Основная часть (в сокращеии).
В нашем понимании профессионально-психологическая реабилитация не должна ограничиваться снятием симптоматики посттравматических стрессовых расстройств, а призвана ориентироваться на развитие и раскрепощение здорового потенциала личности, формирование нормальной социальной идентичности.
В данной концепции профессионально-психологическая реабилитация рассматривается как комплекс воздействий психофизиологического, психологического, профессионально-педагогического и социально-средового характера, направленных на выявление и актуализацию реабилитационного потенциала.
Сущность реабилитационного потенциала определяется на основе изучения и обобщения социально-психологического портрета человека с инвалидностью данной категории и компаративного анализа особенностей самоощущения при нормотипии и инвалидности в контексте различных условий ее приобретения.
Целью профессионально-психологической реабилитации является восстановление нормального социального и профессионального функционирования личности инструментами психонейрореабилитации, психопрофилактики и психокоррекции, вторичной профориентации и профессионального переобучения с учетом правовых (как?), институциональных (где?), кадровых (кем?) аспектов.
Рассмотрим направления профессионально-психологической реабилитации в рамках данной концепции.
Психофизиологическое направление.
Психофизиологическое направление базируется на комплексном психонейрокоррекционном подходе (М.Г. Водолажская и др.) [4].
Цель психонейрореабилитационной работы – усиление корково-подкорковых взаимодействий в головном мозге испытуемых.
В контексте данного подхода исследование движется по направлению «снизу-вверх» по церебральной вертикали.
Данный уровень основывается на учете глубин диэнцефалона, характера их эмоциогенной генерации.
(прим. - Промежуточный мозг, диэнцефалон - отдел головного мозга, составляющий самую переднюю (у человека — верхнюю) часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария).
Врожденные формы агрессивности характера, церебральный генератор которых залегает наиболее глубоко (6-8 аксиальный срез мозга), в случае их индивидуально высокой степени выраженности требуют особых инструментальных нейрореабилитационных воздействий, т.к. являются наиболее негативными.
Именно на них направлена персонифицированная работа по нейробиоуправлению с помощью биологической обратной связи (далее – БОС) и электроэнцефалограммы (далее – ЭЭГ).
Затем изучается психологический статус, то есть оптимизируется реализация функций вышерасположенного неокортикального уровня (психика, интеллект, поведение).
В итоге оцениваются социальные устремления, то есть высшая нервная деятельность, обеспечивающаяся преимущественно конвекситально, по скальповой горизонтали еще более поверхностно по сравнению с предыдущим психологическим уровнем.
В результате расбалансированные вследствие инвалидизирующего влияния боевых действий кортикально-субкортикальные связи достигают баланса, о чем свидетельствуют критерии эффективности психонейрокоррекции:
индекс и мощность пользовательского частотного диапазона 6-9 Гц (%) на финальном и итоговом этапе нейробиоуправления в виде альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ.
Данный диапазон предложен разработчиками технологии нейробиоуправления и является общепринятым в контексте использования альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог).
Технология психонейрокорреции основана на алгоритмическом сочетании элементов киберспорта;
диагностики церебрального генератора врожденных эмоциональных (агрессивных/антиагрессивных) черт личности с расчетом индекса глубинной агрессивности;
нейробиоуправления с помощью альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог).
Психологическое направление.
Психологическое направление базируется на выделении, анализе и развитии /психопрофилактике/ психокоррекции трех компонентов психологического портрета человека данной категории.
Личностный компонент представляется адаптационным потенциалом, который отражает процесс активного приспособления к условиям социальной среды с учетом изменения психического и физического статуса.
Сюда же включаются уровень и характер внутриличностной конфликтности, сильно обостряющейся у людей, получивших травмы и увечья в результате участия в боевых действиях.
А также субъективная оценка эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека.
Поведенческий (конативный) компонент содержит оценку способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными обстоятельствами и наличие трансдиагностических дезадаптивных механизмов преодоления стресса.
Важным элементом, определяющим поведенческую активность личности, является субъективная оценка качества жизни, в том числе в профессиональной деятельности.
Для лиц с инвалидностью важным параметром самоощущения является образ тела, в частности вызывающий наибольший дискомфорт или неудовлетворенность, интенсивность которых определяет отношение к суицидальному поведению.
Когнитивный компонент критериально оценивается аттенционными способностями индивида, которые являются первостепенным условием эффективной интеллектуальной деятельности, а также включает особенности и степень развития социального интеллекта (О.В. Соловьева) [10].
Целями реализации психологического направления являются:
активизация адаптационного потенциала и здоровых сил личности;
разрешение внутриличностной конфликтности;
развитие продуктивных совладающих стратегий поведения;
развитие качеств социального интеллекта;
повышение субъективного оценивания качества жизни, включая ориентацию на образ тела;
формирование эмоционально зрелой и осознанной эго-идентичности.
Технологические аспекты данного направления предполагают разработку и реализацию психодиагностических и психопрофилактических / психокоррекционных комплексов.
Профессионально-педагогическое направление
Основой профессионально-педагогического направления является понимание того, что большинство работ по профориентации, профессиональному обучению/образованию выполнены в контексте детско-юношеского возраста (Е.А. Климов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).
Вместе с тем дефицит решения проблемы вторичной профориентации и переобучения взрослых остается неизменным.
Для личности, которая совершает вынужденный уход из прежней профессии в связи с инвалидизацией, педагогические технологии, применяющиеся для профориентации молодежи, часто неэффективны (В.А. Фордмен) [12].
С нашей точки зрения критериями педагогической диагностики в рамках профессионально-педагогического направления являются обученность, обучаемость, мотивация к труду, осведомленность по вопросам трудоустройства...
Литература:
4. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии: монография / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский. Ставрополь: СКФУ, 2022. 263 с.
12. Фордмен В.А. Современные трудности в ситуации вынужденной смены профессиональной деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3А. С. 145–150.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2023_n6/Borozinets_et_al
[Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования // Психологическая наука и образование — 2023. Том 28. № 6]
Комментариев нет:
Отправить комментарий