воскресенье, 22 апреля 2012 г.

О Институте сертификации психологов

Юрий Петрович Зинченко в гостях у Новой газеты ответил на вопросы Галины Мурсалиевой и обозревателя «Новой газеты» Сергея Асриянца, редактора сайта «Новой газеты» (в изложении).


О дорожных пробках в Москве

- В Европейской федерации психологических ассоциаций создана специальная комиссия. Она называется Трафик Психолоджи. И вот уже пятый год психологи занимаются проблемами пробок и дорожного движения в Европе. Я сегодня убедился, что нам пора в России создать тоже такую же национальную комиссию.

О Институте сертификации психологов. Как продвигается эта тема?

— Действительно, мы уже год или полтора года говорим о том, что необходимо придание вот этому процессу определенных каких-то институций. И после этого лета мы еще имеем дополнительный Европейский контекст, потому что в декабре этого года (2009) заканчивается эксперимент, который проходил в девяти государствах Евросоюза, на предмет вот именно сертификации и выработки единых стандартов для психологической практики в Европе. То есть Евросоюз с этим уже разобрался и с января 2010 года начинается сертифицирование в рамках Единой Европы.

Мы в Осло на Конгрессе, на котором проходила Генеральная ассамблея этой Европейской Федерации профессиональных ассоциаций - ну, это, грубо говоря, главная чиновничья психологическая «тусовка» Европы, которая аккредитована при Евросоюзе и при Европарламенте, то есть, занимается в том и числе нормированием определенной психологической деятельности - вот в этом смысле мы подключились и подписали Соглашение о том, что становимся частью вот этого Европейского реестра и для этого Национальная ассоциация (в нашем случае Российское психологическое общество) должно эту процедуру в течение следующего года уже ввести, чтобы мы стали, по крайней мере, не хуже и так далее. Но по нормативной базе чтобы мы приблизились к тому, что называется теперь уже цивилизованным Европейским психологическим практическим пространством.

"Выживут" ли те психологи, которые не будут сертифицированы?

— Про жуликов не надо беспокоиться. Они выживут всегда и, наверное, останется какой-то их определенный процент, и достаточно успешно дальше будет продолжать свою деятельность — для этого есть своя аудитория. Мы говорили с Вами и на эту тему. Поэтому каждому всегда достанется, будет возможность и у тех товарищей. А мы сейчас говорим именно о той части психологов, которые реально хотели быть гарантированы со стороны профессионального сообщества перед потребителями психологических услуг, т.е. перед населением. И с другой стороны население тоже получает определенные гарантии, что вот человек, прошедший эту сертификацию и который прошел вот эту подготовительную процедуру.

То есть это не просто пришел: «запишите меня в комсомол» — вот такого у нас не будет и Европейский стандарт этого не предполагает. То есть, сама процедура она предполагает некое дообучение вот именно практическим моментам. И элементу супервизии: в европейском варианте она доходит от 6 месяцев до года в зависимости от стажа, квалификации, возраста психолога, который хочет вести самостоятельную практику. Поэтому, конечно, есть некоторые неудобства, есть некоторые шероховатости. Потому что люди и так уже ведут эту практику, люди уже и так представлены и представляют из себя вполне конкретных специалистов с определенным уровнем и достаточно высоким многие.

То есть речь идет не о том, чтобы поголовно это проводить, а вот речь идет о том, чтобы сначала в тестовом режиме это в течение года проходит. И вот сама процедура она адаптируется к тем условиям в России, которые у нас существуют. Речь идет не о том, чтобы отсечь специалистов или еще что-то.

В первую очередь речь идет о том, чтобы мы, как профессиональное Сообщество, были честны перед нашим народом. То есть, вот есть список тех людей, которые эти процедуры прошли, которые удовлетворяют этим требованиям, которые обладают необходимым уровнем, навыками и возможностями. И вот благодаря этому можно тогда уже говорить, что существует Национальный регистр практикующих психологов, который является частью Европейского регистра. И в этом смысле мы станем чуть-чуть более понятны, открыты. И, самое главное, вот те, которые не такие, пожалуйста, они существуют, но это уже ваше право выбрать — либо этих, либо более гарантированных.

О регистре психологов в интернете.

- Регистр будет общедоступен. Он будет в открытой форме — это фамилия, имя, отчество или город, в котором человек практикует, без адреса, чтобы там всякие сохранения тайны соблюсти и так далее. Наш Национальный регистр будет частью Европейского. Поэтому существует специальная система защиты. Когда мы говорили, вот давайте Российское психологическое общество создаст свой Регистр, мы хотели создавать еще некую такую конструкцию, которая вот сядет у «краника», и будет деньги собирать и какой-то Сертификат выдавать.

Мы здесь очень успешно вписались вот в этот Европейский контекст создания этого регистра. И, собственно, уровень требований он создается не нами, а адаптируется европейский к нашим условиям, то есть так получалось, что собрались психологи московские, петербуржские, из Сибири и давай — «этому дала, этому не дала». А вот чтобы этого избежать, мы максимально быстрым образом вступили в Европейские интеграционные процессы, чтобы здесь это не было какой-то отсебятиной и своим собственным стандартом, своим собственным взглядом.

Хотя, конечно, какие-то национальные особенности у нас тоже есть, и в этом смысле говорить, что мы полностью, абсолютно европейские тоже нельзя. Потому что сам Стандарт позволяет иметь какие-то национальные особенности, но они не должны выходить за те главные коридорные рамки, которые позволяют клиенту уйти с возможностью продолжить свою жизнь, не ухудшить качество своей жизни.

Ну и самое главное, чтобы уберечь часть наших клиентов от той возможности, которую другие получают, когда они приходят от того, кто называется психологом, открывают окошко и оказываются потом уже… совсем. Вот этот момент он должен быть. Речь идет, в первую очередь, о том, чтобы как-то упорядочить эту ситуацию.

О рейтинге психфаков в России.

— Рейтинг психфаков… После ЕГЭ, действительно, такой вопрос встал. И в рамках учебно-методического объединения на совет всех деканов факультетов (у нас 350 факультетов психологии в стране), конечно, вопрос о рейтинге стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий