четверг, 23 декабря 2021 г.

О.С. Ковшова. Психологическая служба Самарского региона в ситуации пандемии COVID-19.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ​. 

Доктор медицинских наук, доцент Ковшова Ольга Степановна. Психологическая служба Самарского региона в ситуации пандемии COVID-19 (в сокращении). 

Сотрудники кафедры и отделения медицинской психологии и психотерапии клиники Самарского ГМУ принимали активное участие в преодолении психологических проблем у населения и медицинских работников, находившихся в ситуации пандемии (COVID-19): 

главный внештатный медицинский психолог Министерства здравоохранения Самарской области приняла участие в работе службы психологической помощи под единым общероссийским номером в ситуации пандемии с марта по июнь 2020 г.— всего проконсультировано более 100 человек. 

Проводилась консультативная помощь сотрудникам клиники СамГМУ, находившимся в контакте по COVID-19; разработаны психологические рекомендации для медицинских работников, находящихся в экстремальной ситуации пандемии. 

Проводятся дистанционно Балинтовские группы для медицинских сестер и врачей в экстремальной ситуации пандемии. 

Созданы аудио- и видеоматериалы для лиц, находящихся на различных этапах психологической реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции.

Проводятся психологическое сопровождение пациентов с коронавирусной инфекцией в инфекционном госпитале и на этапах реабилитации, психологическая профилактика СЭВ у медицинских работников — медицинских сестер и врачей — в экстремальной ситуации пандемии.

Психологи Самарского региона в период самоизоляции принимали активное участие в оказании психологической помощи населению в дистанционном формате, оказывая помощь на телефонах горячей линии. 

С апреля 2020 г. в Самарской области начала работать служба психологической помощи для граждан, которые находятся на самоизоляции. 

Во время карантина от психологов Управления МЧС по Самарской области и психологов Министерства демографического развития работали телефоны горячей линии, были подготовлены различные методические рекомендации для населения в период самоизоляции.

Медицинские психологи осуществляли консультацию медицинских работников из группы контактных по коронавирусу инфекционного госпиталя больницы имени В.Д.Середавина, клиники СамГМУ, Самарской городской больницы N4, Самарского онкологического диспансера и других медицинских учреждений Самарской области. 

Главный корпус Самарской областной клинической больницы имени В.Д.Середавина был перепрофилирован под инфекционный госпиталь с апреля 2020 г. на 1 тыс. коек, в нем проходят лечение больные с COVID-19. 

Сначала работы инфекционного госпиталя в нем работали один психолог со стажем работы 10 лет и два психолога — молодые специалисты, выпускники факультета медицинской психологии февраля 2020 г., которые так рассказали о своей работе: 

«Мы сейчас получаем колоссальный опыт в работе с широким диапазоном психологических проблем не только у пациентов, но и прежде всего медицинского персонала, 

и, как молодые специалисты, еще в марте 2020 г. не представляли, что будем работать в специальных противоинфекционных костюмах. 

Мы испытываем гордость за нашу команду, за наших врачей, медицинских сестер и санитаров, также очень рады, что врачи видят результаты нашей работы, выражают свою благодарность. 

К нам начали прислушиваться, интересоваться нашей работой — это очень поддерживает и мотивирует!»

Были определены задачи медицинских психологов инфекционного госпиталя: обучение медицинского персонала адаптивным навыкам совладания со стрессом, навыкам саморегуляции (релаксация, дыхательные техники), работа с острыми реакциями на стресс среди медицинского персонала, работа Балинтовской группы.

Психологическое консультирование и психологическая коррекция пациентов госпиталя проводилась в «красной зоне». 

Основными запросами пациентов с коронавирусной инфекцией были: жалобы на организацию медицинской помощи (185 человек), панические атаки (11%), депрессия (20%), нарушения сна (45%), высокое чувство вины (21%) (перед близкими и коллегами из-за возможного заражения), суицидальные мысли (3%). 

По запросам врачей проводилась нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика.

Таким образом, психологическая реабилитация лиц с коронавирусной инфекцией вступает в силу с первого дня поступления пациентов в госпиталь, работа ведется в зависимости от тяжести заболевания. 

Направления работы конкретизируются в зависимости от характера ограничения здоровья (ментальная недостаточность, неврологические или соматические симптомы); изменение отношения больного к своему состоянию в болезни с рассмотрением экзистенциальных проблем, психологии смысла жизни и смерти (психология утраты). 

Регулярно проводилась работа с медицинским персоналом — профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений в индивидуальной и групповой формах психологической коррекции.

Быстрое и своевременное решение насущных психосоциальных вопросов клинической (медицинской) психологией в острых и кризисных ситуациях, таких как пандемия COVID-19,— это мост к психическому здоровью населения. 

Считаю целесообразным и предлагаю включить в Госстандарт специальности «Клиническая психология»: формирование практических навыков в работе клинических психологов в ситуации пандемии COVID-19; 

развитие и совершенствование курсов «Психология здоровья», «Психологическая реабилитация пациентов и медицинских работников в период пандемии COVID-19».

В настоящее время не подлежит сомнению и доказано клинической практикой значимое объединение усилий клинического психолога и врача для эффективного сотрудничества в области здравоохранения.

Список литературы: 

Жорняк Е.С. и др. Культурный контекст посттравматических стрессовых расстройств. Круглый стол // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 4. С.169–192.

Никишова М.Б. К характеристике отдаленных этапов хронических реакций тяжелой утраты// Материалы Съезда психиатров России. М., 2000. С.106–107. 

Тадевосян М.Я., Сукиасян С.Г. Психическая травма, ее последствия и предрасполагающие факторы //Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2011. Т.111(11). С.95–100. 

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий