Кафедра психологии как самостоятельное учебно-научное подразделение Военно-политической академии им. В.И. Ленина возникла в 1984 году.
Однако можно с полным основанием сказать, что она имеет краткую историю, но богатое прошлое.
Судьба кафедры, выполняющей в течение последних десятилетий роль своеобразного центра становления военно-психологической науки, совпадает с общим событийным фоном развития психологии в нашей стране.
Интерес к военно-психологическим знаниям как компоненту педагогической и управленческой культуры военного руководителя возник с первых лет организации подготовки кадров политработников для Красной Армии.
Первоначально отдельные Военно-психологические вопросы рассматривались в рамках таких учебных дисциплин, как «Политическая работа», «Марксизм», «Анатомия», «Физиология», «Биология» и «Педагогическая психология».
В 20-х годах выходят работы по военно-психологической проблематике П.И. Изместьева, А.Е. Снесарева, А.А. Таланкина, В. Рубцова и др.
Во время Великой Отечественной войны психологические проблемы поднимаются преподавателями военно-педагогического факультета, который в 1940 г. преобразован в самостоятельный Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина.
С 1957 года в Военно-политической академии возобновилось преподавание военной психологии Г.Д. Луковым, Н.Ф. Феденко и М.И. Дьяченко на кафедре партийно-политической работы, а с июля 1959 года – на вновь созданной кафедре военной педагогики и психологии (начальник кафедры А.В. Барабанщиков).
Несколько позже здесь вводится курс «Психологии высшей военной школы».
В 1960 году на кафедре началась подготовка диссертаций по военной психологии. Были разработаны первые докторские диссертации (М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, М.П. Коробейников и др.).
За время функционирования кафедрального коллектива им подготовлено более ста докторов и кандидатов психологических наук.
С 1963 г. преподаватели военной педагоги и психологии готовятся на военно-педагогическом факультете и через адъюнктуру.
С 1968 г. при академии функционируют курсы повышения квалификации преподавателей военной педагогики и психологии, а с 1983 г. – курсы военных психологов.
С 1981 года начинается подготовка психологов-исследователей.
В 1999 г. состоялся первый выпуск военных психологов, получивших дипломы общегосударственного образца.
В 1984 году в результате раздела кафедры военной педагогики и психологии образована самостоятельная кафедра социальной и военной психологии.
С 1998 года кафедра регулярно проводит научно-практические конференции, посвященные проблемам информационно-психологического противоборства, психологической реабилитации участников боевых действий, организации психологической службы в ВС РФ, психологии войны и боя, психологии семьи, психологии антитеррористической деятельности, обеспечения социального здоровья военнослужащих, профилактики девиантного поведения в ВС РФ, психологии страха, психологии служебной деятельности и др.
Материалы конференций публикуются в Военном университете, в периодической печати.
С 2002 года на всех крупных психологических форумах преподаватели кафедры организуют работу секций по военной психологии.
Такие секции работали, на съездах Российского психологического общества (2003 г., Москва; 2007 г., Ростов-на-Дону; 2012 г., Москва).
Представители кафедры работают в Президиуме РПО и Совете по психологии УМО вузов России.
Руководителями кафедры в разное время являлись:
В.Н. Ковалев, полковник, доктор философских наук, профессор (1984-1986);
С.И. Съедин, генерал-майор, доктор психологических наук, профессор (1986 - 1994 г.);
П.А. Корчемный, генерал-майор, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор (1994 -1998 г.);
А.Г. Караяни, полковник, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор (с 1998 года).
Кафедра осуществляет подготовку психологов и специалистов по морально-психологическому обеспечению для ВС РФ и армий зарубежных государств и повышение квалификации психологов воинских соединений и частей, должностных лиц пунктов отбора военнослужащих по контракту и других специалистов.
Слушатели и курсанты изучают весь комплекс учебных дисциплин по специальностям «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения».

Комментариев нет:
Отправить комментарий