вторник, 15 октября 2024 г.

Может ли психолог заплакать? Профессиональный пост-размышление для психологов.


Может ли психолог заплакать? Профессиональный пост-размышление для психологов. 

Оксана Пикулёва-Харгел - доктор психологических наук, профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ. 

... И вот ещё вопрос под занавес: а может ли психолог сам заплакать на такой вот не самой лёгкой психологической терапии? 

Когда-то давно мне казалось, что я должна быть особенно крепкой. 

Чтобы не казаться слабой в моменте. 

А теперь я отчетливо понимаю, если хочется плакать с клиентом — плачь, это нормальная реакция для той ненормальной ситуации, которую они описывают. 

И твои сопереживающие слезы могут помочь им намного больше, чем все профессиональные знания, вместе взятые. 

К примеру, знаю случай, когда к мужчине, потерявшему в автокатастрофе всю семью (жену и 2 детей), пригласили терапевта. 

Мужчина ни с кем не общался, был в тяжёлом состоянии. 

Контакт у них состоялся после того, как терапевт сам начал плакать. 

Ему единственному удалось начать работать с этим мужчиной.

Комментарии на пост Оксаны Анатольевны ВКонтакте. 

Вероника К. Я сама зачастую плачу как терапевт, когда работаю с темой утраты. При этом я стою крепко и контролирую ситуацию, но слезы могут выступить. 

Автор. Вероника, благодарю Вас за отклик и за то, что Вы показыванте пример клиенту, как можно. В отношении слез терапевта есть , оказывается, даже такой специальный приём "легитимизация слабости" ( цель - чтобы пациент разрешил себе/дал возможность "быть слабым" в моменте по принципу - ну если профессионал плачет, значит и мне можно). 

Вероника К. ответила Оксане. Мне кажется, там не только легитимизация слабости, но и чувств вообще. 

Татьяна С. Если ты по-настоящему сопереживаешь, твоё эмоциональное состояние перекликается с эм. состоянием сидящего напротив человека, реакция искренняя всегда найдет отклик у него. 

Человек, нуждающийся в помощи, поймет, что можно довериться и открыться. Как всё сложно... И всё же, если можешь, помогай... 

Юлия У. Слëзы психолога могут дать клиенту разрешение выпустить свои слëзы. Спасибо за пост, очень цепляет эмоционально. 

Екатерина З. Раньше ведь воспитывали, что плакать - это стыдно. И возникало чувство вины за слезы. Но потом в институте одна из преподавателей изменила картину мира. Оказывается, плакать можно, иногда даже нужно. И есть методики выведения на плач. Мир перевернулся, жить стало проще и легче. 

Автор. Екатерина, да, это так. Я помню, мне еще юной один профессор сказал, что каждый человек носит внутри себя ведро непролитых слез. 

И периодически это ведро переполняется и его обязательно надо наклонять и опустошать. Проливать свои слезы. 

Я запомнила эти его слова на всю жизнь.

1 комментарий:

  1. Наконец прочитала , что плакать при клиенте это не «грешный грех недоспециалиста»

    ОтветитьУдалить