понедельник, 16 июля 2018 г.

Людмила Ишенькина. Военный психолог на Байконуре.


- У вас такая экзотическая профессия! Где же мы вам место найдем, если у нас художник по фарфору полы моет! - так отреагировали в центре занятости, когда психолог Людмила Александровна Ишенькина, прибывшая на Байконур вместе с мужем-военным, искала работу.

Прошло время и профессия психолога на космодроме - это уже не только не редкость, но и обязательная штатная единица во многих воинских частях. В настоящий момент на Байконуре пятнадцать штатных психологов и восемь из них - женщины.

- Я поступала на биофак в МГУ, - рассказывает капитан Людмила Ишенькина, - и неудачно. Хотя, наверное, это и была главная удача. Там же я познакомилась с девушкой, которая уже работала психологом. Общение с ней окончательно определило мой выбор - стать психологом. И я своего добилась.

Психологи тогда шли работать в школы и на заводы. Первым местом работы Людмилы Ишенькиной после окончания университета стал Белгородский завод энергетического машиностроения - там она работала специалистом по отбору руководящих кадров.

- А потом мой муж перевелся в Военно-инженерный институт имени Можайского, и мы стали военными, - говорит Людмила Александровна. - После приезда на Байконур случайно, когда отдавала сына в школу, узнала, что есть место психолога. Так и проработала два с половиной года школьным психологом.

В 1992 г. в Вооруженных силах РФ была введена новая должность - психолог. Тогда же появилась необходимость в создании психологических центров и пунктов. Отдел воспитательной работы космодрома Байконур начал подбор психологов в нештатный Центр социально-психологических исследований.

В числе первых отобранных кандидатов оказалась и Людмила Ишенькина. Тогда же, в январе 1994 г., она была призвана в армию в воинском звании рядовой.

Круг обязанностей войскового психолога весьма широк.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, социально-психологических процессов в воинских коллективах, выдача рекомендаций должностным лицам, психологическое сопровождение военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения.

Психопрофилактика суицидальных действий военнослужащих, анализ микрогрупп и выдача рекомендаций по комплектованию боевых расчетов, дежурных смен, караулов и суточного наряда, оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.

Проверка морально-деловых качеств и определение степени нервно-психической устойчивости, отбор военнослужащих по призыву на военную службу по контракту, обучение офицеров, прапорщиков и младших командиров основам педагогики и психологии.

Чаще всего войсковые психологи сталкиваются с проблемами адаптации молодого пополнения. Приходят вчерашние дети, зачастую не готовые ко взрослой жизни, - тоскуют по дому, не могут ужиться в коллективе, не находят общего языка с товарищами, вместо параграфов устава маячит подростковая любовь. И необходимо за короткое время их изучить, выработать рекомендации, помочь адаптироваться.

- Несут письма из дома и рассказывают о том, что на душе, - говорит Людмила Александровна, - и к каждому из них особое отношение, всегда помнишь, что это чей-то ребенок. Бывают очень тяжелые и трудные солдаты, с низкими моральными качествами, с низким уровнем воинской дисциплины.

Но нельзя поддаваться эмоциям, высказывать свое личное (отрицательное) отношение. И нельзя забывать, что хотя здесь в период службы данный военнослужащий доставляет много забот и проблем своим командирам и сослуживцам, нередко вызывая у них негативное отношение, для своих родителей он является самым дорогим человеком, и они каждый день думают о нем и ждут его возвращения. 

Правило психолога: люди не делятся на хороших и плохих. Они разные. Это люди, у которых есть проблемы. Когда оказываешь помощь человеку, нельзя смотреть на него, имея в качестве мерила состояние воинской дисциплины и отношение к службе. 

А как непросто офицеру быть беспристрастным и, работая с человеком, не давать оценку его поступкам с позиции дисциплинарного устава. Всегда следует помнить, что если человек пришел к психологу за помощью, значит, у него не та проблема, которая может быть решена на строевом плацу.

Проблемой остается пьянство военнослужащих. Нередко на почве пьянства распадаются семьи, рушатся судьбы, утрачивается здоровье. В моей части, к счастью, нет подобных проблем. Но в психосоматическом отделении госпиталя, где я работаю уже семь лет, такое явление не редкость. 

Здесь и депрессивные состояния, и личностные расстройства, нарушения адаптации, социально-психологическая запущенность, умственная отсталость. И понимаешь, как важно для военного психолога вовремя выявить таких больных и направить их на лечение.

Отрадно отметить, совместная работа психологов с врачами психосоматического отделения носит конструктивный характер. 100% военнослужащих из числа нового пополнения в период пребывания в учебных подразделениях осматриваются психиатрами. 

Ежеквартально психиатры проводят осмотры всех категорий военнослужащих, находящихся на динамическом наблюдении, в том числе и с выездом в воинские части, расположенные на удаленных площадках. Совместно с психологами корректируется состав группы динамического наблюдения. 

Психиатры регулярно выступают перед разными категориями военнослужащих, подчеркивая, что главное - это выявить военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости, неадекватным поведением и направить их в госпиталь на углубленное обследование, лечение, а в ряде случаев и для определения пригодности к службе. 

В таких случаях проводятся совместные психолого-психиатрические экспертизы. И единственный психолог, кого медики безоговорочно признают достойным этого, - капитан Ишенькина. 

Помимо этого она выступает в роли эксперта, единственного на космодроме при проведении психолого-психиатрических экспертиз прокуратурой и управлением внутренних дел по комплексу Байконур. Был в ее практике такой случай, когда ее заключение и выступление в качестве основного эксперта легли в основу судебного решения о вынесении приговора по делу о растлении малолетних. 

В качестве обвиняемого оказался человек, занимавший в свое время достаточно высокую должность, имеющий определенное влияние и широкий круг знакомств. И "доброжелатели", оказывающие прессинг на психолога, тоже нашлись. К чести Людмилы Ишенькиной следует сказать, что подобное испытание она выдержала.

- Работа эксперта - это огромная ответственность, - считает она, - фактически решается судьба человека. Особенно если разговор идет о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта, или несовершеннолетними.

Также она ведет психокоррекционную работу с людьми, получившими различные психотравмы. Часто это жертвы преступлений. Об этой стороне своей деятельности Ишенькина говорит всегда очень сдержанно. Ведь случаи индивидуальные, часто очень страшные по своей сути и всегда - трагичные для потерпевшего.

Все самое мрачное, весь негатив больной выливает при общении с психологом и смывает с себя накопившиеся боль и грязь. С холодным сердцем и чистыми руками - это о прокуроре. А психолог все пропускает через себя.

Нередко подобное общение оказывается тяжелым грузом даже для опытного психолога. И тут собственная семья выступает для психолога лечебницей. Людмила Александровна вместе с мужем вырастили прекрасного сына. Не забывают и своих родителей.

Ни разу за годы сложной и ответственной работы не было у нее сожаления о выбранном пути. Единственное, о чем сожалеет, - это то, что Центр психологической помощи и реабилитации со времени его создания и вот уже почти десять лет находится в "подвешенном", нештатном состоянии. 

А за это время выпущены десятки методических пособий, множество работ и рекомендаций, по которым работают психологи космодрома. Приходят люди, военнослужащие приводят своих жен, работают психологи и с детьми. Людмила Ишенькина стоит на штатной должности психолога. 

Но на космодроме есть люди, работающие нештатными психологами много лет, в том числе и во внештатном Центре психологической помощи и реабилитации. Накоплен большой практический опыт, но нет такой важной для каждого специалиста записи в трудовой книжке, что он работает по специальности.

Об авторе: Юлия Кузнецова - сотрудник пресс-службы космодрома Байконур.

http://nvo.ng.ru/notes/2004-05-21/8_psihology.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий