Публицист Аркадий Бабченко — человек, который прошел несколько войн, бывал в плену и застенках и, в общем, знает, о чем пишет, дал 25 советов по выживанию на войне, в плену и в тюрьме. Пригодятся они и в повседневной службе (работе). Продолжение.
14. Сломать можно любого.
Мне, валявшемуся в собственной кровавой юшке на полу сортира в Моздоке, Саид, пытаясь стряхивать пепел на мое лицо, говорил: «Сломать можно любого, да, длинный?» Да. Сломать можно любого. Вопрос лишь времени и желания. А пытки ломают любого гарантированно, за исключением совсем уж единичных случаев.
Но, поверь, шансы, что ты входишь в их число, невелики. Лучше не доводи до этого. Все равно они добьются от тебя того, что им нужно, но только к тому моменту ты уже будешь без пальцев и с разорванным кишечником.
15. Редко когда избивают так, чтобы действительно убить или сделать инвалидом.
Но удары по внутренним органам опасны, даже если они не самые сильные. Сломанный нос лучше, чем разорванная селезенка. Постарайся защитить внутренности. Закрывай руками, коленями, сжимайся в клубок. При попадании в печень в правом боку взрывается нейтронная бомба, жжет, как адское пламя, - не можешь уже ни стоять, ни говорить. В общем, береги печень, Сеня!
16. Топленый снег уменьшается в объеме раз в десять.
Из ведра снега получится котелок воды. Ну, это ты быстро поймешь. Весь дистиллят - снег или дождь - необходимо подсаливать, иначе просто невозможно напиться. Дистиллированная вода только вымывает вещества из организма. Чем больше пьешь, тем больше жажда.
Нет соли - кинь щепотку золы. Но все же лучше живая прокипяченная вода - из реки, болота, лужи. Воду можно обеззараживать любой хлорсодержащей химией. Отбеливателем «Синева», «Белизной», «Доместосом». Плесни немного и дай постоять часа четыре. Не переборщи только, а то пить не сможешь.
17. Сигареты, спички, носки, солярка, водка, сладкое - это валюта.
Постарайся иметь их как можно больше. Даже если не куришь и ходишь босиком.
18. Не вытирай сопли варежкой.
Через два дня под носом сдерешь кожу, через три - экзема или вечно не заживающая язва. Экзему надо мазать любым кремом или добытым собачьим жиром (пункт 12). Стрептодермия хорошо лечится солнцем. Газета под носки и правда неплохо греет. Прокладки впитывают влагу. Варежки в выхлопе не грей, отсыреют. Положи лучше на двигатель, но смотри, чтоб не затянуло в ремни вместе с руками.
Пуля из патрона легко вынимается пассатижами или иным способом бокового ломанья, порох поджигается искрой - от аккумулятора переносной рации или даже камнем о камень. Трассер дает сильный, хотя и короткий, огонь. Выстрели в кирпичную стену и, пока горит, разведи костер. Плавающей в миске с соляркой тряпкой хорошо топить печь. Дает ровный сильный жар, хотя и коптит нещадно.
19. Береги ноги.
Здоровые ноги - это очень важно. Мне, например, никогда не удавалось найти валенки по размеру, они вечно натирали. В результате на одной ноге у меня было 13 мозолей, на другой - 18, две из них под ногтями, которые отвалились. Это превратило меня в практически неспособного ходить инвалида. А казалось бы, всего-то мозоли.
20. Война, тюрьма, любая экстремальная ситуация - это по большей части психология.
Выживает не самый сильный. Выживает самый приспособленный. Тот, кто быстрее понимает, что к чему. В ком быстрее развиваются новые качества - способность чувствовать присутствие человека, быстро соображать, увеличить скорость реакции, принимать правильные или нестандартные решения.
Налет цивилизации очень тонок, он слетает моментально. Человеческое уходит, остается животное. Но именно оно-то и помогает выживать. Война страшна не тем, что отрывает руки-ноги. Война страшна тем, что она отрывает душу. Как говорят, армия - это волчья тропа, по которой надо пройти, оскалив зубы. Но остаться при этом человеком.
21. Нечищеные зубы - первый шаг к апатии.
А следовательно, и к смерти. Уходя в свой воображаемый мир, перестаешь адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства. В итоге допускаешь роковую ошибку. Именно поэтому солдат заставляют бриться и чистить зубы каждый божий день (вплоть до тумаков).
22. Если ситуация безвыходная - дерись.
В моей армии дедовщина была махровейшая. Один раз мной выбили окно. Мне повезло, я упал не на улицу, а на пол. Лежал в кровавых соплях. Вокруг стояли пьяные, обдолбившиеся героином ублюдки. «А давай его опустим?». Рядом с моим лицом лежал осколок стекла. Примерно с полметра длиной. В виде клинка. Я зажал его в рукаве. Поднялся. Вжался в угол. Отстали. Позже за эту вспышку сопротивления меня избили еще сильнее, но до таких крайностей больше не доходило.
23. Вся твоя предыдущая жизнь перестанет иметь значение.
Ты будешь «весить» ровно столько, сколько «весишь» здесь и сейчас. Ни золото, ни квартиры, ни должности, ни марки твоих бывших автомобилей тебе веса не прибавят. Если у тебя в прошлой жизни был «мазерати», а в этой ты не умеешь добыть жратвы или снарядных ящиков для печки - ты говно.
Городские люди вообще плохо приспособлены к экстремальным ситуациям. Лучшие солдаты, зэки, выживальщики - как правило, простые мужики из глубинки с грубыми, словно вытесанными топором, лицами. Учись у них. Держись их. Они самые надежные.
Вообще, хороший солдат всегда выглядит скорее как бомж, нежели как Рэмбо. Может показаться странным, но просто удивительно, для какого количества людей это становится открытием. И они по привычке хвастаются прошлым богатством и считают, что это делает их более значимыми, чем остальные. Пока всем это не надоест окончательно.
Тогда такие люди получают прикладом по башке и отправляются на свое место - в самый низ социальной лестницы. Для многих это становится серьезной психологической травмой, а кого-то может и сломать.
24. Постарайся не бояться.
Самый глупый совет. Он все равно невыполним, но ты постарайся. Не бойся. Страх придет, но старайся ломать его изо всех сил. Не дай ему завладеть тобой, иначе перестанешь быть человеком, превратишься в мычащее животное. А это точка. Дно. Борись со своим страхом каждую секунду, не показывай его другим. Сторонись тех, кто уже поражен им. Страх заразен.
Дурацкая поговорка про «смелого пуля боится» - отчасти правда. Страх лишает воли к действию и способности адекватно оценивать ситуацию. В итоге ты принимаешь неправильные решения: идешь не туда, делаешь не то, падаешь не так быстро, не можешь ватными пальцами снять с предохранителя и в итоге погибаешь.
25. И самый главный совет - сваливай.
Как только появилось подозрение, что в вашем городе должна начаться стрельба, тебе светит тюрьма, возможно появление вооруженных алкоголиков на блокпостах, - быстро-быстро-аллюр-три-креста хватай детей под мышку, садись в машину-маршрутку-автобус и беги далеко-далеко. Все остальное - уже частности. Без ковра, телевизора, квартиры и даже без дома прожить можно. Без головы - нельзя. Хотя, впрочем, некоторые умудряются.
***
Об авторе. Аркадий Бабченко - российский либеральный журналист, писатель, военный корреспондент. Лауреат множества литературных и журналистских премий. Прошел две чеченские войны. Вел репортажи из горячих точек во время военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, был свидетелем турецкого восстания, писал очерки из Донбасса. Бывал в плену. Живет в Чехии.
25 советов по выживанию на войне, в плену и тюрьме. Начало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий