Мероприятие было проведено в клубе Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Сборы военных психологов состоялись уже в 17 регионах России.
Воронежский учебно-методический сбор стал наиболее массовым по числу участников и самым содержательным по объёму обсуждаемых проблем и методик.
Как было отмечено в ходе сбора, главные итоги работы военных психологов в этом учебном году - создание барьера против проникновения в Вооружённые Силы ранее судимых, снижение на треть количество суицидальных происшествий в воинских коллективах.
Сохранение жизни и здоровья военнослужащих и в дальнейшем останется одним из основных приоритетов специалистов-психологов, подчеркнули участники сбора.
На встрече в Воронеже были обозначены сновные направления психологической работы на современном этапе развития Вооружённых Сил.
Среди них – совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление кадровой составляющей, материально-техническое обеспечение апробированными и рекомендованными к использованию аппаратными методами и средствами.
Был обозначен переход к назначению на должности специалистов психологической работы кандидатов только с высшим психологическим образованием.
Сейчас развивается система повышения квалификации специалистов на базе факультета переподготовки Военного университета.
Со следующего года эти курсы будут проводиться в вузе четыре раза в год.
На выработку же единых эффективных алгоритмов работы военных психологов нацелены ежегодные учебно-методические сборы с организаторами психологической работы в войсках.
Сегодня в Вооружённых Силах созданы комнаты и центры психологической помощи и реабилитации, развёрнуты аппаратно-программные комплексы (с 2008 года в войска поставлено более 550 автоматизированных рабочих мест войскового психолога).
Дальнейшее совершенствование технической базы останется приоритетом развития службы военных психологов и в следующем году.
В Вооружённых Силах один психолог приходится на тысячу военнослужащих.
В Минобороны планируют расширить этот «коэффициент влияния» – один специалист на 500 военнослужащих.
Есть планы организации РЕГИОНАЛЬНЫХ центров психологической помощи в гарнизонах с высокой концентрацией войск (к примеру, в Курском гарнизоне, где дислоцируются сразу три бригады).
Как было подчёркнуто в ходе сбора в Воронеже, сегодня основными задачами психолога в соединении или части (на корабле) являются:
диагностика индивидуальных особенностей военнослужащих,
психологическое сопровождение боевого дежурства (боевой службы) и караульной (внутренней) службы,
психологическая помощь личному составу,
психологическое просвещение военнослужащих и членов их семей.
И всё это требует немалых знаний и опыта.
В течение трёх дней с военными психологами ими щедро делились ведущие специалисты Министерства обороны, Воронежской государственной медицинской академии, психологического факультета Воронежского государственного университета.
В ходе сбора состоялись лекции, методические занятия и мастер-классы по организации психологической работы на учениях,
психологическому сопровождению боевого дежурства, караульной службы,
по раннему выявлению военнослужащих с психическими заболеваниями и употребляющих психотропные вещества,
по оказанию экстренной психологической помощи,
по различным направлениям практической психологии (арт-терапия, нейролингвистическое программирование и прочим).
Военные психологи подвели итоги своей работы за год, проанализировали её особенности, поделились собственными методами и наработками, обсудили перспективы развития практической психологии в Вооружённых Силах.
Стоит напомнить, что с 2009 года должности военных психологов в войсках комплектуются гражданским персоналом.
Это общемировая практика, однако данный переходный период дался нелегко.
Начальник отдела психологической работы Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ полковник Игорь ДЬЯЧУК не смог обойти тему «женского лица» военной психологии.
Однако, по его словам, «феминизация» этой службы не снизила эффективности работы. Скорее наоборот.
Женщины-психологи не ограничиваются кабинетной деятельностью, а стремятся на полигоны, корабли.
Поэтому как подчеркнул представитель ГУРЛС, в перспективе часть военных психологов может перейти в разряд военнослужащих (в званиях сержантов-контрактников).
В беседе с корреспондентом «Красной звезды» полковник Игорь ДЬЯЧУК отметил:
- Мы пришли к практике проведения подобных сборов, продиктованных насущной необходимостью, два года назад.
Жизнь и служба сегодня динамично меняются.
Военнослужащие по призыву приходят в ряды Вооружённых Сил на 12 месяцев, и до трети из них – так называемый сложный контингент, то есть эти ребята не имеют родителей или выросли в неполных семьях.
Идёт интенсификация боевой подготовки.
И психологическое сопровождение службы (изучение личных психологических особенностей, обстановки в воинских коллективах с вынесением рекомендаций командирам по применению того или иного специалиста) – весомое подспорье.
Залог же успеха психологической работы – постоянное и непрерывное обучение, профессиональный рост психолога.
Кстати, на фоне других военных округов психологи ЗВО выглядят очень достойно.
Подводя итог трёхдневной работы сбора военных психологов, командующий авиационным объединением генерал-майор Игорь МАКУШЕВ отметил высокую эффективность практической работы психологов в соединениях и воинских частях.
Он особо подчеркнул значительный вклад организатора психологической работы в Западном военном округе майора Натальи ЕРУТИНОЙ,
а также представителей ВУНЦ ВВС – старшего преподавателя кафедры морально-психологического обеспечения Ольги ТОРКУНОВОЙ,
психолога группы профессионально-психологического отбора Галины ПОЛУКАРОВОЙ и заведующей учебным кабинетом Марины РАВСКОЙ.
Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда». 14.11.2012 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий