вторник, 4 июня 2013 г.

Берг Т.Н. Психологическая адаптация специалистов подводников.


Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота. 

Представляю читателям блога научную работу психолога 51 учебного отряда Тихоокеанского флота Татьяны Николаевны Берг

В настоящее время Татьяна Николаевна успешно продолжает научную работу в Морском Государственном университете имени адмирала Г.Невельского (г.Владивосток). 

За время службы и работы, она подготовила целую плеяду Приморских психологов, которые успешно трудятся в соединениях и воинских частях Тихоокеанского флота.

Тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.03.

Автор научной работы: кандидат психологических наук Берг, Татьяна Николаевна. 

Место защиты диссертации: Москва, Московский государственный университет 
имени М.В.Ломоносова.

Специальность: Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки).

Количество cтраниц: 202

Научный руководитель: Стрелков Ю.К., доктор психологических наук, профессор.

Оглавление диссертации. 

ВВЕДЕНИЕ. 

Глава 1. Система психической адаптации к особым условиям жизнедеятельности. 

1.1. Гуманитарный и естественно - научный подходы в определении системы «психическая адаптация». 

1.2. Динамический аспект психической адаптации. 

1.3. Адаптация и личность. 

Глава 2. Система психической адаптации к условиям военной службы. 

2.1. Средовые факторы психической адаптации к условиям военной службы. 

2.2. Фактор возраста в адаптации к условиям военной службы. 

2.3. Адаптация к условиям службы военнослужащих срочной службы. 

Глава 3. Методическое обеспечение психологической работы с военнослужащими в ходе адаптации к условиям службы. 

3.1. Методическое обеспечение. 

3.2. Характеристика личностных особенностей военнослужащих, проходящих обучение специальности в Учебном отряде подводного плавания

Глава 4. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к условиям службы. 

4.1. Исследование феномена «первичной» адаптации. 

4.2. Оценка комплекса психологических показателей испытуемых в ходе первичного тестирования. Формирование групп. 

4.3. Сравнительный анализ данных первичного обследования по группам «нормы» и группе ППВ.

4.4. Тренинг военнослужащих экспериментальной группы. 

4.5. Оценка эффективности тренинга. 

4.6. Характеристика процесса адаптации военнослужащих
к условиям службы в учебном подразделении. 

4.7. Динамика психологических показателей в течение периода, охваченного исследованием. 

Введение диссертации (часть автореферата) 

Актуальность исследования. 


Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению психологических закономерностей адаптации к условиям военной службы.

Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, причинами практического характера. 

Традиционно военно-профессиональную деятельность в системе подводного флота военно-морских сил принято относить к особым условиям труда, осуществляемого в сложных и экстремальных условиях. 

К условиям, вызывающим различные формы психической дезадаптации у военнослужащих и/или формирующим предпосылки к ее возникновению, следует отнести:

1) особые условия военной службы; 

2) индивидуальные, личностные особенности военнослужащих срочной службы. 

Военная служба на подводной лодке имеет сложные условия среды жизнеобитания и специфику профессиональной деятельности. 

Она включает в себя особый трудовой ритм (вахтенная и рейсовая организация военно-профессиональной деятельности); 

повседневную напряженную деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и так называемые экстремальные (критические) ситуации, при которых военнослужащие сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, человеческими жертвами и материальными потерями. 

В военной психологии и психологии труда большинство исследований посвящено анализу влияния на субъект труда внешних неблагоприятных условий среды (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая), условий деятельности (Л.А. Китаев-Смык, A.A. Обознов, O.A. Конопкин), изучению последствий боевого стресса (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин, В.К. Шамрей, Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова). 

Недостаточно изученными к настоящему времени остаются психологические аспекты проблемы адаптации военнослужащих к условиям службы, направленные на цели эффективной диагностики и прогнозирования. 


С 1998 по 2001 г. по проблеме психической адаптации были защищены пять кандидатских диссертации по психологическим специальностям (Н.С. Офицеркина, А.Р. Скородумов, К.У. Чимбеленге, H.H. Мельникова, Н.Д. Даровская).

В названных диссертационных работах исследование социально-психологической адаптации проводилось в нескольких направлениях. 

В частности, в них изучались такие феномены как: 

поведенческие стратегии в процессе социально-психологической адаптации; 

дезадаптации личности (на примерах современных конфессиональных течений);

психической адаптации (на примере анализа индивидуально-личностных особенностей инкассаторов); 

социально-психологической адаптации молодежи к условиям рыночной экономики;

адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. 

Ни одна из диссертационных работ не пересекается непосредственно с темой нашего исследования. 

Явления дезадаптации военнослужащих приводят к созданию критических ситуаций на службе, завершенным суицидам. 

По данным военной статистики в 2001 году, каждый третий погибший в ВМФ военнослужащий покончил жизнь самоубийством

в сравнении с 2000 годом в шесть раз возросло число покончивших жизнь самоубийством военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (Директива главнокомандующего ВМФ). 

Уровень разработки проблемы адаптации: 

изучение психологических механизмов, внутренних и внешних условий, приводящих к психической дезадаптации в особых условиях труда, - не позволяет четко выделить и обосновать критерии адаптации/дезадаптации к условиям военной службы. 

Описание индивидуально-личностных особенностей дезадаптивных военнослужащих осуществлено преимущественно в рамках клинического, медико-биологического подходов и выполнено в основном на материале обследования военнослужащих с пограничными расстройствами

Методологические основы исследования адаптации в отечественной психологии заложены в трудах C.T. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, T.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы. 


В настоящее время линия методологического анализа проблемы психической адаптации активно реализуется и развивается в трудах В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко. 

Конкретные исследования проблемы психической адаптации в рамках гуманитарного и естественно-научного направлений касались различных аспектов адаптации: к особым условиям обитания (A.A. Александровский, Ф.Б. Березин), к особым условиям труда (Е.А. Климов, В.И. Лебедев). 

Изучались особенности адаптации профессионала в конкретных видах профессии (П.П. Крамаренко, Ю.К. Стрелков, М.Н. Полянский); 

влияние отдельных качеств оператора, включая профессиональные и общие способности, мотивы, черты личности на эффективность процесса адаптации к профессиональной деятельности в особых условиях труда (В.Н. Дружинин). 

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач по осуществлению эффективного психологического прогнозирования успешности адаптации военнослужащих к условиям корабельной службы, изучению роли индивидуально-личностного фактора в развитии состояния психической адаптации.

Цель исследования: выявление особенностей прохождения этапов психической адаптации к условиям службы младших специалистов подводного флота с признаками затрудненной адаптации. 

Основная гипотеза исследования: психологическая адаптация к условиям военной службы у военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации, различается (по характеру, длительности и по ее «целям»), хотя все они признаны годными по состоянию психического и физического здоровья к прохождению службы.

В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:

- провести психологический анализ концепций и направлений по исследованию проблемы психической адаптации;

- выявить и описать особенности процесса психической адаптации у военнослужащих не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации;

- на основании выявленных индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, динамики индивидуально-психологических изменений в процессе адаптации к условиям военной службы выявить и описать стратегии адаптации указанных групп военнослужащих;

- разработать программу тренинга адаптации к условиям военной службы и осуществить анализ эффективности воздействия тренинга на динамику адаптационного процесса;

- расширить интерпретационную модель проективной рисуночной методики, выделив признаки адаптации к условиям военной службы, отраженные в рисунках.

Объект исследования: 90 испытуемых мужского пола в возрасте 18-19 лет, - военнослужащие проходившие подготовку по военно-учетным специальностям на базе Учебного отряда подводного плавания ТОФ (г. Владивосток). 

Предмет исследования: особенности психологической адаптации младших специалистов подводного флота в условиях учебного отряда. 


Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и системного подхода (Б.Ф. Ломов), реализованные в психологии труда в принципах структурно-функционального анализа трудовой деятельности человека (Е.А. Климов, Ю.К. Стрелков). 

В качестве конкретной методологической базы при проведении экспериментальной работы использовались концепции психической адаптации, разрабатываемые в трудах A.A. Александровского, Ф.Б. Березина. 

Методы исследования. 

Использовались методы определения профессиональной пригодности и профессионального отбора (изучение социально-психологического и медицинского анамнеза, психологический анализ сопроводительных документов, формализованная беседа, наблюдение); 

стандартизованные опросники: 16-ФЛО (вариант С), EPI Г. Айзенка, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО); 

проективные методы: рисуночная методика «Нарисуй время», методика «Незаконченные предложения», опросник «Ценностные ориентации» М.Р. Рокича. 

Были использованы методы профессионально-психологического сопровождения: экспертная оценка и социометрия

Включение конкретных тестов и соответствующих им показателей проводилось на основании психометрической надежности используемых методов, данных тестов испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие срочной службы. 

Включение проективных методов в методическую батарею исследования обусловлено необходимостью получения большого объема информации, имеющей дополнительную диагностическую и прогностическую ценность при анализе особенностей процесса адаптации и при составлении программы тренинга адаптации к военной службе. 

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями, проведением содержательного анализа результатов. 

В качестве математических методов применялась оценка статистической значимости различий по критериям Фишера и Стьюдента, Т-критерию Вилкоксона.

Научная новизна и теоретическая значимость. 

В диссертационном исследовании впервые, в отечественной психологии труда, осуществлен комплексный анализ индивидуально-личностных характеристик военнослужащих, предназначенных для службы на подводных лодках. 

Проведен сравнительный анализ, выявляющий общее и специфическое на различных этапах адаптации к военной службе военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации. 

Выделены уровни адаптации к условиям военной службы в подводном флоте: первичная адаптация; адаптация к военно-профессиональной деятельности; адаптация к службе на воинских должностях и ее этапы: общевойсковая подготовка; обучение по военно-учетной специальности в учебном подразделении; служба на кораблях. 

Показано значение факторов адаптации (средовой, возрастной) к условиям военной службы на подводном флоте при прогнозировании ее динамики у военнослужащих, не имеющих затруднения в этом процессе и у лиц с их признаками. 

Установлены дифференциально-диагностические и прогностические критерии успешной адаптации: достаточный уровень креативности, независимость, ответственность, осторожность, оптимизм, реалистические ожидания и адекватная оценка своих возможностей в ситуациях военной службы, сформированные к моменту призыва представления о военной службе. 

Выявлено, что при затруднениях в адаптации для военнослужащих характерны: 
низкий уровень креативности; 
низкая самостоятельность; 
доверчивость; 
пессимистичность в восприятии действительности; 
нереалистичные, инфантильные ожидания и представления о военной службе, низкая мотивация к ней.

Разработан методический комплекс по выявлению динамики процесса адаптации к условиям военной службы

Расширена интерпретационная модель проективной рисуночной методики: выявлены и описаны предметные характеристики рисунков, отображающие признаки успешной (неуспешной) адаптации военнослужащих к условиям военной службы.

Практическая значимость. 

Результаты проведенного исследования были использованы при разработке курса «Военная психология» на кафедре «Психофизиология и психология труда в особых условиях труда» МГУ имени Г.И. Невельского, а так же отражены в методических указаниях по профессиональному психологическому отбору в разделе «Мероприятия по профессионально-психологическому сопровождению военнослужащих в процессе боевой подготовки» штаба Тихоокеанского флота для штатных и нештатных групп профессионального психологического отбора (ППО). 

Разработанный в рамках диссертационного исследования тренинг адаптации к условиям военной службы был апробирован в условиях учебного отряда в процессе коррекционно-психологической работы с военнослужащими. 

Тренинг прошел методическое обсуждение в Управлении воспитательной работы ТОФ и был рекомендован для использования психологами в процессе психокоррекционной работы с военнослужащими срочной службы в воинских частях ТОФ.

Использование результатов в практике подтверждено актами о внедрении, полученными от кафедры «Психофизиологии и психологии труда в особых условиях» МГУ имени Г.И. Невельского, учебно-методическим отделом воспитательной работы Тихоокеанского флота. 


База исследования: лаборатория профессионального психологического отбора Учебного отряда подводного плавания ТОФ; нештатный центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания ТОФ; кафедра психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. 


Исследование осуществлялось на протяжении двух лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов: 


Первый этап исследования носил констатирующе-поисковый характер. 

На этом этапе была изучена психологическая, психофизиологическая литература по анализируемой проблеме, выявлены недостаточно исследованные вопросы поставленной научной проблемы. 

Был накоплен обширный эмпирический и экспериментальный материалы, включающий случаи дезадаптивного поведения военнослужащих в условиях учебного отряда, результаты диагностических обследований, проведенных на этапе профессионального психологического отбора и соотнесенных с поведенческими особенностями военнослужащих в период адаптации к условиям учебного отряда.

Второй этап включал теоретическую разработку поставленной проблемы, а так же разработку, организацию и проведение эксперимента. 

Само экспериментальное исследование состояло из ряда шагов (этапов).

Первый шаг - психологическое обследование военнослужащих и формировании групп военнослужащих, не имеющих затруднения в адаптации, и военнослужащих с затрудненной адаптацией. 


Второй шаг - разделение группы военнослужащих с затрудненной адаптацией на контрольную и экспериментальную группы и последующий тренинг адаптации к условиям военной службы с экспериментальной группой. 

Второй шаг заканчивался повторным психологическим обследованием всех выделенных групп.

Третий шаг - психологическое обследование в период распределения военнослужащих из учебного отряда к месту прохождения военной службы в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

Второй этап диссертационного исследования завершился первичной обработкой и анализом полученных результатов. 

Третий этап диссертационного исследования связан с обработкой, обобщением и описанием, систематизацией полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность адаптации военнослужащего к условиям службы в подводном флоте связана с комплексом индивидуально-личностных характеристик

экстраверсия, креативность, мотивация к военной службе, осторожность, реалистичность представлений о военной службе - и обеспечивается стратегией подчиненного (уставного) поведения, основанной на самостоятельности, независимости, оптимистичности в восприятии действительности. 

2. Военнослужащие с признаками затрудненной адаптации к условиям службы характеризуются: интроверсией, низкой мотивацией к службе, пессимистичностью, доверчивостью, отсутствием реалистичных представлений о военной службе. 

В ходе службы военнослужащие с признаками затрудненной адаптации испытывают трудности в самоорганизации, ориентированы на внешний контроль, а стратегия их подчиненного поведения основана на конформности и зависимости от мнения группы. 

3. В динамике адаптационного процесса в условиях учебного отряда у военнослужащих выявлено снижение уровня фрустрационной интолерантности и повышение консервативности.

4. Психокоррекционный тренинг, проведенный на первом этапе службы, повышает самостоятельность, уверенность в себе и способствует эффективной адаптации.

5. Комплекс методик, содержащий проективные методики «Нарисуй время», «Незаконченные предложения» и формализованную беседу, является адекватным средством для выявления лиц, нуждающихся в повышенном психологическом внимании со стороны психолога в процессе адаптации к условиям военной службы.

Сведения об апробации работы. 

Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. Г.И. Невельского (июль 2002 года), кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (октябрь 2002 года), 

на первой Приморской научно-практической конференции психологов и специалистов органов воспитательной работы силовых структур (г. Владивосток, 2001 год), на научно-практической конференции специалистов профессионального психологического отбора Тихоокеанского флота (май 2002 года). 

Продолжение -

Заключение диссертации "Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота" по теме "Психология труда, инженерная психология, эргономика", Берг, Татьяна Николаевна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий