Жизнь нашей страны в период с 1945 по 2021 г. не была стабильной и однообразной.
76-летний этап вместил очень не похожие друг на друга события: развенчание культа личности И.В. Сталина, хрущевская оттепель, «брежневская эпоха», «годы застоя», горбачевская перестройка, распад Советского Союза, «времена смуты» в 1990-е и 2000-е гг., наконец, возрождение Российского государства в новом веке и с новым руководством.
Тем не менее вся новая и новейшая история страны пронизана единым лейтмотивом — мирной жизнью народа.
Чистое небо над головой многих поколений, международное сотрудничество, направленное на укрепление доверия между странами и народами, наличие у ряда мировых держав ядерного оружия как самого мощного фактора сдерживания, казалось, гарантировали, что пережитые в Великую Отечественную войну ужасы никогда не вернутся.
Однако история России сделала очередной крутой вираж.
Объявленная 24 февраля 2022 г. Президентом РФ В.В. Путиным специальная военная операция (СВО) по своему экзистенциальному смыслу сродни Великой Отечественной войне: это борьба за выживание не только нашего государства, но и российского народа как такового.
Но она протекает в совсем ином социально-психологическом контексте.
В начале 40-х гг. прошлого века ожидание войны, как говорится, «носилось в воздухе».
Население хорошо понимало, что усилия руководства страны по оттягиванию ее начала — вынужденная мера.
Это может способствовать наращиванию сил и резервов, но не сможет предотвратить фашистскую агрессию.
Именно поэтому в общественном сознании сформировалась своеобразная психологическая готовность к тому, что война рано или поздно начнется.
Кроме того, системная идеологическая работа, охватывающая буквально всех граждан, приносила положительные плоды, формируя готовность дать отпор врагу несмотря на то, что имели место попытки повлиять на общественные настроения, расшатать единство советского народа, посеять панику.
Причем известно, что эти попытки предпринимались как извне (со стороны пропагандистской машины фашистской Германии), так и изнутри.
Однако сила деструктивных воздействий была невелика, что связано с упомянутой идеологической работой и тогдашним уровнем развития средств массовой информации.
В наши дни складывается все иначе: начало СВО стало неожиданностью не только для населения...
Вряд ли есть основания говорить о психологической готовности к подобной ситуации.
Одновременно страна оказалась не готова к той информационно-психологической войне, которая развязана против нее и которая, как теперь стало ясно, готовилась задолго до февраля 2022 г.
При этом возможности информационно-психологического разрушительного воздействия несравнимы с ситуацией начала Великой Отечественной войны.
Это обусловлено действием электронных СМИ, привычкой огромного числа людей черпать информацию из Интернета, не подвергая ее критическому осмыслению, преобладанием у немалой части граждан, особенно молодого возраста, так называемого клипового мышления.
Скорость распространения информации в Интернете, масштабы охвата, сопровождение ее образным рядом, что влияет, прежде всего, на эмоциональное состояние и блокирует критические механизмы мышления, не идет ни в какое сравнение по силе воздействия с листовками, сбрасывавшимися с вражеских самолетов, или с паническими настроениями у некоторой части населения в начальный период войны, передававшимися, что называется, «из уст в уста».
Источник: Гайдар К.М. Организационная психология в условиях специальной военной операции и после: задачи прежние, контексты и акценты новые // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Том 23. №3. С. 303–307. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-303-307
Карина Марленовна Гайдар - доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии, заместитель декана по учебной работе факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
.webp)
Комментариев нет:
Отправить комментарий