Karayani A.G. MILITARY PSYCHOLOGY AT THE BIFURCATION POINT.
... Во второй половине ХХ в. – начале ХХI в. из достояния отдельных стран военная психология выросла в мировое явление.
Foto: Performance Psychology Program. West Point - United States Military Academy.
Сегодня военные психологи действуют в большинстве стран Европы, Северной Америки, в Австралии в ряде стран Азии, Африки и Южной Америки.
В Австралии, Белоруссии, Казахстане, Канаде, КНР, России, США, Украине и др. действуют военно-психологические службы.
В ряде государств (например, в Узбекистане) такие службы находятся в стадии строительства.
Ускоренными темпами идёт теоретическая разработка военно-психологической проблематики.
Только за первые два десятилетия нового века в России, США, Китае, Индии, Британии и других странах вышло учебников и крупных учебных пособий по военной психологии больше, чем за все предыдущие годы ее истории.
Особую ценность представляют крупные труды, написанные международными авторскими коллективами военных психологов.
Благодаря развитию интернет-коммуникаций эти труды становятся достоянием всех военных психологов в мире, формируют культуру и стиль их деятельности.
Однако, параллельно с описанными выше позитивными тенденциями в области развития военной психологии отмечается и негативные тренды.
Главным из них является то, что широко и экспансионистски развивающаяся американская военная психология «выравнивает» под себя мировую военно-психологическую науку.
Питая военную психологию результатами большого количества научных исследований и, нередко, интересными и эвристическими идеями и выводами, она выстраивает своеобразные тематические, понятийно-категориальные, методические, интерпретационные и другие границы для развития военно-психологических исследований и практики.
Недостаток американской методологической «оптики» состоит в том, что она нацелена на исследование солдата с специфическим менталитетом, отличающегося выраженным индивидуализмом, воюющего вдали от родины, на чужой территории, не за жизненно важные интересы своей страны, против технологически многократно более слабого противника,
солдата, действующего в подразделении, не ставшем коллективом, в армии, где широко распространены «законные» и незаконные наркотики, где психологии «зазывают» военнослужащих получить психологическую помощь и т.д.
Это не учитывается военными психологами зарубежных стран, широко тиражирующими результаты и выводы американских военно-психологических исследований.
Наряду с этим в мировую военную психологию внедрился реактивный подход, который можно обозначить как подход «болезнь-лечение».
При этом подходе основные силы и средства психологической работы сосредотачиваются на оказании психологической помощи военнослужащим, подвергшимся психотравматизации и, соответственно, вопросы психологической помощи и реабилитации являются приоритетными в научном поиске.
Это не случайно, так как основная и наиболее профессиональная часть американских военных психологов действует в рамках медицинской службы.
Как показывает анализ американской военно-психологической литературы, эффективность рассматриваемого подхода крайне низка.
Несмотря на огромные финансовые ассигнования, на наличие в США самой мощной в мире военно-психологической службы, ориентированной на оказание психологической помощи, здесь отмечается существенно более высокий уровень ПТСР и других стресс-ассоциированных расстройств у участников боевых действий, чем в Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Канаде и др.
По данным Департамента ветеранов США, ПТСР наблюдался у 21%–29% американских участников боевых действий в Ираке и Афганистане, тогда как в британских войсках, выполняющих одни и те же боевые задачи с американскими союзниками, ПТСР фиксировался лишь у 2-7% военнослужащих.
То есть отмечается десятикратная разница в уровнях ПТСР в этих армиях.
Между тем, в британской армии практически отсутствует развёрнутая военно-психологическая служба.
Аналогичная ситуация складывается в области предупреждения суицидов среди военнослужащих.
Караяни А.Г. Военная психология а точке бифуркации // Российский военно-психологический журнал. 2023. №1(1)
Комментариев нет:
Отправить комментарий