среда, 4 августа 2021 г.

Психолог в "красной зоне" ковид-госпиталя. Окончание.


"Не уходите, я задохнусь, вы не успеете!". 

Зачем в "красной зоне" ковид-госпиталя работает психолог – и как она справляется. 

Окончание.

***

Постучавшись, в кабинет психолога заходит доктор. 

– Юлия Семеновна, я могу вот этому мужчине назначить? Он несколько дней не спит.

– Конечно! 

"Это не препараты, которые "давят" психику или "делают овощем", чего многие опасаются, – объясняет назначение Юлия Мохова. 

– Но бывает, что фармподдержка по назначению врачей необходима. 

А поскольку у меня есть опыт работы с препаратами, могу порекомендовать что-то врачу, который может и не спрашивать у меня ничего.

Это и есть работа связки врача, клинического психолога и пациента. 

Не всегда пациенты предупреждают о приеме иных препаратов – о зависимости от наркотиков, например. 

В таких случаях я могу поговорить об этом с пациентом, чтобы помочь и ему, и врачу".

"Психологи иногда помогают дополнить клиническую картину", – соглашается врач-терапевт Ирина Сухомлинова и рассказывает про опыт взаимодействия с психологом в "красной зоне": 

"Трактовать состояние иногда приходится по внешним симптомам: КТ может запаздывать, лабораторные анализы только взяли. 

Восприятие пациентом своего состояния меняется: он может считать, что у него все хорошо, а на самом деле мы смотрим на сатурацию и катим больного в реанимацию. 

Или, наоборот, пациенты говорят, что умирают, просят подержать их за руку. 

В таких случаях мы прибегаем к помощи Юлии Семеновны. 

Важно все объяснить пациенту, донести, как будет проходить лечение. 

Но ввиду загруженности – лично у меня 27 пациентов – нет временного запаса, чтобы обсуждать что-то помимо лечения. 

А людям страшно. 

Кто-то уходит во внутренний кокон, а кто-то цепляется за жизнь в прямом смысле – в том числе обещая "порвать" врача, протягивает руки, сам не понимая зачем. 

Просыпаются инстинкты. 

Поэтому по моментам переживаний подключаем психологов". 

Пациенты третьей волны отличаются от тех, кто лечился в "Ленэкспо" в самом начале и осенью-зимой, отмечает Юлия Мохова: 

"Информированность, которая, казалось бы, благо, принесла много бед. 

Здесь про индийский штамм с такой-то смертностью, там про неэффективность прививок – шквал информации, которую человек получает, находясь на больничной койке. 

Котел тревоги кипит. 

"Вот написали: молодые болеют тяжело. Я уже чувствую, что мне становится тяжело", – сказала мне молодая девушка, накручивая себя. 

В первую волну даже приходилось просить СМИ прекратить делать фото у "Ленэкспо" и называть пациентов "узниками концлагеря". 

Сейчас возрастные пациенты лучше переживают ковид психологически. 

Они многое видели в своей жизни и не очень хорошо владеют интернетом". 

По наблюдениям психолога, большую часть жалоб на врачей и остальных медиков пациенты пишут в первые и вторые сутки – "период, когда людям сложно понять происходящее вокруг". 

"Часть жалоб только добавляет негатива и не меняет ситуацию: "Ко мне не подошли через пять минут", "Со мной говорили две минуты, а не два часа". 

Сейчас в павильоне поддерживается определенная температура, но кто-то укрыт двумя одеялами, а кому-то, наоборот, жарко. 

Когда вчера читала жалобы, было грустно. 

На первом листе написано: "Невозможно холодно, мы в Антарктиде", – а на втором: "Над нами издеваются – так душно". 

В "Ленэкспо" и крупных больницах с большими палатами, куда попадают люди с тяжелыми формами COVID-19, есть и дополнительные факторы стресса, объясняет Мохова: 

"Нет палат, все перемещаются свободно, а гигиенические процедуры никто не отменял.

Это напрягает. 

Боление – это интимный процесс. 

Личное пространство – насущная потребность. 

Уже его отсутствие большой стрессовый фактор". 

Но "в некоторых ситуациях молодое поколение радует", добавляет Юлия Семеновна:

"Меньше стеснения в обращении за психологической помощью. 

Мне не нужно преодолевать сопротивление: "Я сильный – держусь". 

Не держится, а трясется вместе с кроватью, а ночью рыдает ночью в подушку так, что соседи спрашивают: "Не посмотрите мальчика? 

Он всю ночь проплакал: мама в реанимации. 

Ему казалось, он тихонько, но весь сектор слышал". 

Культура обращения к психологам в России низка: необходимость психологической помощи может расцениваться как слабость и неумение справиться с ситуацией. 

Воспитывали: "Чего плачешь? Надо быть сильным!" 

Это проявляется и здесь. 

В том числе поэтому про психологов мало говорят. 

Кто признается в своей слабости не физической, а душевной? 

"Мне было плохо, я плакал, ругался матом оттого, что ненавидел всех, хватал докторов до синяков". 

Перед выходом в "чистую зону" Юлия Семеновна возвращается к разговору о том, почему она здесь. 

"Дед прошел всю войну. Не любил о ней говорить, всех делил на тех, с кем можно в разведку, а с кем – нет, друзей у него было мало. 

"Юля, о чем я буду говорить с людьми, которые не были на передовой? – сказал он как-то.

– Они хорошие, но о чем говорить? 

Может, посочувствуют, скажут, что я герой, а мне этого не надо. 

А "свой" по взгляду все поймет". 

Я ведь тоже не пойму людей, если не буду здесь. 

Это не значит, что я из стойкой породы. 

Тоже плачу, бывает тяжело. 

На броневичок не лезу: не ради почестей работаем. 

Просто с этим ковидом людям помощь нужна".

Артём Лешко. Настоящее время.



Комментариев нет:

Отправить комментарий