среда, 4 августа 2021 г.

Психолог в "красной зоне" ковид-госпиталя. Продолжение.


"Не уходите, я задохнусь, вы не успеете!". 

Зачем в "красной зоне" ковид-госпиталя работает психолог – и как она справляется.

Продолжение.

ВРАЧИ РЖАВЕЮТ И РАССЫПАЮТСЯ.

В первую волну Юлия Мохова проконсультировала порядка 320 пациентов временного госпиталя. 

Работала и во время второй волны. 

В мае началась третья. 

"Идти ли снова, я долго не думала. 

Иначе быть не могло: я нужна здесь сейчас, а не потом, когда, может быть, само рассосется, – объясняет Юлия свое решение. 

– У врачей одна волна сменяет другую – должны были, казалось бы, привыкнуть, но таких прозрачных от усталости глаз, как у некоторых коллег после тяжелых смен, больше нигде не встречала. 

Во время второй волны я работала параллельно и с пациентами, и с некоторыми сотрудниками. 

Запрос не звучал так: "Мне нужен психолог". 

Замечала горько плачущего человека в раздевалке: "У меня у самой мама умерла от ковида". 

Подходила, спрашивала: "После смены пообщаемся?" 

Психолог рассказывает, как врач из другого стационара спорил с ней, отрицая проблему выгорания у себя и коллег: "Прекрасно справляемся, а вы переоцениваете свою значимость". 

"Я только ответила: "Вы справляетесь с лечением, но вы уверены, что справляетесь психологически и не приходите в свою квартиру плакать после смерти очередного пациента?" 

Я далека от мысли, что после консультации психолога у врачей все будет отлично. 

Но если кто-то просто посидит напротив, выслушает, возможно, человек будет реабилитироваться не алкоголем или слезами". 

"Озвучивание своей слабости или усталости в нашей системе может привести к вопросу: "Вы не справляетесь? Вас никто не держит", – добавляет Юлия Мохова. 

– На телефон доверия после первой волны звонило много переболевших ковидом, но ни одного медработника. Мне кажется, это красноречиво". 

Она не отмахивается от подхода коллег к работе "по законам военного времени" и сама сравнивает борьбу с пандемией с военными действиями. 

"Другой вопрос, что уставать – это естественно". 

"Больно терять. Это вранье, что есть врачи, у которых ничего не дергается внутри. 

Они не боги, – говорит Юлия Семеновна. 

– И собственная жизнь поменялась. 

Слышу от знакомых, как они переживают за близких, работающих в "красных зонах".

Хоть и пафосно звучит, врачи на передовой. 

То, что передовая превратилась в рутину, не означает, что она перестала ею быть. 

Для меня героизм не в поступках, совершенных один или два раза, а в каждодневном тяжелом и психологически очень затратном, иногда кажущемся беспросветным труде. 

И ценности у людей поменялись. 

Мы всегда знали, что близкие – это самое ценное. 

Теперь осознали насколько". 

"Врач априори должен быть в порядке, – описывает ожидания пациентов, руководства и самих медиков начальник временного госпиталя в "Ленэкспо" Руслан Дмитришен. 

– Наталья Львовна, старшая медсестра, говорит: "Это пациенты – живые люди, они болеют, а врачи – ржавеют и рассыпаются". 

Это актуальная и непростая проблема, которую придется осознать и принять как часть реальности. 

Человек может выматываться. 

Батарейка садится, напряжение не уходит, когда врач идет домой. 

Я, например, сейчас вообще ненавижу выходные. 

В будни у меня есть заведующие, я могу дать указания, а в выходной или праздник всем нужно отдохнуть и приходится самому все решать. 

Я вроде бы и дома, но это не дом". 

***

ЧТО ЗДЕСЬ ДЕЛАЕТ ПСИХОЛОГ? ЗАЧЕМ? 

Кабинет психолога – на временно возведенном втором этаже, у стены "Ленэкспо" рядом с ординаторскими. 

Из окна видны стройные ряды коек внизу, разделенные бежевыми перекрытиями. 

Сюда Юлия Мохова поднимается для того, чтобы поменять защитные очки на офтальмологические и приступить к заполнению выписок для историй болезни, на которые в своей работе смогут ориентироваться врачи. 

"Лечащий врач – номер один для пациента на койке. 

Он отвечает юридически и уголовно за жизнь и здоровье пациента. 

Я – вспомогательная единица, задача которой – помочь. 

Завидую коллегам из Москвы, Израиля. 

Им не приходится объяснять, что психологи не лезут в лечебный процесс, а зоны психологической поддержки необходимы". 

Юлия Мохова считает, что ей "повезло с руководством": 

"Часто должность клинического психолога в медицинских учреждениях незавидна, а низкую культуру понимания важности психологической помощи демонстрируют даже врачи". 

"А что здесь будет делать психолог? Зачем он нужен?" – специалисты вынуждены работать, преодолевая скепсис. 

Мне, наоборот, сказали: "Вы, безусловно, нужны в "красной зоне". 

В Москве это тоже не обсуждается. 

14 психологов работает в двух инфекционных больницах – в Коммунарке и в 52-й, подтянулась аспирантура, когда это было необходимо. 

Мои московские коллеги – единственные, с кем я могла коррелировать свою деятельность. 

В первую волну нас было трое в "красных зонах" Петербурга: в Боткина, "Ленэкспо" и психолог МЧС. 

Всё". 

Руслан Дмитришен, начальник временного госпиталя, рассказывает: "Немного желающих работать в "красной зоне" – тяжелая работа. 

Психологов за деньги – пруд пруди. 

Здесь тоже зарплата адекватная, но все равно намного меньше, чем в частном консультировании. 

А условия жестче". 

Продолжение следует.


Окончание - 

Комментариев нет:

Отправить комментарий