В помощь социальным координаторам.
Пример 1. До вступления в диалог обращает на себя внимание: бедная мимика или скорбное выражение лица, рассеянный взгляд, слезы, замедленные походка и движения.
В диалоге речь тихая, замедленная, ответы на вопросы с промедлением.
Отмечается сложность с формулированием причины обращения, резко сниженный фон настроения.
Пример 2. До вступления в диалог, внешнее проявление – без каких-либо особенностей.
Поведение ровное, на вопросы отвечает ровно и спокойно, четко формулирует причину обращения.
При продолжении диалога индивид быстро истощается, теряет нить диалога, раздражается, проявляет признаки агрессии или срывается на плач.
Возможны проявления вегетативных реакций – испарина на лбу, одышка.
Отмечается периодическое вздрагивание в ответ на какой-либо звук.
Как в первом, так и во втором случае (Пример 1 и Пример 2) у человека отмечаются признаки постстрессовых расстройств, что говорит о необходимости обращения за помощью к специалистам – психологам, врачам-психотерапевтам, врачам-психиатрам.
ВАЖНО! В ситуациях из Примера 1 и Примера 2 допустимо применение тактики из ситуации «Растерянность», однако высока вероятность, что вербальный контакт с указанными индивидами не будет носить продуктивный характер.
На этапе сбора информации у индивида могут отмечаться приступы плача, тревоги и беспокойства, кроме того, у лиц с признаками стрессового расстройства отмечается вторичное снижение мыслительных способностей -
проявляются сложности с концентрацией внимания и запоминанием, замедление мышления – все что значительно затруднит эффективную коммуникацию.
На этапе проявление вышеописанных реакций, попросите разрешения пригласить к диалогу психолога, либо предложите пройти вместе с ним в психотерапевтический кабинет (кабинет эмоциональной разгрузки).
В случае отказа индивида от психологической помощи, не настаивайте, проявляйте эмоциональную поддержу и выражайте готовность ему помочь (см. Ситуация «Растерянность»).
В ходе диалога мягко обращайте внимание индивида на проявления постстрессовых расстройств, сопровождая фразами:
«Вероятно сейчас вы испытываете тревогу – это эмоциональная реакция на ситуацию, в которой Вы находитесь»,
«Наверное Вам сложно сфокусироваться на нашей беседе – возможно это признак эмоционального истощения, ведь вы так долго находитесь в ситуации стресса»,
«Я вижу, что Вам сложно сдержать раздражение, не вините себя, скорее всего это влияние длительного стресса».
На этапе, когда Вы получите неоднократное согласие индивида с наличием у него признаков постстрессовых расстройств, уточните, допускает ли он, что уменьшение тревоги (беспокойства/ раздражительности/плаксивости и пр.) положительно скажется на решении его текущих задач:
«Возможно, если Ваше беспокойство немного снизится, Вы сможете чаще выходить из дома и навещать своих друзей/родственников/детей...»,
«Вы не находите, что хороший сон помог бы лучше восстанавливать силы, которые Вам так нужны для…».
Если ответ положительный, пригласите к диалогу психолога.
В случае отрицательного ответа, проявляйте эмоциональную поддержу и выражайте готовность помочь.
ВАЖНО продолжать мотивирование, к обращению за психологической помощью на всех последующих этапах сопровождения.
ВАЖНО! Для продуктивного взаимодействия с человеком в ситуации «Признаки стрессового расстройства» необходимо иметь базовые знания психиатрии для выявления признаков постстрессовых психических расстройств.
***
Источник: Мотивирование ветеранов боевых действий, принимавших участие в специальной военной операции, и членов семей погибших при выполнении задач в ходе специальной военной операции к обращению за психологической помощью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий