Страницы

понедельник, 26 апреля 2021 г.

К.Серганова, О.Корнева. Исследование как искусство. Часть 3. Нет предела совершенству.


Актуальные вопросы методического обеспечения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. 

Журнал Министерства обороны РФ "Армейский сборник" в номере за 16 апреля 2021 года опубликовал статью К.Сергановой и О.Корневой "Исследование как искусство". 

Часть 3. Нет предела совершенству. 

Для непрерывного совершенствования подходов к психологическому изучению человека необходимо постоянно оценивать эффективность тех или иных методов исследований, развивать связи между разными ветвями психологии, отслеживать перспективные научные идеи и многообещающие тенденции [5, c. 96]. 

Сбор, обобщение и анализ разрозненных фрагментов практической деятельности психологов с опорой на фундаментальные труды и являются той отправной точкой, которая позволяет создавать методические решения, соответствующие канонам академической науки и отвечающие каждодневным вызовам практики. 

На разрешение именно этой задачи и нацелено методическое обеспечение психологической работы в войсках. 

Методология при этом выполняет две основных функции: дескриптивную и нормативную.

Первая подразумевает стимуляцию процесса познания, постановку проблем, выявление зон интереса, формирование единой структуры уже существующих знаний и идей. 

Вторая аккумулирует в себе рекомендации и правила осуществления профессиональной деятельности [6, c. 28—29]. 

Действующие руководящие документы определяют следующие направления методической деятельности психологов Вооруженных Сил: 

1) разработка методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов психологической работы в войсках (силах) по вопросам организации психологической подготовки личного состава, профилактике отклоняющегося поведения, вопросам оказания психологической помощи военнослужащим (в т. ч. подвергшимся воздействию психотравмирующих факторов); 

2) участие в методическом обеспечении мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах; 

3) разработка технических заданий на создание и совершенствование технических средств психологической работы и их программного обеспечения с подготовкой методических рекомендаций по их использованию; 

4) разработка и внедрение психолого-педагогических средств, форм и методов обучения военных специалистов; 

5) разработка совместно с заинтересованными органами военного управления и организациями предложений по совершенствованию подготовки специалистов-психологов;

6) взаимодействие с научными и образовательными организациями по вопросам совершенствования психологической работы, обобщения и внедрения передового опыта специалистов-психологов; 

7) разработка квалификационных требований к уровню подготовки специалистов-психологов и последующая организация обучения специалистов-психологов; 

8) проведение мероприятий по аттестации специалистов-психологов; 

9) подготовка методических пособий по вопросам психологической работы [1].

Отходя от официальных формулировок, можно сказать, что методическое обеспечение в Вооруженных Силах нацелено в первую очередь на решение научно-практических проблем военно-профессиональной направленности и может принимать совершенно разные формы.

Оно может предстать, например, в виде разработки и усовершенствования методических приемов и техник, их апробации и внедрения в практику психологической службы ВС РФ;

в виде организации и участия специалистов в учебно-методических сборах, конференциях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях, выступающих в качестве междисциплинарных и межведомственных площадок обмена опытом; 

в виде организации различных форм обучения и подготовки не только самих психологов, но и военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала в системе профессионально-должностной подготовки. 

Коснемся некоторых аспектов методического характера в отечественной военной психологии, имеющих прикладную значимость, а также перспективные направления развития. 

Не секрет, что с точки зрения трудо- и времязатрат значительная часть служебной занятости психолога силовых структур связана с деятельностью по диагностике личного состава [5, c. 98]. 

Это по-своему закономерно, ведь именно на основе оценки личностных качеств специалист-психолог выстраивает всю последующую работу с военнослужащими.

Методическое обеспечение в этом разрезе, с одной стороны, приобретает более формализованный вид, т. к. существуют принятые психодиагностические стандарты; с другой — предъявляет особенно высокие требования к качеству оценочного инструментария [7]. 

Наличие в распоряжении армейских психологов научно обоснованного, структурированного и, самое главное, надежного методического арсенала — один из залогов эффективной работы. 

Создание, подбор и адаптация психологических методик для их применения в Вооруженных Силах Российской Федерации — это важная и не теряющая актуальности тема. 

Ведь тесты и другие диагностические процедуры позволяют с определенной долей погрешности оценивать и допускать к работе, связанной с риском для жизни и здоровья, только подготовленных исполнителей, принимать более эффективные кадровые решения, выявлять негативные состояния у военнослужащих и своевременно оказывать им помощь.

Гарантией надежности психодиагностических методик являются качество и профессионализм при их разработке; применение их адекватно конкретной ситуациивозможность создать такие условия при проведении диагностики, которые бы не позволили «обмануть тест» или лишили испытуемого самого желания пойти на обман.

Другими важными аспектами являются применимость теста к определенной целевой аудитории и понятность его результатов как самим респондентам, так и их руководителям [8]. 

Подобно тому, как хороший костюм подгоняют под фигуру будущего владельца, психологические методики нуждаются в «отладке» для тех, кто будет их проходить.

Представим простую ситуацию: некая методика создана для применения в широких кругах, для «гражданской выборки». 

Можно ли ее задействовать в армейской среде, обладающей своей спецификой? 

Да, это допустимо, но прежде она должна быть специальным образом адаптирована, подогнана. 

Начиная с банального уточнения формулировок вопросов с учетом особенностей уклада жизни военнослужащих, заканчивая установлением норм, соответствующих этой выборке.

Создание и подбор психологических методик для использования в Вооруженных Силах осложняется многообразием видов (родов войск) и многообразием сфер применения психологического знания. 

Особо стоит выделить боевые действия, условия которых сложно поддаются моделированию. 

С высокой степенью достоверности воспроизвести эпизоды реального боя в мирных условиях чрезвычайно сложно, поэтому организация обучения военнослужащих и их подготовка к действиям в самых разных условиях, в том числе боевых, особенно актуальна. 

В последнее время значимой для войсковых психологов стала проблематика, связанная с изучением девиантного (отклоняющегося) поведения как дезадаптивного, ненормативного поведения. 

Оно особенно опасно, когда речь идет о людях, допущенных к обращению с оружием, боевой техникой, оборудованием, веществами и материалами, несущими угрозу для окружающих. 

Выявление личностных качеств, которые могут помочь предсказать появление возможных проблем в этом плане и скорректировать поведение военнослужащего, стало одной из главных задач методистов и исследователей. 

С этой целью, например, в 2019 году по инициативе психологической службы Вооруженных Сил была проведена научно-практическая конференция «Научно-методические проблемы девиантного поведения военнослужащих: диагностика, коррекция, профилактика». 

Она сосредоточилась на поисках путей совершенствования диагностики отклоняющегося поведения военнослужащих и повышения качества его профилактики. 

В зарубежной и отечественной науке существует множество исследований, фокусирующихся на влиянии «негативных» личностных качеств военнослужащих на их этические установки и поведение, например, выражающееся в совершении военных преступлений [9, 10, 11]. 

В современной психологии в последние годы в этой связи усилился интерес к так называемой темной триаде (это группа, включающая в себя такие личностные черты, как макиавеллизм, нарциссизм и психопатия) [12]. 

Особенностью данного подхода является переоценка и признание некоторых личностных черт, которые хоть и могут считаться «плохими», тем не менее присущи многим из нас.

Изучение связи «темной триады» с другими качествами личности направлено на прогнозирование особенностей поведения, в том числе девиантного. 

Развивая тему перспективных направлений психологической работы в войсках, нельзя не затронуть такой ее аспект, как обеспечение эффективного функционирования групп. 

Ведь психология в Вооруженных Силах, в отличие от других силовых ведомств, это, прежде всего, психология воинского коллектива. 

Здесь первоочередной акцент делается на поддержании психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению. Соответственно, для военного психолога принципиально важно учитывать специфику организации работы с группой. 

Отечественная военная психологическая школа отдает тут приоритет вопросам групповой мотивации и структуры внутригрупповых взаимоотношений, социально-психологическому климату, специфике неуставных отношений. 

В зарубежных исследованиях рассматриваются иные грани работы с группой, значимые в контексте армии [13]: эффективность групп, групповые процессы, лидерство и управление группами, образование, обучение и подготовка команд. 

Кроме того, в числе тем психологических исследований, широко ведущихся за рубежом, можно выделить следующие: 

посттравматическое стрессовое расстройство; 

сексуальные девиации среди военнослужащих и их последствия; 

особенности принятия решений в условиях боевых действий; 

этика поведения военнослужащих по отношению к мирным гражданам в зонах военных действий; 

социально-психологическая реабилитация участников военных действий и др. [14, 15, 16, 17]. 

Отчасти интерес к данным темам обусловлен культурными и историческими особенностями стран, в которых проводятся исследования. 

Однако некоторые из перечисленных тем являются одинаково актуальными для профессиональных сообществ в разных уголках земного шара. 

Например, проблематика посттравматического стрессового расстройства широко представлена и в отечественной, и в зарубежной научной литературе [18, 19].

Психологические явления, стоящие за ними, имеют схожие закономерности возникновения, развития, а также последствия негативного влияния на эффективность служебной деятельности военнослужащих [20]. 

Опыт, наработанный при исследовании этих явлений, может служить хорошим фундаментом для совершенствования методов их изучения и практики применения. 

Литература: 

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 576 «Об утверждении Положения о психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации». (прим. - приказ отменён).

5. Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // NationalPsychologicalJournal. — 2017. — № 4. 

6. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник для академического бакалавриата / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 490 с. 

7. Батурин Н.А.. Методы контроля за качеством психодиагностических методик на основе стандарта требований к психодиагностическим методикам / Н.А. Батурин, А.Ю. Попов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2010. — № 27 (203). 

8. Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом // М.: Маска. — 2013. 

9. Adorno T.W. et al. The authoritarian personality // New York. — 1950. — С. 633. 

10. Mann D.K. The 1972 Invasion of Military Region I: Fall of Quang Tri and Defense of Hue. — HQ PACAF, Directorate of Operations Analysis, CHECO / Corona Harvest Division, 1973. 

11. Greiner N., Nunno V.J. Psychopaths at Nuremberg? A Rorschach analysis of the records of the Nazi war criminals // Journal of clinical psychology. – 1994. — Т. 50, № 3. — С. 415–429. 

12. Paulhus D.L., Williams K.M. The dark triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of research in personality. – 2002. — Т. 36, № 6. — С. 556–563. 

13. Goodwin G.F., Blacksmith N., Coats M.R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research // American Psychologist. — 2018. — Т. 73, № 4. — С. 322. 

14. Dworkin E.R. et al. Co-Occurring Post-Traumatic Stress Disorder and Alcohol Use Disorder in US Military and Veteran Populations // Alcohol Research: Current Reviews. — 2018. — Т. 39, № 2. — С. 161. 

15. Wilson L.C. The prevalence of military sexual trauma: A meta-analysis //Trauma, Violence, & Abuse. — 2018. — Т. 19, № 5. — С. 584–597. 

16. Lindén M. et al. A latent core of dark traits explains individual differences in peacekeepers’ unethical attitudes and conduct // Military Psychology. — 2019. 

17. Belrose C., Gibert L., Trousselard M. Recovery, Rehabilitation and Positive Psychology for Chronic Post-Traumatic Stress Disorder: Theoretical and Practical Aspects among French Veterans // Psychological Trauma. — IntechOpen, 2019. 

18. Тарабрина Н.В. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М. — 2002

19. Ахмедова Х.Б. Изменения личности при посттравматическом стрессовом расстройстве (по данным обследования мирового населения, пережившего военные действия): дис. — М.: [Моск. НИИ психиатрии МЗ РФ], 2004

20. Silva P.D. Post-traumatic stress disorder: Cross-cultural aspects // International Review of Psychiatry. — 1993. — Т. 5, № 2–3. — С. 217–229.

На фото: Презентация системы дополнительного профессионального образования военных психологов.

(Продолжение следует).

***





Комментариев нет:

Отправить комментарий