначительное молчание Светланы Викторовны можно было сложить картину происходящего там, в «горячей точке». 

До интервью со Светланой было известно только одно – она награждена медалью Суворова за вторую командировку в Сирийскую Арабскую Республику, где находилась в составе мобильной группы военных психологов. 

Работала в Сирии не начальником (привычная для неё должность на флоте), а обычным рядовым психологом. О чём коротко рассказала сама. За десяток лет работы с Харитоновой это интервью было единственным, которое не сопровождалось свойственными Свете лёгкостью и улыбчивостью. На этот раз ей было о чём умолчать. Что называется, имеет право.

– Светлана, в двух словах расскажи, за что ты была удостоена столь высокой государственной награды? 

– Если в двух словах – за участие в боевых действиях в Сирии. Цель мобильной группы психологов, в которую входила и я, заключалась в психологическом сопровождении военнослужащих, выполнявших специальные задачи, на работу в стрессовых ситуациях. Если проще, не углубляясь в нашу терминологию, – лечить раненые души.

Мы постоянно ездили по отдалённым группировкам, где ребята выполняли специальные задачи, взаимодействовали с теми, кто реально воюет. Это здесь, в мирной жизни, тёплом кабинете кажется, что все просто. Ну поехал, ну провел тестирование, психологическое сопровождение. Делов-то. А там всё очень серьёзно. 

Мы работали в бронежилетах, касках, с автоматами. Слышали, как свистят пули. Скажем так, работали с «картинками» реальной боевой жизни. Поверь, там не каждый выдержит. У меня было две командировки в Сирию. И если честно, вторая мне далась тяжело. 

Это как прыжок с парашютом. Первый раз прыгать не страшно. Потому что не знаешь, что тебя ждёт. А вот второй раз… те, кто летал в командировки в «горячие точки» не единожды, меня поймут. 

Я знала, что меня ждёт. И переступить через себя – было самой сложной задачей. Потому что психолог по своей профессии не имеет права на страх и сомнения. Как бы мы помогали там ребятам, если бы оглядывались на себя? Впрочем, это уже другая история.

– Тогда расскажи о своих предыдущих заслугах. Ведь медаль Суворова не первая твоя награда. 

– Что рассказывать? За первую командировку в Сирийскую Арабскую Республику, за выполнение специальных задач я была награждена медалью «За воинскую доблесть» II степени. 

А медаль «За воинскую доблесть» I степени была мне вручена 8 марта Министром обороны России генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу за вклад в психологическую службу Вооружённых Сил. 

Это и организация пяти Всеармейских конкурсов психологов, и школы профессионального мастерства, которая проходила у нас в Севастополе. И разработка методических рекомендаций и направлений деятельности военных психологов. И высокая оценка практической работы психологов Черноморского флота. 

Не без гордости скажу, что в 2016 году специалисты психологической работы нашего флота стали лучшими среди всех флотов России за психологическое обеспечение, сопровождение молодого пополнения, организацию работы.

– Что в профессиональном и чисто человеческом плане дали тебе командировки? 

– Огромный практический опыт работы с людьми. Да, у нас, военных психологов, было много полевых выходов, учений, практических занятий в лагерях и на кораблях. Но боевой опыт играет большую роль в жизни каждого военного. 

Видение многих вопросов уже иное. Четко понимаешь и знаешь, что главное в твоей работе, как правильно, четко, грамотно поставить работу с людьми, что выделить в первую очередь, на чем акцентировать свою деятельность. 

В двух словах не расскажешь. Я приобрела большой опыт в индивидуальном консультировании, в решении проблемных вопросов, возникающих у родителей военнослужащих…

– Света, ты выбрала нелёгкий путь военного человека. Кто знал пятнадцать лет назад, что в мирное время станешь участником боевых действий? Если бы повернуть время вспять, заведомо зная, что придётся пройти и огонь, и воду, и только потом медные трубы, изменила бы что-то с самого начала? 

– Знаешь, я никогда не думаю о жизни в сослагательном наклонении. Наверное, такой характер. Не оглядываться назад. Я по жизни оптимист. И прекрасно понимаю, что на любом жизненном пути есть и падения, и взлёты. И трудности, и награды. 

Да, я была на войне, да, я участник боевых действий. Побывав там, в Сирии, с уверенностью могу сказать: незаслуженных государственных наград не бывает. Для меня все мои медали, конечно, гордость. Я сумела, я смогла, я выполнила. 

Думаю, и мой отец генерал-майор Виктор Николаевич Харитонов тоже мной будет гордиться. И сын Виктор, который, надеюсь, продолжит династию военных… 

Когда уже был выключен диктофон, и мы со Светланой продолжили разговор, что называется, без политеса, а это уже более открытая и искренняя беседа по душам, Света на вопрос, что бы она себе ещё в жизни пожелала, или, может, чего не достигла, ответила по-женски мягко и по-человечески просто: «Знаешь, я не только себе, но и всем хочу пожелать, чтобы в жизни нас как можно больше окружало добрых и искренних людей. Жизнь стала очень жестокая и злая. А сердечной доброты людям не хватает. А она нам всем так нужна…». 

Елена ЛОГВИНЕНКО



В российской армии насчитывается 45 тысяч женщин-военнослужащих, при этом их число постоянно увеличивается. В Международный женский день министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу поздравил своих коллег и вручил им награды. Медаль Суворова получила и Светлана Харитонова – на Черноморском флоте она возглавляет Центр психологической работы.

В современной российской армии женщины служат не только в подразделениях связи, вещевой, продовольственной и медицинской службе и в военных вузах. Есть даже девушки-десантники. Число женщин на службе Отечеству растет: только в 2016 году ряды армии пополнили более 400. Светлана Харитонова возглавляет Центр психологической работы Черноморского флота. Недавно она вернулась из Сирии, где работала в мобильной группе специалистов психологической работы.

СВЕТЛАНА ХАРИТОНОВА, начальник Центра психологической работы Черноморского флота, капитан 3 ранга:

«Цель нашей группы была – психологическое сопровождение военнослужащих, которые приехали выполнять специальные задачи в группировку в Хмеймим. Основная наша цель была – мотивация на бой, на какие-либо стрессовые ситуации, психологическая помощь и подготовка военнослужащих…».

За командировку в зону боевых действий Светлана получила медаль Суворова лично от министра обороны. Но военный психолог признается: работать хотела по другой специальности…

СВЕТЛАНА ХАРИТОНОВА, начальник Центра психологической работы Черноморского флота, капитан 3 ранга:

«Вообще я хотела быть журналистом… Но так сложилось, что я не поступила на факультет журналистики, пошла на факультет психологии. Я думаю, эти профессии взаимосвязаны: работа с людьми, нужно знать, о чем они говорят, как они думают, как преподать ту или иную информацию…»

По долгу службы Светлане Харитоновой приходится бывать не только в горячих точках – на Черноморском флоте психологи участвуют в учениях, выезжают на полигоны. Женщины работают наравне с мужчинами.

СВЕТЛАНА ХАРИТОНОВА, начальник Центра психологической работы Черноморского флота, капитан 3 ранга:

«Мужчины даже иногда соревнуются с женщинами, даже видят в них соперника конкретного, бывает и такое…»

Сын Светланы Харитоновой Виктор в прямом смысле слова «пошел по стопам матери» – сейчас он учится в Президентском кадетском училище. Современная армия быстро меняется – и возможно, к тому времени, когда Виктор будет служить в вооруженных силах, девушки составят мужчинам еще более серьезную конкуренцию…

Антон Пархоменко, «Севинформбюро»

2 комментария: