Страницы

пятница, 30 апреля 2021 г.

Черноморский флот. Военная психология: специфика и приёмы.


ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Специфика и приёмы. На Черноморском флоте прошло специальное учение с привлечением военных психологов.

Действия развернулись на лесной дороге. Тишину предгорного леса, запорошенного неожиданным апрельским снегом, раскроили выстрелы, взрывы. Все мгновенно заволокло густым дымом. 

Со всех сторон слышатся крики и стоны раненых. Колонна военнослужащих, следующих к месту постоянной дислокации, подверглась внезапной атаке… 

Это эпизод учения. В условиях, максимально приближенных к боевым, свои профессиональные навыки демонстрировали флотские психологи. 

«Военный психолог должен уметь выявить острую стрессовую реакцию у военнослужащих и оказать необходимую помощь, – рассказывает начальник территориального центра психологической работы (Черноморского флота) капитан 2 ранга Светлана Харитонова. 

– Психолог должен суметь «переключить» человека из стрессового состояния»

…На дороге у КПП – «подбитый» БТР, на обочинах – «погибшие» бойцы. Возле боевой машины – военнослужащий. Он явно дезориентирован всем происходящим и обстановкой: громко кричит и закрывает голову руками. 

Из панического состояния самостоятельно ему не выйти. На помощь приходит психолог. Задача – успокоить паникующего. Специалист применяет тактильный прием – хватает военнослужащего за плечо и сильно сдавливает его. 

«Этот прием способствует тому, что у паникующего меняется реакция и его поведение становится более адекватным, истерика проходит, – комментирует Светлана Харитонова. 

Задача психологов – просвещать личный состав, младших командиров, чтобы они знали, как реагировать и вести себя, если вдруг кто-то из сослуживцев ведет себя не так как обычно. 

Занятия и учения дают возможность военнослужащим изучить теорию и практику оказания психологической помощи. 

Специалисты психологической работы принимают участие во всех учениях, которые проходят на Черноморском флоте». 

…Психолог постоянно держит паникующего за руку, разговаривает с ним. 

Специалист оценивает его состояние – может ли военнослужащий продолжить выполнять задачи по предназначению или ему требуется срочная эвакуация… 

«Обычно эпизоды учений мы отрабатываем с личным составом на полосе препятствий, – говорит начальник группы психологической работы отдельной бригады береговой обороны лейтенант Виктория Яни. 

– В этот раз решили разнообразить ход учений: внесли элемент внезапности. 

По этому сценарию на колонну военнослужащих, следующих в постоянное место дислокации, совершено вооруженное нападение, завязался бой. 

Такого поворота событий они не ожидали. 

Личный состав на себе испытал новые ощущения, военнослужащие оценили, как организм реагирует на стресс. 

Также они запомнили, что человека, который впал в состояние острого стресса, надо увести в сторону, чтобы остальные не «заражались» от него этим состоянием. 

На занятиях и в ходе учений мы рассказываем военнослужащим об острых стрессовых реакциях, отрабатываем с ними на практике поведение и алгоритмы дальнейших действий. 

Например, тактильные действия необходимы для того, чтобы внимание человека, переживающего острую стрессовую реакцию, переключить на того, кто готов и может помочь». 

Оценив состояние военнослужащего, психолог делает вывод, что он нуждается в немедленной эвакуации и оказании дальнейшей помощи. 

Командир подразделения отдает соответствующий приказ, психолог сопровождает своего пациента: помогает ему погрузиться в БТР и вместе с ним убывает с «поля боя». 

Военные психологи помогают справиться со стрессом не только добрым словом. 

Для работы в полевых условиях у специалистов имеется «Аптечка психолога». 

Ее содержимое отличается от аптечки медицинской. 

В небольшой сумке найдется все, что может помочь вывести человека из острого стресса – от ручного эспандера до четок. 

Вот в этот раз, например, справиться с острым приступом паники помог незамедлительно поданный стакан воды. 

«В «Аптечке психолога» нет медицинских препаратов, – рассказывает Виктория Яни. 

– В ней есть успокоительные фиточаи, вода, карандаши, ручки, бумага, четки. 

Это все – так называемый стимульный материал, необходимый психологу для индивидуальной и групповой работы. 

Все это необходимо для того, чтобы помочь переключить внимание тем, кто находится в острой стрессовой ситуации». 

Психолог – специалист, который готов прийти на помощь практически в любой ситуации.

В эту профессию идут только те, кто чувствует в себе силы для такой работы. 

«Психолог – это тот человек, который хочет помогать людям, которому интересно изучать те или иные реакции человеческой психики, интересно изучать характеры людей, – рассказывает о профессии капитан 2 ранга Светлана Харитонова.

– Также в числе профессиональных качеств психолога – стрессоустойчивость и толерантность». 

Отработка этого эпизода завершила специальные учения специалистов психологической работы Черноморского флота. 

Комплекс мероприятий выполнен, цель учений достигнута. 

Жанна БОДАШКО

"Флаг Родины", 23 апреля 2021 года, №15 (27518)

Замминистра обороны Андрей Картаполов собрался в Госдуму. Надо поддержать.


Замминистра обороны, начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ, генерал-полковник Андрей Картаполов подал документы для участия в предварительном голосовании «Единой России». 

Об этом сообщается в группе партии в «ВКонтакте». 

Важно, чтобы к партии «Единая Россия» в нашей стране относились так же, как к Вооруженным силам. А Вооруженным силам доверяют 90% граждан нашей Родины. И главное, чтобы все граждане любили нашу страну так, как это делаем мы, военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации, — сказал А.Картаполов. 

Если Картаполов будет избран в Госдуму, он займет должность главы комитета по обороне, которым в настоящее время руководит экс-главком ВДВ Владимир Шаманов, сообщает РБК со ссылкой на свой источник, близкий к Картаполову. 

Также издание пишет, что Картаполов представлен к присвоению звания генерала армии, однако соответствующий указ еще не подписан президентом страны. 

Картаполов родился в ГДР. 

Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. Фрунзе, а также Военную академию Генерального штаба, указано на сайте Минобороны. 

Проходил службу в Группе советских войск в Германии, Западной группе войск и Дальневосточном военном округе на должностях от командира взвода до командира дивизии. 

В 2007–2008 годах Картаполов был заместителем командующего армией в Сибирском военном округе. 

С 2008 по 2009 год — начальник штаба — первый заместитель командующего армией в Московском военном округе. 

Затем занимал должность начальника управления Главного оперативного управления Генштаба (2009–2010 годы).

С мая 2010 по январь 2012 года Картаполов командовал 58-й армией Северо-Кавказского, затем Южного военного округов. 

В 2012–2013 годах — заместитель командующего войсками Южного военного округа. 

С февраля 2013 года по июнь 2014-го — начальник штаба Западного военного округа (ЗВО). 

С ноября 2015 года по июль 2018-го — командующий войсками ЗВО. 

В период с декабря по март 2017 года возглавлял российскую группировку войск в Сирии. 

2 марта 2017 года под его командованием группировка с участием российской авиации во второй раз освободила Пальмиру и возвратила город под контроль сирийского правительства. 

Выдвижение кандидатов на предварительное голосование «Единой России» началось 15 марта, процедура продлится до 29 апреля. 

Праймериз пройдут по всей стране с 24 по 30 мая. 

Ожидается, что основным станет именно онлайн-формат голосования. 

Итоги будут подведены 1 июня. 

После этого списки кандидатов должен будет утвердить съезд партии.

четверг, 29 апреля 2021 г.

Анна Шафран награждена медалью Минобороны России " За достижения в военно-политической работе".


Приказом заместителя Министра обороны РФ - начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковника А.Картаполова от 27 апреля 2021 года №50 медалью Министерства обороны Российской Федерации " За достижения в военно-политической работе" награждена Анна ШАФРАН. 

Награду Анне Борисовне вручил лично заместитель Министра обороны РФ после того, как прочитал финальную лекцию курса «Психологическая оборона» в стенах Военного университета МО РФ.


Телеграмм канал ШАФРАН пишет: 

Наградили. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За достижения в военно-политической работе». Награждал замминистра обороны Андрей Валериевич Картаполов в зале Воинской славы Военного Университета. 

Очень неожиданно и очень приятно. 
Благодарю за оказанную честь. 
Служу Отечеству! 
Тружусь во славу Божью.

Замминистра обороны РФ Андрей Картаполов прочитал финальную лекцию курса «Психологическая оборона» и вручил награды.


Приказом заместителя Министра обороны РФ - начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковника А.Картаполова от 27 апреля 2021 года №50 награждена медалью Министерства обороны Российской Федерации " За достижения в военно-политической работе" Валентина БАРАБАНЩИКОВА - начальник Департамента психологической работы Минобороны России. 

Защита от манипуляций: замминистра обороны Андрей Картаполов прочитал финальную лекцию курса «Психологическая оборона» в стенах Военного университета. 

Он сделал это в рамках образовательного проекта Минобороны РФ «Армия и общество», сообщает ТВ "Звезда". 


«Я убежден, что выпускники этого года, этого курса пополнят отряд профессионалов нового формата, которые готовы отстаивать интересы нашей Родины в новом цифровом измерении», - подчеркнул Картаполов. 

Лекция Картаполова была посвящена методам защиты массового сознания от манипуляций извне. 

В этом образовательном проекте принимал участие самый широкий круг экспертов - журналисты, телеведущие, политики, экономисты и деятели искусства. 

Они поделились знаниями на встречах с преподавателями, курсантами и слушателями военных учебных заведений. 


В конце встречи Картаполов вручил экспертам курса ведомственные награды. 

Среди награждённых эксперт по информационному противоборству, советник Министра обороны Российской Федерации действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса ИЛЬНИЦКИЙ Андрей Михайлович. 

Андрей ШКОЛЬНИКОВ - российский аналитик, политолог, стратег, блоггер. 

Андрей Юрьевич в 2010 году окончил кафедру Социальной психологии института психологии им. Выготского РГГУ. 

В 2012-2017 гг. работал инвестиционным аналитиком в компании ООО «Стройгазмонтаж».

Проекты Крымский мост, МГ «Сила Сибири», МГ «Южный коридор», реконструкция МДЦ «Артек» и др. 

Справочно: Впервые методы защиты массового сознания от манипуляций извне обобщили на круглом столе, который прошел на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018». 

Представители армии, психологи, юристы, журналисты, ученые, депутаты Государственной Думы РФ рассмотрели накопленный мировой опыт психологической обороны с разных точек зрения и предложили подходы, которые помогут противостоять вызовам в этой области. 

После этого в Военном университете Минобороны России был создан специальный курс для военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств.

Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу.


Приложение №2  к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации” (выписка).

I. Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций 

1. Руководителям воинских частей и организаций размеры стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. 

2) выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим приложением; 

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. 

Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты;

премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; 

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим приложением. 

Размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя. 

III. Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу. 

21. ... Гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); 

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); 

премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения). 

22. Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. 

23. Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. 

Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. 

24. Гражданскому персоналу (за исключением руководителей воинских частей и организаций) воинских частей и организаций устанавливается ежемесячная стимулирующая выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100 процентов должностного оклада: 

... начальникам отделений (по работе с верующими военнослужащими) и их помощникам, помощникам командующих флотами (по работе с верующими военнослужащими), помощникам командиров (начальников) (по работе с верующими военнослужащими); 

25. Гражданскому персоналу, не указанному в пункте 24 настоящего приложения, ежемесячная выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты. 

26. Гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года - 5 процентов; свыше 2 лет - 10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов; свыше 5 лет - 20 процентов; свыше 10 лет - 30 процентов; свыше 15 лет - 40 процентов. 

27. В выслугу лет, за которую выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в воинских частях, организациях и федеральных государственных унитарных предприятиях Министерства обороны независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, за исключением случаев, указанных в пункте 33 настоящего приложения. 

38. Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). 

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. 

Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами). 

39. Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего приложения. 

40. Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. 

Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников. 

41. Гражданскому персоналу воинских частей и организаций выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (далее - вознаграждение). 

42. Выплата вознаграждения осуществляется также гражданскому персоналу воинских частей и организаций, принятому на работу на условиях совместительства. 

43. Размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года, - на день увольнения. 

52. Основанием для выплаты вознаграждения являются приказы руководителей воинских частей и организаций с указанием конкретного размера вознаграждения (в рублях) каждому работнику. 

53. Руководители воинских частей и организаций имеют право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами). 

Снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами руководителей воинских частей и организаций с обязательным указанием причины.

На фото психолог 4А ВВС и ПВО Людмила Петко.

вторник, 27 апреля 2021 г.

Психологи территориального центра психологической работы (Балтийского флота) посетили выставку «Золотой фонд Русского географического общества».


Психологи территориального центра психологической работы (Балтийского флота) побывали на выставке «Золотой фонд Русского географического общества», сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России. 

Специалисты психологической службы ТЦПР (БФ) посетили передвижную выставочную экспозицию «Золотой фонд Русского географического общества» в Доме офицеров Балтийского флота. 

Экспозиция была доставлена из Санкт-Петербурга транспортной авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации. 

На выставке представлены несколько тематических направлений: картинная галерея, плакаты, копии дневников, карандашные наброски, артефакты и материалы экспедиций великих русских путешественников Григорьева А.В., Козлова П.К. и Громбчевского Б.Л.

Главное место экспозиции занимают выставочные стенды, рассказывающие об истории гибели бронекатера БК-31 в 1942 году под Сталинградом. 

В 2017 году специалистам Центра подводных исследований удалось поднять корпус БК-31.

На его борту сохранились личные вещи и документы военных моряков. 

На фотовыставке «Маяки Балтики» представлены фотографии маяков Балтийского моря.

В их числе старейший российский маяк «Толбухин» г. Кронштат, построенный по указу Петра I на искусственном острове в 1719 году, и фотография старейшего маячника Балтики Макаренко Николая Тихоновича, который несет свою вахту на Гогландском маяке с 1967 года. 

Психологи территориального центра приняли участие во Всероссийском фотоконкурсе «Маяки России - 2021», проводимого Русским географическим обществом (РГО) совместно с Минобороны России. 

В 2021 году специалисты психологической службы принимали активное участие в психологическом сопровождении личного состава, задействованного в экспедиционной деятельности Русского географического общества. 

Особое внимание уделялось психологическим обследованиям военнослужащих и оценке влияния стрессовых факторов (природно-климатических, экстремальных условий) на психоэмоциональное состояние участников экспедиций.

Фото Минобороны РФ.

p.s. А Вы приняли участие во Всероссийском фотоконкурсе «Маяки России - 2021»? Нет?!! Если в Балтийске только один маяк, то во Владивостоке их целых три - Токаревский, Басаргина и Скрыплёва.

Психологи Балтийского флота готовят военнослужащих к участию в Параде Победы в Великой Отечественной войне.


Психологи Балтийского флота готовят военнослужащих к участию в Параде в честь 76-летия Победы в Великой Отечественной войне, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России. 

В городах Калининградской области в честь 76-летия Победы в Великой Отечественной войне проходят тренировки парадных расчетов. 

Всего в параде планируют участие более 1300 военнослужащих, 92 единицы наземной техники и 20 воздушных судов. 

Большую работу в ходе подготовки личного состава к участию в параде провели специалисты психологической службы Балтийского флота. 

Психологическое обследование военнослужащих позволило провести отбор наиболее профессионально надежных, обладающих высоким уровнем устойчивости к стрессовым факторам, сформированными морально-психологическими качествами. 

Участие в параде – большая ответственность для военнослужащего, связанная с длительным периодом подготовки и ее интенсивностью. 

С личным составом, задействованным в парадных тренировках, психологи проводят мероприятия по формированию психологической готовности, развитию навыков регуляции эмоциональным и функциональным состоянием, повышению стрессоустойчивости. 

Проводится социологический и психологический мониторинг среди военнослужащих с целью изучения актуальных настроений и мотивации участников парада. 

Это позволяет своевременно совместно с командирами разрабатывать меры по предупреждению негативных явлений в парадных расчётах, направления психологического сопровождения военнослужащих, корректировать работу с личным составом.

Фото Минобороны РФ

Состоялась аттестация гражданских психологов Северного флота.


Гражданские психологи Северного флота прошли ежегодную профессиональную аттестацию, сообщает 
Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России

В Североморском Доме офицеров прошла аттестация гражданских специалистов психологической службы Северного флота. 

Экзамен на профессиональную компетентность психологов принимала комиссия Минобороны России, в состав которой вошли представители Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, военные и гражданские специалисты-психологи и представители профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил. 

В ходе аттестации участникам было предложено выполнить письменное задание и пройти собеседование.

Проверке подвергались как знания новых руководящих документов, регламентирующих деятельность психологической службы, так и владение практическими навыками организации и проведения мероприятий психологической работы, обоснованность и эффективность применения тех или иных психологических методов в работе с личным составом. 

На Северном флоте аттестационные мероприятия прошли уже в шестой раз.

И каждый раз они очень мотивируют специалистов психологической службы на саморазвитие, утверждает сайт Минобороны РФ. 

Аттестация – важный этап в работе каждого гражданского психолога Минобороны, который выводит его на новый профессиональный уровень, стимулирует и помогает качественно реализовывать свои знания и навыки. 

О результатах аттестации не сообщается.

Фото Минобороны России.

понедельник, 26 апреля 2021 г.

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 4. Вызовы времени.


Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. 

Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство". 

Часть 4. Вызовы времени. 

Современные наука и практика во многих областях психологии еще только очерчивают проблемные участки для их дальнейшей разработки. 

Например, одним из вопросов, которому пока уделяется недостаточно внимания, является эргономическая оценка пригодности для использования человеком программно-аппаратных средств [21]. 

Раньше данное направление затрагивало в основном стороны, связанные с человекоориентированным проектированием, но сейчас большой интерес представляет когнитивная эргономика. 

Она исследует познавательные процессы человека, включенного в работу технической системы. 

Спектр тем, изучаемых в рамках когнитивной эргономики, охватывает, например, особенности «умственной нагрузки, принятия решений, автоматизации навыков, проектирования компьютерных и человеко-машинных интерфейсов» [22, c. 102].

Исследования такого рода только набирают актуальность в связи с увеличением количества автоматизированных интеллектуальных систем, предъявляющих высокие требования к познавательным возможностям человека [там же, c. 112]. 

Пример отрасли, для которой важны подобные разработки — авиационная психология.

Пятое поколение боевых пилотируемых летательных аппаратов предъявляет крайне высокие запросы к летчикам: к скорости их восприятия и переработки информации, а также к другим психическим процессам (памяти, вниманию, мышлению). 

Научить летчиков справляться с новыми требованиями — это задача в том числе психолога. 

А научить психолога тому, как это сделать, в свою очередь, задача методического характера. 

Успех ее решения кроется в организации обучения психологов и профессорско-преподавательского состава военных вузов с учетом видо-родовой специфики войск. 

Шаги в данном направлении уже предпринимаются [23], а совершенствование системы дополнительного обучения психологов Вооруженных Сил с учетом видо-родовой специфики, уровня развития общества и технологий видится крайне перспективным.

Познание всех этих неизведанных областей психологии, безусловно, возможно только при опоре на прочные научно-методические столпы. 

Методология помогает практикам, предлагая им готовые способы поиска и анализа информации, устанавливая требования к ее сбору и обработке. 

Философ и методолог науки Т. Кун отмечал, что на протяжении многих лет всегда появлялись ученые, которые «завоевывали себе репутацию великих не за новизну своих открытий, а за точность, надежность и широту методов, разработанных ими» [24, c. 47-48].

Проблема метода исследования, отношения к нему занимает особое место и в психологии [6]. 

Метод как конкретный инструмент, которым оперирует психолог, далеко не всегда понимается как непосредственное продолжение теории, на которой он основан. 

Так, например, существует достаточно много методик для оценки склонности к рисковому поведению, и может показаться, что они призваны измерять один и тот же психологический феномен. 

Однако между ними имеется существенная разница, которую можно почувствовать, только зная, на каких теоретических предпосылках строятся данные методики: изучают ли они склонность к финансовому риску, склонность к риску как к экстремальному, небезопасному поведению или готовность «рискнуть», принять решение в ситуации неопределенности. 

Психолог, знающий такие нюансы, может с уверенностью применять и комбинировать различные исследовательские подходы. 

Современная наука склонна рассматривать мир как все более хаотичный и непредсказуемый, комплексный. 

Он постоянно меняется, факторы, влияющие на те или иные ситуации, то появляются, то исчезают. 

Поэтому проводимые в рамках методического обеспечения мероприятия (разработка методических руководств, учебно-методические сборы, конференции и т. д.) в конечном счете направлены на постоянный мониторинг и прогнозирование тех проблем и сложных ситуаций, которые сопутствуют трудам войсковых психологов. 


К сожалению, сфера методологии не свободна от подводных камней. 

Она напоминает сплав по реке, где мирное и широкое русло таит в себе иллюзию безопасности. 

Подобное заблуждение приводит к потере бдительности и заводит в болото стагнации — невозможности двигаться вперед. 

Развитие же методологии возможно только за счет преодоления препятствий, «порогов реки», которые заставляют принимать быстрые решения в новых условиях. 

Яркий тому пример — неспособность или невозможность решить новые задачи старыми методами [24]. 

Так с развитием компьютерных технологий и сменой поколений появляются новые виды нехимических зависимостей (игровое расстройство [25], зависимость от социальных сетей, гаджет-зависимость, интернет-зависимость). 

Существующие модели оценки зависимого поведения, как правило, направлены на выявление алкогольной и наркотической зависимостей. 

Конечно, этого недостаточно для локализации других видов зависимостей и тем более самой возможности развития аддиктивного (зависимого) поведения. 

Другой «порог», требующий при его прохождении скорейшей реакции от специалистов-психо логов, также обусловлен непрерывным совершенствованием технических средств и изменением характера взаимодействия человека с ними 

(выше уже говорилось о смене поколений авиационной техники и взаимосвязанной с этим необходимости менять и перестраивать формы обучения и подготовки личного состава). 

Так в современной военной науке получил распространение термин «гибридные войны» как описание тенденции к изменению самой структуры войны. 

В вооруженных конфликтах на первый план зачастую выходит «комплексное применение политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу» [26, с. 20]. 

Гибридные войны требуют совершенно особой подготовки их участников, в том числе из-за того, что одним из их аспектов является явное (иногда не совсем) информационное противоборство, в котором выделяется информационно-психологический компонент [27, с. 29]. 

Его действие воплощается в целенаправленном влиянии на сознание как отдельных людей, так и целых групп, которое осуществляется «путем доведения специально подготовленной информации до объектов посредством общей для них коммуникативной среды» [27, с. 29]. 

Глобализация, широкое проникновение в жизнь общества СМИ, доступность интернета делают возможными разнообразные виды манипуляций с информацией в самых разных условиях. 

Влияние на идеологические установки и ценностные ориентации с помощью информационных технологий описывается с использованием ярких фраз: «разрушение, введение в заблуждение, устранение, переубеждение, подрывная деятельность» [28, с. 84].

Эпитеты подобраны неслучайно — информационное оружие направлено на поражение умственных процессов, эмоциональных реакций, убеждений и, как следствие, поведения.

Обеспечение психологической готовности к противостоянию такому информационному давлению — важнейшая задача специалистов-психологов, требующая глубокого понимания возможных сценариев негативного воздействия на личный состав. 

Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем: 

1) деятельность военного психолога состоит из множества разнообразных задач, часть из которых является продуктом (следствием) особенностей современного, постоянно меняющегося мира. 

Поиск новых методов работы, способствующих их решению, может и должен строиться на методическом осмыслении полученного опыта для последующего осознанного применения его на практике; 

2) многогранность психических явлений и многообразие подходов к их познанию порождают сложность и неоднозначность в профессиональной деятельности психолога.

Это, с одной стороны, открывает интересные возможности, с другой — накладывает определенные ограничения на применяемые методы исследований, подчас порождая у неспециалистов парадоксальное представление об областях компетентности психолога; 

3) позиция психолога, четко различающего грань смешения представлений житейской психологии и профессионального знания, должна оставаться связующим звеном между психологической теорией и жизненной реальностью. 

В связи с этим невероятную важность приобретает поиск равновесия между теорией и практикой; 

4) методология психологического знания (как и любого другого) имеет своей целью, с одной стороны, поиск новых знаний, а с другой стороны, аккумуляцию уже имеющегося опыта.

Поэтому организация психологической работы должна быть направлена и на то и на другое. 

Как следствие, это требует от специалиста-психолога навыков анализа, переоценки и интеграции приобретенных «на земле» наработок и одновременное стремление к непрерывному обучению и самообразованию; 

5) сегодня в центре внимания военных психологов находятся следующие аспекты методического характера: 

методические основы психодиагностики военнослужащих; 

девиантное поведение, способы его выявления и профилактики; 

работа с малыми и большими группами; 

эргономическая оценка программно-аппаратных средств; 

учет видо-родовой специфики в подготовке и работе специалистов психологической службы; 

влияние информационно-психологических факторов на личный состав. 

В ситуациях, отличающихся изменчивостью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью условий, для психологов особенно важны выбор качественных исследовательских инструментов и понимание специфики организации своей работы [29].

Вместе с тем непрерывный процесс развития знания рано или поздно начинает требовать от них переосмысления и переоценки устоявшихся способов своей работы. 

В среде, где задачи становятся более комплексными, требующими быстрых и эффективных решений, основной опорой для психолога Вооруженных Сил Российской Федерации был, есть и будет фундамент методологии. 


Литература: 

21. Гусев А.Н. Методические аспекты работы военного психолога: взгляд со стороны академической науки [Текст] В кн.: Сборник материалов, подготовленных на основе докладов круглого стола на тему: «Научно-методические проблемы психологического обеспечения служебной деятельности» КВЦ «Патриот», Кубинка, 26 июня 2019. 

22. Величковский Б.Б. Психологические проблемы когнитивной эргономики // Мир психологии. — 2018. — С. 102. 

23. Кулик Д.Ю. Психологическое обеспечение воинского труда с учетом специфики деятельности видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации (на примере развития военно-авиационной психологии) [Текст] В кн.: тез. докл. науч.-практ. конф. «Психологическая наука и практика в системе военного образования» КВЦ «Патриот», Кубинка, 2020. 

24. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с. 25. World Health Organisation. ICD-11 — Mortality and Morbidity Statistics: 6C51 Gaming disorder. [Электронный ресурс] URL: https://icd.who.int (дата обращения 24.07. 2020). 

26. Герасимов В.В. Организация обороны Российской Федерации в условиях применения противником «традиционных» и «гибридных» методов ведения войны // Вестник академии военных наук. — 2016. — № 2. — С. 19-23. 

27. Шеремет И.А. Противодействие информационным и кибернетическим угрозам // Вестник академии военных наук. — 2016. — № 2. — С. 29–34. 

28. Першин Ю.Ю. «Гибридная война» как интеллектуальная провокация // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. — 2015. — Т. 1, № 1. 

29. Bennett N., Lemoine G.J., What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. — 2014. — T. 57, № 3. — P. 311-317.

***

На фото 1: Психологические мероприятия в ходе предполетного контроля.

На фото 2: Элементы психологической подготовки к выполнению боевых (учебно-боевых) задач.

На фото 3: Психодиагностическое обследование военнослужащего.

***

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 3. Нет предела совершенству.


Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. 

Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство". 

Часть 3. Нет предела совершенству. 

Для непрерывного совершенствования подходов к психологическому изучению человека необходимо постоянно оценивать эффективность тех или иных методов исследований, развивать связи между разными ветвями психологии, отслеживать перспективные научные идеи и многообещающие тенденции [5, c. 96]. 

Сбор, обобщение и анализ разрозненных фрагментов практической деятельности психологов с опорой на фундаментальные труды и являются той отправной точкой, которая позволяет создавать методические решения, соответствующие канонам академической науки и отвечающие каждодневным вызовам практики. 

На разрешение именно этой задачи и нацелено методическое обеспечение психологической работы в войсках. 

Методология при этом выполняет две основных функции: дескриптивную и нормативную.

Первая подразумевает стимуляцию процесса познания, постановку проблем, выявление зон интереса, формирование единой структуры уже существующих знаний и идей. 

Вторая аккумулирует в себе рекомендации и правила осуществления профессиональной деятельности [6, c. 28—29]. 

Действующие руководящие документы определяют следующие направления методической деятельности психологов Вооруженных Сил: 

1) разработка методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов психологической работы в войсках (силах) по вопросам организации психологической подготовки личного состава, профилактике отклоняющегося поведения, вопросам оказания психологической помощи военнослужащим (в т. ч. подвергшимся воздействию психотравмирующих факторов); 

2) участие в методическом обеспечении мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах; 

3) разработка технических заданий на создание и совершенствование технических средств психологической работы и их программного обеспечения с подготовкой методических рекомендаций по их использованию; 

4) разработка и внедрение психолого-педагогических средств, форм и методов обучения военных специалистов; 

5) разработка совместно с заинтересованными органами военного управления и организациями предложений по совершенствованию подготовки специалистов-психологов;

6) взаимодействие с научными и образовательными организациями по вопросам совершенствования психологической работы, обобщения и внедрения передового опыта специалистов-психологов; 

7) разработка квалификационных требований к уровню подготовки специалистов-психологов и последующая организация обучения специалистов-психологов; 

8) проведение мероприятий по аттестации специалистов-психологов; 

9) подготовка методических пособий по вопросам психологической работы [1].

Отходя от официальных формулировок, можно сказать, что методическое обеспечение в Вооруженных Силах нацелено в первую очередь на решение научно-практических проблем военно-профессиональной направленности и может принимать совершенно разные формы.

Оно может предстать, например, в виде разработки и усовершенствования методических приемов и техник, их апробации и внедрения в практику психологической службы ВС РФ;

в виде организации и участия специалистов в учебно-методических сборах, конференциях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях, выступающих в качестве междисциплинарных и межведомственных площадок обмена опытом; 

в виде организации различных форм обучения и подготовки не только самих психологов, но и военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала в системе профессионально-должностной подготовки. 

Коснемся некоторых аспектов методического характера в отечественной военной психологии, имеющих прикладную значимость, а также перспективные направления развития. 

Не секрет, что с точки зрения трудо- и времязатрат значительная часть служебной занятости психолога силовых структур связана с деятельностью по диагностике личного состава [5, c. 98]. 

Это по-своему закономерно, ведь именно на основе оценки личностных качеств специалист-психолог выстраивает всю последующую работу с военнослужащими.

Методическое обеспечение в этом разрезе, с одной стороны, приобретает более формализованный вид, т. к. существуют принятые психодиагностические стандарты; с другой — предъявляет особенно высокие требования к качеству оценочного инструментария [7]. 

Наличие в распоряжении армейских психологов научно обоснованного, структурированного и, самое главное, надежного методического арсенала — один из залогов эффективной работы. 

Создание, подбор и адаптация психологических методик для их применения в Вооруженных Силах Российской Федерации — это важная и не теряющая актуальности тема. 

Ведь тесты и другие диагностические процедуры позволяют с определенной долей погрешности оценивать и допускать к работе, связанной с риском для жизни и здоровья, только подготовленных исполнителей, принимать более эффективные кадровые решения, выявлять негативные состояния у военнослужащих и своевременно оказывать им помощь.

Гарантией надежности психодиагностических методик являются качество и профессионализм при их разработке; применение их адекватно конкретной ситуациивозможность создать такие условия при проведении диагностики, которые бы не позволили «обмануть тест» или лишили испытуемого самого желания пойти на обман.

Другими важными аспектами являются применимость теста к определенной целевой аудитории и понятность его результатов как самим респондентам, так и их руководителям [8]. 

Подобно тому, как хороший костюм подгоняют под фигуру будущего владельца, психологические методики нуждаются в «отладке» для тех, кто будет их проходить.

Представим простую ситуацию: некая методика создана для применения в широких кругах, для «гражданской выборки». 

Можно ли ее задействовать в армейской среде, обладающей своей спецификой? 

Да, это допустимо, но прежде она должна быть специальным образом адаптирована, подогнана. 

Начиная с банального уточнения формулировок вопросов с учетом особенностей уклада жизни военнослужащих, заканчивая установлением норм, соответствующих этой выборке.

Создание и подбор психологических методик для использования в Вооруженных Силах осложняется многообразием видов (родов войск) и многообразием сфер применения психологического знания. 

Особо стоит выделить боевые действия, условия которых сложно поддаются моделированию. 

С высокой степенью достоверности воспроизвести эпизоды реального боя в мирных условиях чрезвычайно сложно, поэтому организация обучения военнослужащих и их подготовка к действиям в самых разных условиях, в том числе боевых, особенно актуальна. 

В последнее время значимой для войсковых психологов стала проблематика, связанная с изучением девиантного (отклоняющегося) поведения как дезадаптивного, ненормативного поведения. 

Оно особенно опасно, когда речь идет о людях, допущенных к обращению с оружием, боевой техникой, оборудованием, веществами и материалами, несущими угрозу для окружающих. 

Выявление личностных качеств, которые могут помочь предсказать появление возможных проблем в этом плане и скорректировать поведение военнослужащего, стало одной из главных задач методистов и исследователей. 

С этой целью, например, в 2019 году по инициативе психологической службы Вооруженных Сил была проведена научно-практическая конференция «Научно-методические проблемы девиантного поведения военнослужащих: диагностика, коррекция, профилактика». 

Она сосредоточилась на поисках путей совершенствования диагностики отклоняющегося поведения военнослужащих и повышения качества его профилактики. 

В зарубежной и отечественной науке существует множество исследований, фокусирующихся на влиянии «негативных» личностных качеств военнослужащих на их этические установки и поведение, например, выражающееся в совершении военных преступлений [9, 10, 11]. 

В современной психологии в последние годы в этой связи усилился интерес к так называемой темной триаде (это группа, включающая в себя такие личностные черты, как макиавеллизм, нарциссизм и психопатия) [12]. 

Особенностью данного подхода является переоценка и признание некоторых личностных черт, которые хоть и могут считаться «плохими», тем не менее присущи многим из нас.

Изучение связи «темной триады» с другими качествами личности направлено на прогнозирование особенностей поведения, в том числе девиантного. 

Развивая тему перспективных направлений психологической работы в войсках, нельзя не затронуть такой ее аспект, как обеспечение эффективного функционирования групп. 

Ведь психология в Вооруженных Силах, в отличие от других силовых ведомств, это, прежде всего, психология воинского коллектива. 

Здесь первоочередной акцент делается на поддержании психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению. Соответственно, для военного психолога принципиально важно учитывать специфику организации работы с группой. 

Отечественная военная психологическая школа отдает тут приоритет вопросам групповой мотивации и структуры внутригрупповых взаимоотношений, социально-психологическому климату, специфике неуставных отношений. 

В зарубежных исследованиях рассматриваются иные грани работы с группой, значимые в контексте армии [13]: эффективность групп, групповые процессы, лидерство и управление группами, образование, обучение и подготовка команд. 

Кроме того, в числе тем психологических исследований, широко ведущихся за рубежом, можно выделить следующие: 

посттравматическое стрессовое расстройство; 

сексуальные девиации среди военнослужащих и их последствия; 

особенности принятия решений в условиях боевых действий; 

этика поведения военнослужащих по отношению к мирным гражданам в зонах военных действий; 

социально-психологическая реабилитация участников военных действий и др. [14, 15, 16, 17]. 

Отчасти интерес к данным темам обусловлен культурными и историческими особенностями стран, в которых проводятся исследования. 

Однако некоторые из перечисленных тем являются одинаково актуальными для профессиональных сообществ в разных уголках земного шара. 

Например, проблематика посттравматического стрессового расстройства широко представлена и в отечественной, и в зарубежной научной литературе [18, 19].

Психологические явления, стоящие за ними, имеют схожие закономерности возникновения, развития, а также последствия негативного влияния на эффективность служебной деятельности военнослужащих [20]. 

Опыт, наработанный при исследовании этих явлений, может служить хорошим фундаментом для совершенствования методов их изучения и практики применения. 

Литература: 

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 576 «Об утверждении Положения о психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации». (прим. - приказ отменён).

5. Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // NationalPsychologicalJournal. — 2017. — № 4. 

6. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник для академического бакалавриата / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 490 с. 

7. Батурин Н.А.. Методы контроля за качеством психодиагностических методик на основе стандарта требований к психодиагностическим методикам / Н.А. Батурин, А.Ю. Попов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2010. — № 27 (203). 

8. Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом // М.: Маска. — 2013. 

9. Adorno T.W. et al. The authoritarian personality // New York. — 1950. — С. 633. 

10. Mann D.K. The 1972 Invasion of Military Region I: Fall of Quang Tri and Defense of Hue. — HQ PACAF, Directorate of Operations Analysis, CHECO / Corona Harvest Division, 1973. 

11. Greiner N., Nunno V.J. Psychopaths at Nuremberg? A Rorschach analysis of the records of the Nazi war criminals // Journal of clinical psychology. – 1994. — Т. 50, № 3. — С. 415–429. 

12. Paulhus D.L., Williams K.M. The dark triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of research in personality. – 2002. — Т. 36, № 6. — С. 556–563. 

13. Goodwin G.F., Blacksmith N., Coats M.R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research // American Psychologist. — 2018. — Т. 73, № 4. — С. 322. 

14. Dworkin E.R. et al. Co-Occurring Post-Traumatic Stress Disorder and Alcohol Use Disorder in US Military and Veteran Populations // Alcohol Research: Current Reviews. — 2018. — Т. 39, № 2. — С. 161. 

15. Wilson L.C. The prevalence of military sexual trauma: A meta-analysis //Trauma, Violence, & Abuse. — 2018. — Т. 19, № 5. — С. 584–597. 

16. Lindén M. et al. A latent core of dark traits explains individual differences in peacekeepers’ unethical attitudes and conduct // Military Psychology. — 2019. 

17. Belrose C., Gibert L., Trousselard M. Recovery, Rehabilitation and Positive Psychology for Chronic Post-Traumatic Stress Disorder: Theoretical and Practical Aspects among French Veterans // Psychological Trauma. — IntechOpen, 2019. 

18. Тарабрина Н.В. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М. — 2002

19. Ахмедова Х.Б. Изменения личности при посттравматическом стрессовом расстройстве (по данным обследования мирового населения, пережившего военные действия): дис. — М.: [Моск. НИИ психиатрии МЗ РФ], 2004

20. Silva P.D. Post-traumatic stress disorder: Cross-cultural aspects // International Review of Psychiatry. — 1993. — Т. 5, № 2–3. — С. 217–229.

На фото: Презентация системы дополнительного профессионального образования военных психологов.

(Продолжение следует).

***





воскресенье, 25 апреля 2021 г.

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 2. Допустимая погрешность.


Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство". 

Часть 2. Допустимая погрешность. 

Психологии свойственны широта области знаний, разнообразие подходов к трактовке реальности, противоречивость способов сбора данных и нормативов их трактовки [2].

Подобно тому, как разные науки о человеке фокусируются на разных аспектах его существования, множество школ, течений и специализаций в психологии в совокупности обеспечивают комплексный, вариативный подход к работе с индивидом и социальными группами. 

Так, изучая человека, психофизиолог опирается на показатели частоты и амплитуды волн электрической активности мозга, 

психолог-бихевиорист анализирует набор поведенческих реакций и действий, 

психолог-когнитивист изучает познавательные процессы, 

а специалист по экзистенциальной психологии концентрируется на индивидуальном опыте человека, наполненном уникальными смыслами, и т. д. 

Важно понимать, что каждый из этих научных подходов даст весьма достоверное представление о человеке, но сугубо через призму принятых в нем конкретных исследовательских методов и техник, будь то электроэнцефалограф, психодиагностический тест или беседа. 

Не все из этих методов стандартизированы, не все являются достаточно достоверными, но «психологическое исследование всегда было и остается в известной степени искусством», где методика выступает только инструментом [3, c. 90]. 

Соответственно, один и тот же человек — объект исследования — предстанет перед разными специалистами, компетентными каждый в своей области знаний, с разных сторон. 

Утверждать, что один из подходов в чем-то будет превосходить или уступать другому, здесь не представляется возможным. 

Такое положение дел хорошо иллюстрирует известная восточная притча о том, как однажды ночью в тесном помещении выставили для обозрения слона. 

Любопытные толпами устремились взглянуть на него, но в темноте не смогли ничего увидеть и тогда принялись ощупывать слона, чтобы представить, как он выглядит.

Каждый из посетителей мог ощупать только часть огромного животного и таким образом пытался составить представление о нем. 

Один ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что он похож на огромную колонну. Другой потрогал бивни и сказал, что слон — это острый предмет. 

Третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер и т. д. 

По аналогии с героями этой притчи психолог часто выступает в роли интерпретатора некоего объема информации о человеке. 

При этом он не может однозначно судить, «плох» или «хорош» обследуемый, «годен» он или «не годен» к чему-либо, ведь такого рода оценки тесно связаны с соответствием разных людей разным задачам и ситуациям [3, c. 88].

Как сказал А. Эйнштейн: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». 

И потому надо всегда принимать во внимание то, что точность оценок и прогнозов, даваемых психологом, имеет некоторый предел. 

Она может ограничиваться как набором используемых методов исследований и ситуативными факторами (учесть которые не всегда представляется возможным), так и сложностью изучения феноменологии психического состояния личности (в силу многообразия фактов и явлений, относящихся к этой области и отсутствия строгих критериев их оценки). 

Другой особенностью психологического знания, по природе своей крайне тесно связанного с повседневной жизнью каждого человека, является смешение строгих и устоявшихся научных терминов с бытовым представлением о них. 

Примером этого могут выступить такие понятия, как «депрессия», «психо-соматика», «интроверсия», «психопатия», «созависимость». 

Каждый из этих терминов имеет совершенно определенную, ясную трактовку в психологии и психиатрии, однако, просочившись в обыденную речь, они видоизменились и употребляются уже в искаженном контексте. 

Таким образом, в повседневном общении (в том числе благодаря СМИ и сети Интернет) появились такие слова, как «социопат», «интроверт», «невроз», «психоз», «депрессняк» и т. д. 

Они используются и понимаются людьми без специальной квалификации, соответственно их поверхностным, обрывочным представлениям о науке. 

Именно поэтому в научной психологии сформировалось представление о «житейской» психологии как совокупности тех представлений, которые в обыденной жизни помогают людям понимать друг друга, влиять друг на друга, предсказывать поступки других [4].

Такое житейское знание в той или иной мере формируется в процессе жизни каждого человека, но в отличие от знания научного — систематизированного, проверяемого, тщательно передаваемого от одного носителя к другому — оно подвержено искажениям и субъективизму. 

В результате перед военным психологом возникает еще одна весьма специфическая необходимость: всякий раз при обосновании своей позиции представителям командного звена тщательно подбирать слова, находить дополнительные объяснения, не перегруженные научными выражениями

Выводы, сделанные психологом как специалистом, должны были поняты и приняты командирами подразделений и не восприниматься при этом превратно, в свете стереотипных, «народных» мнений о тех или иных психологических явлениях. 

В связи с этими особенностями в психологии, как и в других отраслях гуманитарных знаний, востребована концепция «взгляда со стороны», которая позволяет отделить научное знание от околонаучных спекуляций, обобщить разнонаправленные представления, существующие в психологии и о психологии, чтобы создать единое суждение о человеке.

Литература: 

2. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27, № 5. — С. 92–100. 

3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. — СПб.: Речь, 2000. — 219 с. 

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

(Продолжение следует)

На фото: Выступление начальника психологической службы Главного военно-политического управления ВС РФ В.Барабанщиковой на научно-практической конференции, посвящённой девиантному поведению, ноябрь 2019 года.

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 1. Нетиповые задачи психологической службы ВС РФ.


Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство".  

Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Часть 1. ПОДДЕРЖКА И ОПОРА (продолжение)

... Помимо перечисленного спектра задач, вполне привычных для профессионалов психологической службы, перед ними периодически ставятся и качественно новые, нетиповые задачи. 

Они возникают, как правило, из нестандартных ситуаций, новых требований времени, а также изменяющихся представлений о роли психолога в силовых структурах и понимания того, в каких еще областях деятельности важно учитывать психологические знания.

Яркими примерами «нерегламентированных» задач являются: 

оказание психологической помощи личному составу и членам семей военнослужащих при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 

сопровождение траурных мероприятий; 

участие в установлении причин чрезвычайных происшествий в войсках; 

оказание экспертно-аналитической помощи при обращениях командиров и т. д. 

Первое массовое привлечение психологов Министерства обороны к действиям в условиях сложной и эмоционально напряженной обстановки произошло в конце 2016 года. 

Тогда совместно со специалистами других ведомств они оказывали психологическую помощь семьям погибших в авиакатастрофе самолета ТУ-154 под г. Сочи, который направлялся на авиабазу Хмеймим (Сирийская Арабская Республика). 

В 2019 году, к сожалению, произошло много событий такого рода. 

Тут можно вспомнить и гибель гидронавтов при аварийной ситуации на борту глубоководного аппарата в Баренцевом море, пожары на складах боеприпасов, авиапроисшествия и др. 

Вместе с тем работа военного психолога не ограничивается разовыми выездами или встречами, а носит пролонгированный характер. 

Тяжелые, подчас трагические эпизоды, омрачившие будни Вооруженные Сил, неизбежно уходят в прошлое, но даже спустя месяцы психологи продолжают сопровождение (в том числе дистанционное) личного состава, принимавшего и продолжающего принимать участие в ликвидациях ЧС, членов семей погибших военнослужащих, воинских коллективов и руководящего состава. 

Вкупе с основными задачами такая миссия требует от психолога высокой квалификации и широкого спектра как универсальных, так и специальных умений. 

Методическое обеспечение при этом становится той надежной основой, на которую может опереться военный психолог вне зависимости от своего профиля и опыта работы.

(Продолжение следует).


***
p.s. Терминология "участие в ликвидации последствий ЧС" режет слух, так как  применяется в другом силовом ведомстве. 

Для Минобороны более характерна терминология "участие в ликвидации последствий происшествий, катастроф".

Крушение в 2016 году ТУ-154 под г.Сочи можно квалифицировать, как авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа).

Первое массовое привлечение психологов Тихоокеанского флота к действиям в условиях сложной и эмоционально напряженной обстановки произошло в ноябре 2008 года. 

Тогда они оказывали психологическую помощь членам семей погибших на атомной подводной лодке К-152 "Нерпа".

К оказанию психологической помощи экипажу К-152 "Нерпа" привлекались флотские психологи к.п.н. Татьяна Николаевна Берг и к.п.н. Руслан Васитович Кадыров.

Теперь насчёт такой задачи, как сопровождение траурных мероприятий. 

Тут бабушка надвое сказала.

Помнится, как-то мне пришлось участвовать в траурных мероприятиях в одной из деревень под Сызранью. Стояла осень, было холодно и лил дождь.

Суровые деревенские трактористы пришли на местное кладбище с топорами.

Кабы чего не вышло, меня с матросами попросили остаться за воротами кладбища, пока мужики под вой матери вскрывали цинковый гроб, как консервную банку.

А потом всей деревней поминали безвременно ушедшего усопшего. Пили гранёными стаканами.

***