Страницы

суббота, 30 января 2021 г.

Потому, что теперь ты в армии! O-u-o-o. You Are In the Army Now!


Мысли вслух на фоне дискуссии, что должен делать психолог и чего он не должен делать. 

Есть такое понятие, как обеспечивающий специалист. 

Гражданские психологи в известной силовой структуре и есть эти обеспечивающие специалисты. То есть те, кто обеспечивает работу специалистов военного дела. 

Почему? Потому, что теперь ты в армии. 

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

По логике, гражданские психологи должны выполнять тот объем работы, который им предписан в утверждённых командиром (начальником) обязанностях, исходя из требований руководящих документов по психологической работе.

А ещё лучше, если эти обязанности будут прописаны в трудовом договоре (может пригодится в суде при выяснении отношений с работодателем). 

Это де-юре. А де-факто круг обязанностей значительно шире.

Почему? Потому, что теперь ты в армии. 

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

В последнее время много говорилось о том, что обязанности психолога не может исполнять работник, не имеющий высшего психологического образования. 

То есть, дипломированный педагог, социолог, социальный работник и так далее, даже если он прослушал курс психологии в ВУЗе, исполнять обязанности психолога в армии не может.

Кстати, ранее допускался приём на работу на должности психологов специалистов с высшим гуманитарным (не психологическим) образованием при условии их переподготовки на курсах в Военном университете или учёбы с целью получения второго высшего (психологического) образования в любом из гражданских вузов.  

Однако, говорят, сейчас планку требований по качеству образования для гражданских психологов ещё более подняли и диплом о высшем психологическом образовании для аттестационной комиссии (прим. - а судьи кто?) может уже ничего и не значить. 

Не прошёл аттестацию - уволят.

Почему? Потому, что теперь ты в армии. 

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

Но, я сейчас не об этом.

Если в не попавших под реформу психологической службы структурах всё ясно, что делать тем психологам, кто окажется во вновь сформированных психологических центрах.

Кто будет готовить проекты приказов на приём на работу своих коллег и их увольнение, на отпуска и командировки, на выплату компенсационных и стимулирующих надбавок?

Кто будет оформлять оформлять основной и корректирующмй табель на выплату аванса и заработой платы?

Считать выслугу лет, оформлять различные справки, делать записи в трудовые книжки?

Считать экономию фонда заработной платы (если не доверяете подсчётам бухгалтерии)?

Опять же, носить документы в региональное управление финансового обеспечения, письма на почту, а телеграммы на телеграф? 

Вести журналы входящих и исходящих документов?

И список можно продолжить.

Кто это будет делать? Сами психологи!

Почему? Потому, что теперь ты в армии. 

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

Когда же заниматься психологической работой?    

Получается, что дипломированный специалист -психолог должен исполнять обязанности, которые более присущи кадровику, ну в крайнем случае главному (ведущему) документоведу.

Логично психологу задать вопрос работодателю или непосредственному начальнику, почему я должен делать то, чему меня не учили и не записано в моих обязанностях (трудовом договоре)?

Ответ однозначен! 

Потому, что теперь ты в армии. 

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

Возможно, апофеозом может стать штраф командира (начальника) по линии инспекции охраны труда, за допущенные нарушения. 

И тут выходов из ситуации видится несколько. 

А выход есть всегда, даже если это труба крематория.

Либо научить психологов самим оформлять все необходимые документы в перерывах между "психологическими баталиями".

Либо вводить должность ведущего, а лучше главного документоведа, чем освободить психологов от выполнения не свойственных им обязанностей.   

Кстати, я забыл написать про оформление больничных!   

Но, это уже мелочи. Главное, что теперь ты в армии!

O-u-o-o. You Are In the Army Now!

пятница, 29 января 2021 г.

Флотский психолог Ольга Журавлёва. Специалист, с которым можно преодолевать трудности.

Вечером 28 января 2021 года, когда Владивосток заметала пурга, флотский психолог Ольга Журавлёва не сидела дома в тепле, как полагают некоторые. 

В отдалённой воинской части Ольга Борисовна добросовестно выполняла свою работу по психологическому изучению личного состава, который заступал в гарнизонный караул.

А караул, как известно, задача боевая!

И хотя все её коллеги были уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями ещё 31 декабря 2020 года под ёлочку, Ольга Борисовна до сих пор честно выполняет обязанности на сокращённой должности.

Как так, спросите вы. И я вам отвечу.

Так получилось, что ведущего психолога центра официально уведомили о предстоящем сокращении позже, по выходу на работу после выздоравления и предложили отправится на "заслуженный отдых" вместе с остальными её коллегами.   

Но, надо знать Ольгу Борисовну! 

Как человек принципиальный, она решила честно отработать положенные два месяца и 11 января 2021 года вышла на работу. 

Мне вспомнилось 31 декабря 2015 года.

Я тогда "разлагался" в Мариинском театре оперы и балета (Приморская сцена) - смотрел феерический "Щелкунчик", а психолог корабельного соединения на полставки Ольга Журавлёва честно и добросовестно выполняла поставленную командованием задачу - работала с бойцами группы динамического наблюдения.

Подробней по ссылке - Дежурный психолог по Новому 2016 году Ольга Журавлёва.

Но, вернёмся в 28 января 2021 года. Специалист выполнила свой функционал - проверила личный состав караула и дала своё психологическое "добро" на заступление. 

Методику работы с личным составом караула описывать не буду.

Но, на улице уже вовсю валил крупный снег, засыпая Южное Приморье. 

И пришлось Ольге Борисовне уезжать с работы на "КАМАЗе". 

Помнится, Семён Семёныч Горбунков в "Бриллиантовой руке" в булочную на такси ездил, а тут психолог рассекает по сугробам на "КАМАЗе".

Город традиционно встал в пробках. Началась настоящая метель. 

Штормовой ветер обжигал снежной крупой лицо, пытался сбить с ног. 

Но, Ольгу Борисовну не поставишь на колени!

Только в 21 час психолог пешком в пургу и снегопад добралась с работы домой.

К сожалению, переохлаждение организма дало о себе знать.

Пожелаем флотскому психологу Ольге Журавлёвой скорейшего выздоровления, как и её отцу, который восстанавливается после тяжёлой болезни, спровоцированной известным вирусом!  

Я предложил Ольге Борисовне взять больничный, но это значит надо отменить приказ об её увольнении со 2 февраля, переделать табель учёта рабочего времени, бухгалтеру сделать перерасчёт начисленной заработной платы.

Ольга Журавлёва переживает, что это создаст проблемы другим людям, которые всё это вынужденно будут переделывать и вспоминать её не злым, добрым словом. И её понять можно. 

Но, с другой стороны лично мне будет приятно, что психологического центра, который начал свою работу в далёком июле 2013 года уже нет, а специалисты центра есть и продолжают работать не смотря ни на что.

Будут или нет востребованы уволенные по ОШМ гражданские психологи в новой структуре, покажет время.    

В любом случае, хочу пожелать им на новых местах, в новых должностях и всем нам здоровья, счастья и благополучия, чистого неба и спокойного моря, профессионального роста и хороших начальников.

На фото: Ольга Журавлёва выступает на конференции в Военном университете с сообщением: "Особенности психологического сопровождения участников экспедиции Русского географического общества (РГО) на острова Курильской гряды". 

Юрий Зинченко (МГУ): То, что делает психолог, не всегда является психологической помощью.


Юрий Петрович Зинченко (доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, академик РАО, Президент Академии). 

«...Психологи, когда занимались этой работой, основной задачей выделяли решение вопроса, как в нынешних условиях законодательно закрепить качественную профессиональную психологическую помощь. 

С одной стороны, есть понятие психологической культуры, и каждый из нас обладает возможностью оказания психологической поддержки на бытовом уровне: мы можем близким доброе слово сказать и детей по головке погладить, создать приятную, психологически благополучную атмосферу. 

А с другой стороны, когда мы переходим к ситуации, когда не хватает просто психологической поддержки, а нужна профессиональная психологическая помощь, то нормативного документа пока нет. 

Что такое психологическая помощь, кто ее может оказывать? 

Вроде бы понятно, что психологическая помощь — это то, что делает психолог. 

Но правильный ответ: то, что делает психолог, не всегда является психологической помощью, у нас много разных задач. 

Есть люди, кто говорит, что оказывает психологическую помощь, но насколько их деятельность является профессиональной психологической помощью, которая приведет человека к избавлению от того или иного недуга либо улучшит его психологическое благополучие? 

Поскольку степень неопределенности в период коронавируса возросла, имели место не очень приятные перегибы мошенничества псевдопсихологического толка

например, вы заходите на сайт, проходите тесты, после чего неизменно всплывает красная надпись “Срочно обратитесь к профессиональному психологу на этом сайте” и дальше пишется стоимость этой помощи. 

Поэтому разработка законопроекта — это забота о каждом из нас, забота о населении, чтобы у людей было право получать качественную профессиональную психологическую помощь. 

В законе планируется отразить наши обязательства перед тем, кто эту помощь получает, распределение ответственности между участниками этого процесса. 

Например, когда школьный психолог по долгу службы должен общаться со школьниками, он должен иметь представление о родителях, об обстановке в семье. 

И если родитель узнает, что ребенок что-то рассказал, то психолог занимается незаконной оперативно-розыскной деятельностью и попадает под действие другого закона или выполняет свою профессиональную обязанность? 

А что делать психологу с теми данными, которые он узнал, например, о родителях? 

Если эта информация нужна, чтобы психолог поработал с ребенком в школе, то тут вроде понятно, 

а если возникают обстоятельства, которые выходят за рамки традиционной психологической работы и необходимо обращение к другим специалистам или самому родителю? 

Каковы здесь взаимодействия психолога и родителя? 

А если психолог обнаруживает сюжеты, связанные с противоправной историей в отношениях родителей и детей?

Степень неурегулированности иногда из психолога или психиатра делает страшилку и не всегда помогает оказывать в полном объеме психологическую помощь, поэтому это тоже те моменты, которые закон должен закреплять. 

Законопроект вносится не первый раз, будет уже третья попытка: первый вариант вносился еще в конце 90-х, затем была попытка лет пять или семь назад. 

Сейчас профессиональное сообщество договорилось, мы впервые работали над текстом вместе с профессиональными юристами». 

Круглый стол: «Психологическая помощь в Российской Федерации: настоящее и будущее», 22 января 2021 года, МГУ имени М.В. Ломоносова. 

Ключевые слова: психологическая помощь, психологическая культура, психологическая поддержка, психологическое просвещение, психологическое благополучие, психологическая деятельность, школьный психолог.

четверг, 28 января 2021 г.

Валентина Барабанщикова: Закон четко прописывает, с каким образованием психолог может осуществлять свои функции, а с каким нет.


Валентина Владимировна Барабанщикова (доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, руководитель Департамента психологической работы Минобороны России, член-корреспондент РАО) о важности просвещения в деятельности психологов: 

«Совсем недавно я спросила специалиста финансиста: “Как Вы думаете, психологи нужны?” Он сказал: “Конечно, нужны!” 

Тогда второй вопрос: “Как Вы думаете, чем они занимаются?” И это оказался тупик.

Часть психологической работы очевидна, часть — нет. 

Оказывается, что некоторые просто не знают, что можно получить от психолога, какая польза от психолога. 

Федеральный закон диктует определенные направления деятельности, которые являются чисто психологическими, за которые мы отвечаем, в которых мы квалифицированны, которые мы действительно обеспечиваем для граждан. 

И это плоскость просвещения населения, что можно получить, если ты общаешься с психологом, чем он может тебе помочь, а чем не может. 

... Немножечко дополню. Минобороны, Вооруженные Силы не уходили на изоляцию, мы работали в принципе в прежнем режиме, но во многом были лишены привычных средств.

Таких, например, как встречи лицом к лицу, без маски, когда ты четко понимаешь, что с человеком, что просто может поддержать, спасти от каких-то нехороших реакций.

Оказалось, что очень часто нам необходимо пользоваться каким-то дистанционными средствами. 

И вот здесь психологи оказались несколько, так скажем, вне зоны комфорта. 

И особо большое значение приобретает квалификация психолога и те методические средства работы, которыми он владеет или не владеет. 

С этой точки зрения, закон четко прописывает, кем должен быть, а кем не должен быть психолог, какое именно образование у него должно быть. 

С каким образованием он может осуществлять свои функции, а с каким нет. 

Не секрет, что есть созвучные специальности, имеющие другие цели и требования к квалификации специалистов. 

Самый простой пример: «психология служебной деятельности» и «педагогика и психология девиантного поведения», акценты в этих специальностях разные. 

Мы должны четко понимать, что квалификация психологов, которые стоят на этих должностях и реализуют психологическую работу, крайне важна. 

Закон позволит нам защитить тех, кто эту квалификацию имеет, и тех, кто является потребителем помощи или услуги. 

С другой стороны, возрастает методическая роль: что именно можно, нужно, хорошо, надежно, безопасно делать, чтобы психологическое благополучие человека не пошатнулось, а только укрепилось в создавшихся сложных условиях». 

Из выступления В.Барабанщиквой 22 января в рамках экспертной площадки МГУ "Диалог о настоящем и будущем" по теме: "Психологическая помощь: настоящее и будущее" 

В МГУ им. М.В. Ломоносова обсудили проект Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации». 

Ключевые слова: психологическая помощь, психологическое просвещение, квалификация психолога, методические средства работы психолога, образование психолога,

квалификация психолога, психология служебной деятельности, педагогика и психология девиантного поведения, психологическая работа, психологическое благополучие.

Юлия Шойгу: Главный урок пандемии — это осознание высокой потребности в психологическом просвещении.


22 января 2021 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Психологическая помощь в Российской Федерации: настоящее и будущее». 

Участники круглого стола обсудили, как создавался законопроект о психологической помощи, какие вопросы стремилась решить рабочая группа, как пандемия коронавируса повлияла на разработку этого проекта. 

Юлия Сергеевна Шойгу (кандидат психологических наук, заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ): 

«Неслучайно идея создания этого документа зародилась и развивалась внутри Московского государственного университета. 

В какой-то момент возникла осознанная потребность внутри профессионального сообщества определить правила, по которым осуществлялась бы наша профессиональная деятельность. 

Мы обратились к ректору МГУ, и Виктор Антонович Садовничий пошел нам навстречу, был издан нормативный акт о создании рабочей группы юристов и психологов. 

Я вспоминаю, как нам сначала было трудно находить общий язык: нам нужно было учиться переводить психологический язык на юридический и обратно. 

Но чем больше мы работали, тем это становилось интереснее. 

Позже мы поняли, что нескольких психологов, которые участвуют в этой группе, недостаточно, нам на выручку пришло Российское психологическое общество и направило ряд региональных представителей в рабочую группу. 

Таким образом, у нас в рабочей группе оказалась почти вся страна и почти все направления психологической работы. 

Было два основных вопроса, на которые мы хотели ответить этим законом. 

Первый: что такое психологическая деятельность и психологическая помощь? 

Когда мы стали погружаться внутрь этой проблемы, выделять подвиды этой помощи и описывать само поле, оказалось, что это одна из наиболее сложных задач — описать, какие виды помощи может делать специалист, в тех словах, которые были бы понятны и могли трактоваться однозначно. 

Тем самым мы очертили то, что делает психолог, и прочертили границы с тем, чего психолог не делает. 

У нас одна граница проходит с профессиональными сообществами — это специалисты в области социальной поддержки, специалисты в области здравоохранения, охраны психического здоровья. 

А с другой стороны, у нас есть слабо регулируемое поле проведения тренингов, иногда это элементы мошенничества, иногда это сфера услуг, посвященная мистическим и экстрасенсорным возможностям, — и это точно не является психологической помощью.

Второй вопрос касался точного определения взаимных прав и обязанностей участников психологического процесса. 

Что должен делать психолог, чего он не должен делать, на что он имеет право, какую ответственность он несет за свои действия

Что должен делать клиент или получатель психологической помощи, на что он имеет право, за что он несет ответственность? 

Какие есть возможности у заказчика психологической помощи, ведь не всегда человек, который получает помощь, и человек, который является ее инициатором, — это одно и то же лицо? 

Например, родители приводят ребенка на консультацию к специалисту или работодатель считает, что для прохождения на работу соискатель должен пройти психологическое тестирование: у каждой стороны должны быть понятная роль и понятные границы собственной ответственности. 

Мне кажется, что этот документ может нам помочь определить эти границы и начать жить по единым правилам. 

Во время пандемии мы работали совместно с Общенародным фронтом на “горячей линии”, частично забирая на себя звонки, связанные с запросом на психологическую помощь. 

За четыре месяца такой работы было принято более 10 тысяч звонков. Это говорит о том, что этот вопрос очень востребован, он касается большого количества людей. 

При этом ситуация, связанная с пандемией, проявила проблему недостаточной психологической грамотности людей. 

Мы, проанализировав обращения, которые к нам поступали, отметили, что основное количество обращений было связано с тем, что люди были вынуждены поменять свой привычный образ жизни, отчего сильно ухудшилось их психологическое благополучие.

Большинство из нас находились в достаточно комфортных для себя условиях — было тепло, светло, был доступ к средствам массовой информации, доступ к продуктам питания.

Но, тем не менее, мы чувствовали себя плохо, мы боялись, чувствовали тревожность, зачастую не понимая, что происходит, а значит, не зная, что можно сделать, чтобы лучше себя чувствовать. 

Это натолкнуло на мысль, что мы не так хорошо знаем, как устроена наша психическая жизнь, и, как следствие, у нас более скудная палитра тех способов, которыми мы можем улучшить качество жизни. 

Тема психологического просвещения связана с темой закона, потому что это возможность дать людям доступ к корректным психологическим знаниям, способам улучшения своего состояния, способам коммуникации с другими людьми. 

Это большая задача и большой вызов, который стоит перед профессиональным сообществом. 

Главный урок пандемии — это осознание высокой потребности в психологическом просвещении».

Ключевые слова: психологическая помощь, психологическое просвещение, психологическое благополучие, психологический язык, психологическая деятельность, охрана психического здоровья, тренинг, психологический процесс, психологическая грамотность.

среда, 27 января 2021 г.

Конференция: «Психологическая помощь: настоящее и будущее».


В МГУ им. М.В. Ломоносова обсудили проект Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации». 

22 января в рамках экспертной площадки МГУ "Диалог о настоящем и будущем" состоялась дискуссия по теме: "Психологическая помощь: настоящее и будущее".

Мероприятие прошло при участии Юрия Зинченко, декана факультета психологии МГУ, Александра Голиченкова, декана юридического факультета МГУ, Юлии Шойгу, заведующей кафедрой экстремальной психологии; Валентины Барабанщиковой, заведующей лабораторией Психологии труда. 

Психология как наука довольно молода, не сразу была признана психология и как профессия, но непростые и часто меняющиеся жизненные условия всё больше доказывают нам высокую значимость психологии и психологов для общества. 

На экспертной площадке ведущие психологи России рассказали, какие вызовы поставила перед ними пандемия COVID-19, о важности комплексного правового регулирования психологической деятельности, психологического просвещения как основы формирования мировоззрения современного человека и других вопросах. 

Все представленные эксперты были членами междисциплинарной рабочей группы по подготовке федерального законопроекта о психологической деятельности. 

Начал экспертную сессию Александр Константинович Голиченков, декан юридического факультета МГУ, он пояснил, что создание любого законопроекта – работа междисциплинарная. 

Законы пишут не только юристы, в данном случае большую работу в подготовке проекта закона проделали психологии. 

На вопрос модератора встречи Гаяне Михайловны Давидян, доцента кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ, «Нужны ли психологам «нормативные рамки?», Юрий Петрович Зинченко, декан психологического факультета МГУ, ответил: «С одной стороны, есть понятие «психологическая культура». Каждый из нас обладает возможностью оказать психологическую поддержку на бытовом уровне. 

Мы всегда можем сказать близким и доброе слово, и детей по головке погладить, как-то создать благоприятную психологическую атмосферу. 

С другой стороны, когда мы переходим к той ситуации, когда не хватает психологической поддержки, а нужна профессиональная психологическая помощь, то вот здесь так сложилось, что такого нормативного документа нет», - говорит Юрий Зинченко.

Нормативные документы необходимы как для того, чтобы обезопасить граждан от псевдопсихологов, мошенников, так и для того, чтобы разграничить деятельность психолога от деятельности других специалистов в очень близких областях. 

Помимо этого, необходимо понимание, какие права имеет психолог, работающий в различных областях. 

Например, что в праве сделать психолог, который в ходе работы с несовершеннолетним узнал, что родители по отношению к своему ребёнку выполняют какие-либо противоправные действия. 

Эти моменты должны быть прописаны в законе, считает Юрий Петрович. 

Валентина Владимировна Барабанщикова, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, руководитель психологической службы Министерства обороны, поделилась, что многие не знают, чем на самом деле занимаются психологи, чем психолог может помочь, а чем нет. 

«Особое значение приобретает квалификация психолога и те методические средства работы, которыми он владеет или не владеет. 

С этой точки зрения закон, конечно, очень чётко прописывает, кем должен быть, а кем не должен быть психолог: какое образование у него должно быть, с каким образованием он может осуществлять свои функции, а с каким нет. 

Ведь не секрет, у нас, действительно, есть специальности с созвучными названиями, но на самом деле, имеющие разные цели и квалификацию специалистов. 

Самый простой пример – психология служебной деятельности и психология и педагогика девиантного поведения…», - сказала Валентина Владимировна. 

Юлия Сергеевна Шойгу, заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ продолжила: 

«Оказалось, самое сложное описать, какие виды помощи психолог может оказывать и как это описать в тех словах, которые были бы понятны и могли трактоваться однозначно. Тем самым, мы прочертили границы между тем, что психолог делает, и что не делает», - сказала Юлия Сергеевна. 

«Пандемия, конечно, немного задержала нас в этом вопросе, но надеюсь, что поэтапно будем двигаться в сторону появления этого закона, который всем нам облегчит жизнь», - продолжила она. 

Позднее участники экспертной сессии рассказали о специфики работы психологов во время пандемии. 

Так, Юлия Шойгу, как руководитель психологической службы МЧС, поделилась следующим: «Мне кажется, что ситуация связанная с пандемией как никакая другая проблема проявила проблемы, которые можно обозначить как «недостаточная психологическая грамотность». 

Проанализировав те обращения, которые к нам поступали, а их было довольно много, мы отметили, что основное количество обращений связано с тем, что люди вынуждены были поменять свой привычный образ жизни, от этого очень ухудшалось психологическое благополучие. 

<…>.

Поэтому мне кажется, очень важная тема, связанная с темой о законе – психологическое просвещение, возможность дать людям доступ к корректным психологическим знаниям, способам улучшения своего состояния, способам коммуникации с другими людьми. 

Это большая задача, большой вызов, который сейчас стоит перед профессиональным сообществом и который нужно решить…», – говорит Юлия Сергеевна. 

Справочная информация: Проект МГУ "Диалог о настоящем и будущем" стартовал 8 апреля 2020 года. 

В рамках проекта ведущие учёные МГУ выступают с докладами в онлайн-формате, где рассказывают об актуальных вопросах развития науки, технологий, экономики и общества. 

вторник, 26 января 2021 г.

Мобильный центр психологической поддержки ВСУ на Донбассе.


Психологиня пані Оксана рассказала журналисту сетевого издания о том как работает мобильный центр психологической поддержки Вооружённых сил Украины (ВСУ) на Донбассе.

Автор: Надія Царук, 24 января 2021 года. (В изложении).

На Донбассе в районе проведения ООС работает мобильная группа психологической поддержки. В состав мобильного центра входят военный психолог и капеллан, пишет журналист. 



Салон передвижного центра на базе автобуса ISUZU/ Ataman A09216 оборудован таким образом, чтобы создать условия для физического и психологического восстановления и вместе с тем обеспечить уютную и безопасную атмосферу во время психологической работы. 

Чтобы добраться до каждого бойца группировки Нацгвардии Украины в ОТУ "Север", которые круглосуточно несут службу в районе проведения ООС, мобильному центру психологической поддержки пришлось проехать через многочисленные опорные пункты и блокпосты, преодолеть несколько сотен километров дорог Донетчины и Луганщины. 


"Очень важной является совместная и слаженная работа священника и психолога, ведь мы являемся теми, к кому в любое время обращаются военнослужащие с вопросами личного характера. 

Они должны быть уверенными, что получат помощь и поддержку, а это является залогом того, что каждый из них сможет найти и активизировать собственные ресурсы для преодоления всех вызовов, которые предъявляет каждый день военная служба с ее нагрузкам - как физическим, так и психологическими", - рассказала майор Оксана Овсиенко, психолог группы морально-психологического обеспечения.


Во время встречи с военнослужащими, Оксана Овсиенко провела психологическую диагностику бойцов, определила, кто из них получил психологическую травму во время выполнения служебно-боевых задач и оказала помощь тем, которые в ней нуждались.

Бойцы ежедневно несут службу на объектах в бронежилетах, что приводит к неприятным последствиям: начинает болеть шея, плечи или спина. 

Чтобы снять или хотя бы облегчить это физическое и психологическое напряжение, нужно выполнять специальные приемы из дыхательных техник, психогимнастики, медитации. 

Благодаря мобильному центру каждый боец лично попробовал эти упражнения, кроме того, попрактиковался оказывать подобную помощь своим сослуживцам, пишет журналист. 


"Эти навыки помогут всегда быть в тонусе, а главное, что это упражнение можно выполнять самостоятельно, помогая друг другу", - рассказала психолог.

Не каждый человек может словами выразить свои заботы, поэтому с бойцами провели специальное занятие, на котором предложили нарисовать первое, что взбредет в голову (прим. - так в тексте). 

И уже по этим рисункам психолог диагностировала то, с чем можно работать, о чем военнослужащий не хочет или не может сказать. 


Під час зустрічі з хлопцями, пані Оксана провела психологічну діагностику бійців на предмет психологічного травматизму під час виконання службово-бойових завдань та надала допомогу тим гвардійцям, які її потребували. 

Бійці щоденно несуть службу на об’єктах у бронежилетах, що призводить до неприємних наслідків: починає боліти шия, плечі чи спина, тобто відчувається дискомфорт, тому хлопці випробували на собі прийоми для зняття фізичного та психологічного напруження шляхом відпрацювання дихальних технік, психогімнастики, медитації тощо. 

Кожен гвардієць особисто спробував вправу, крім того бійці попрактикувались надавати подібну допомогу своїм побратимам. 

 «Ці навички допоможуть завжди бути у тонусі, а головне, що цю вправу можна виконувати самостійно, допомагаючи один одному», - розповіла психологиня.


Як зазначила пані Оксана, не кожна людина може словами висловити свої турбування, але ж вона може про це написати або намалювати. 

Тому бійцям було запропоновано зобразити перше, що їм спаде на думку, а вже після діагностувати те, з чим можна працювати, про що військовослужбовець не хоче або не може сказати. 

Паралельно з психологом для задоволення духовних потреб гвардійців з ними працює капелан.


Параллельно с психологом для удовлетворения духовных потребностей бойцов работает капеллан, пишет журналист. 

Отец Дионисий, военный священник группировки НГУ в ОТУ "Север" пояснил, что почти в каждом месте, где несут службу бойцы, есть небольшой уголок, куда они могут прийти и помолиться.

Бойцы нуждаются и в более квалифицированной духовной поддержке.

В зону ответственности ОТГ «Север» прибыла мобильная группа психологической поддержки.


На Донбасі в районі проведення ООС працює мобільна група психологічної підтримки, яка може прибути до бійців не лише у пункт постійної їхньої дислокації, а й на будь-яку позицію. 

До складу цього мобільного центру входять військовий психолог та капелан.

В связи с низким уровнем морально-психологического состояния военнослужащих ВСУ, по указанию командующего «ООС» с 20 января в зону ответственности ОТГ «Север» прибыла мобильная группа психологической поддержки.

В состав группы кроме военных психологов, входит капеллан. 

По информации источника в штабе ОТГ «Север», по результатам проверки 92 омбр ВСУ выявлено, что 112 военнослужащих должны быть отстранены от выполнения задач с оружием.

Ещё восьмерым настоятельно рекомендовано стационарное лечение у психиатра.

До 30 января мобильная группа военных психологов ВСУ посетит все соединения и воинские части группировки. 


По данным разведки, за период с 16 по 22 января 2021 года в соединениях и частях ОТГ «Восток» небоевые потери составили семь человек — двое военнослужащих погибло, пятеро получили ранения, из них: 

♦ 16 января обнаружено тело военнослужащего 3-го батальона 28-й омбр в реке Лозовая в районе н. п. Красногоровка; 

♦ 17 января в результате личной неосторожности получил травму военнослужащий 36-й бригады рядовой Барбул; 

♦ 18 января в результате неосторожного обращения с оружием в состоянии алкогольного опьянения получил огнестрельное ранение военнослужащий 18-го батальона 25-й бригады ефрейтор Медведев. 

В этот же день в автомобиле ЗИЛ-131 обнаружен труп военнослужащего 501-го батальона 36-й бригады в районе н. п. Ломакино, предварительная причина смерти — отравление угарным газом; 

♦ 20 января в результате конфликта с сослуживцем огнестрельное ранение получил военнослужащий 2-го батальона 53-й бригады рядовой Ладога; 

♦ 21 января в результате нарушений требований безопасности при эксплуатации техники двое военнослужащих получили ожоги различной степени тяжести, уничтожена БМП.

четверг, 21 января 2021 г.

Армия в кадре. Военный психолог Каспийской флотилии на учениях.


На календаре только четверг, а я уже порядком подустал. Волна пред и после новогодних обращений накрыла с головой. 

Тут и проблемы с увольнением по организационно-штатным мероприятиям, и выплаты по приказу МО РФ 2010 года №1010, и премирование гражданского персонала из экономии фонда заработной платы. 

Почему-то, многие полагают, что есть некий фонд экономии заработной платы.

А ещё пришлось разбираться с тарифами ЖКХ на тепловую энергию. 

Изучить ст.222 Гражданского кодекса РФ по сносу самовольных построек и ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ о порядке исполнения судебных решений.

Организовывать поиск необходимых данных в архивах, писать обращения главам администраций. 

Общаться с юристами, экономистами, финансистами, кадровиками, работниками военкоматов, работниками архивов и даже с бывшей коллегой, а ныне психологом медицинского центра. 

Многое узнал. Допустим, как можно решением суда "стрясти деньги" со своего бывшего работодателя, будучи уволеным по ОШМ с нарушениями. 

И что, для получения материальной помощи, надо приложить достаточное количество подтверждающих документов начиная со свидетельства о рождении. 

И такая помощь выплачивается только раз в год в размере двух окладов и не более, но на безрыбье и рак рыба. 

Полагаю, что отдохну и в субботу брошу на блог что-нибудь интересное. 

А сейчас Армия в кадре. 

На фото военный психолог Каспийской флотилии на специальных учениях по военно-политической работе "Сплочённость-2020". Август 2020 года. 

Источник: Facebook Минобороны РФ.

вторник, 19 января 2021 г.

Прошедшим войну сложно вернуться к нормальной жизни.


Реабилитация людей, прошедших через все тяготы и ужасы войны, а некоторые - еще и плена, может быть длительной, и помощь окружающих в этом смысле играет важную роль. 

БАКУ, 7 янв — Sputnik, Ирада Джалилова. Некоторое время назад азербайджанские военнослужащие, попавшие в плен в ходе 44-дневной войны, были возвращены в Азербайджан. 

Большинство из них прошли курс лечения и уже находятся дома, с родными. 

Но очевидно, что все пережитое в плену надолго останется в их памяти, и для многих период реабилитации и возвращения к нормальной жизни будет непростым. 

Сложным он станет для солдат и офицеров, которые в эти дни продолжают возвращаться домой с войны. 

Психолог Рамин Гаджиев после окончания войны работает с ветеранам и потому хорошо знает, что им пришлось пережить. 

По его словам, освободившиеся из плена военнослужащие пережили двойную травму. 

"Они пережили тяготы и ужасы войны, а потом подверглись пыткам противника. 

Пытки, которым они подвергались в плену, помимо прочего, оказывают тяжелое психологическое воздействие", - сказал он Sputnik Азербайджан. 

По словам психолога, случаев панических атак у ветеранов с психологическими травмами не зарегистрировано. 

Они чаще впадают в затяжную депрессию, у них наблюдается чувство безысходности. 

Они не верят, что поправятся. 

Ранения у многих достаточно тяжелые, лечение занимает много времени, приходится проводить по несколько операций, отметил Гаджиев. 

При этом операции эти проводятся в несколько этапов, нужно время на восстановление организма. 

Все это оказывает психологическое влияние на них, они уже не верят в свое выздоровление. 

Некоторые ветераны получили контузию, их жалобы носят иной характер, продолжает психолог. 

Непосредственного повреждения от взрыва мозг не получает, но это оказывает влияние на нервную систему. 

Из-за воздействия большой волны человек переживает посттравматический шок. 

В таких случаях у людей наблюдаются нарушение памяти, умственная отсталость, мозг перестает активно функционировать. 

"Нашим ветеранам от 18 до 40 лет. 

 Этот возраст - самая активная фаза их жизни. 

Однако из-за полученных ранений они оказались надолго прикованными к постели. 

Когда человек прикован к постели, это в любом случае влияет на его психику", - говорит психолог. 

Многим раненым устанавливают аппарат Илизарова, а после данной операции у больных наблюдаются длительные ноющие боли и нарушение сна. 

Кроме того, у освобожденных из плена часто наблюдаются вторичные инфекции: "Людей, которые попали в плен ранеными, вовремя не лечат, в ранах развиваются инфекции. 

Все это приводит к ампутации конечностей, что, в свою очередь, является для них в том числе большой психологической травмой". 

По словам эксперта, реабилитация этих людей занимает много времени, но в любом случае каждый должен чувствовать, что он не один. 

Окружающие должны сделать все возможное, чтобы их поддержать.

© AFP 2020 / BULENT KILIC 

понедельник, 18 января 2021 г.

Самоубийства военных - участников второй Карабахской войны.


Следователи выясняют причины суицида. 

Военнослужащий Мусаев вследствие закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения мозга страдал психическими расстройствами, от которых проходил лечение в медучреждении Минобороны Азербайджана. 

БАКУ, 7 янв — Sputnik. Возбуждено уголовное дело по факту самоубийства военнослужащего, 36-летнего Мусаева Вюсала Эльдар оглы в отделении психиатрии Главного клинического госпиталя министерства обороны, сообщили Sputnik Азербайджан в Генеральной прокуратуре АР. 

По данным ведомства, Мусаев 29 сентября 2020 года, находясь на территории села Гюлюстан Гёранбойского района, получил закрытую черепно-мозговую травму вследствие взрыва, после чего был госпитализирован с диагнозом сотрясение мозга. 

6 января 2021 года военнослужащий сверхсрочной службы Мусаев, находясь в больнице на лечении, совершил суицид через повешение. 

Ещё 30 декабря близкие Мусаева писали в социальной сети Facebook о тяжелых психических расстройствах военнослужащего, находящегося на лечении. 

Уголовное дело инкриминируется по статье 125 (доведение до самоубийства) Уголовного кодекса АР, указали в Генпрокуратуре республики. 

Другой демобилизованный азербайджанский военнослужащий Юнис Мансуров покончил жизнь самоубийством на третий день после возвращения домой. 

Группа турецких психологов уже прибыла в Азербайджан для оказания помощи военнослужащим с посттравматическим синдромом. 

Как сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС) АР, в процессе реабилитации будут задействованы 20 иностранных специалистов. 

К помощи турецких специалистов было решено прибегнуть после случаев суицидов среди демобилизованных военных, участвовавших во второй Карабахской войне. 

Читать далее: 


Фото: © Sputnik / Ilham Mustafa

воскресенье, 17 января 2021 г.

Участникам второй Карабахской войны требуется долговременная интенсивная реабилитация.

Солдаты армии Азербайджана страдают диссонативными, посттравматическими стрессовыми расстройствами, депрессиями. Обычная помощь по телефону бессильна в случае с людьми, которые перенесли военную травму.

БАКУ, 12 янв — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Директор Центра психического здоровья Минздрава Азербайджана Фуад Исмайлов приветствовал приезд в Азербайджан турецких психологов. 

В Турции имеется немалый опыт работы с военными - участниками боевых действий в горячих точках, в том числе в Сирии. 

"Будет отлично, если они поделятся опытом работы с такими людьми. Это очень хорошая практика. Хотя у нас тоже есть специалисты, которые учились в Англии, Франции, Германии", - отметил Исмайлов. 

Он рассказал, что суициды среди бывших военных - не редкость. 

В состоянии психоза, у человека в 50 раз возрастает вероятность совершить самоубийство. 

В Азербайджане, в сложившейся ситуации следует избегать временных кампаний помощи участникам войны - необходимо организовать поэтапную реабилитационную работу с ними. 

"Это - новая система помощи. Она специфическая для Азербайджана. 

Это не традиционная психиатрическая или психологическая помощь. Нужно работать со специфическим контингентом со специфическими проблемами", - подчеркнул глава Центра. 

Люди, получившие военные травмы, не считают себя больными, поэтому их нельзя помещать в психиатрические лечебные заведения. 

В то же время, в этой ситуации бессильны всевозможные телефонные "горячие линии". 

Службы телефонной поддержки, действующие при министерстве труда и социальной защиты населения, министерстве здравоохранения, МЧС, являются всего лишь вспомогательным инструментом. 

Нельзя переоценить их значение, но обычная помощь по телефону бессильна в случае с людьми, которые перенесли военную травму, считает врач. 

Важна очная и достаточно долговременная работа с пациентами. 

Участники войны, больше нуждаются в психо-социальной помощи, нежели медикаментозной. 

Транквилизаторы бессильны там, где люди, прошедшие войну, сталкиваются с социальной адаптацией. 

Многие военнослужащие потеряли части тела, стали нетрудоспособными, нуждаются в назначение пенсий, в продолжении учебы. 

"Здесь следует решать целый комплекс вопросов, и психиатрический компонент не самый главный", - считает Исмайлов, который в первую очередь предлагает решить бытовые проблемы участников войны, и только в самых крайних случаях привлекать к лечению психиатров. 

Так, 60 из 100 человек, после полученной социальной поддержки, в другой помощи более не нуждаются. 

Оставшимся 40 понадобятся групповые занятия, психотерапия. 

Именно для последних следует создавать учреждения по оказанию долговременной интенсивной реабилитации. Здесь помощь должна оказываться не одним специалистом, а командой: психолог, социальный работник, медсестра, психиатр, невропатолог. 

А тем временем, в сам Центр психического здоровья ежедневно продолжают обращаться участники войны. 

Жалобы у них разные: бывшие солдаты страдают диссонативными, посттравматическими стрессовыми расстройствами, депрессиями, травматическими поражениями головного мозга. 

Многих из них удается вернуть к нормальной жизни, с остальными придется работать еще долгие годы.

Читать далее: 


Фото: © Sputnik / Aleksey Kudenko

Турецкие психологи помогут азербайджанским военнослужащим с посттравматическим синдромом в процессе реабилитации.


БАКУ, 12 янв — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Группа турецких психологов прибыла в Азербайджан для оказания помощи военнослужащим с посттравматическим синдромом. 

Как сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС) АР, в процессе реабилитации будут задействованы 20 иностранных специалистов. 

К помощи турецких специалистов было решено прибегнуть после нескольких случаев суицидов среди демобилизованных военных, участвовавших во второй Карабахской войне.

7 января в Генеральной прокуратуре АР было возбуждено уголовное дело по факту самоубийства военнослужащего - 36-летнего Мусаева Вюсала Эльдар оглу в отделении психиатрии Главного клинического госпиталя министерства обороны в Баку. 

По данным ведомства, Мусаев 29 сентября 2020 года, находясь на территории села Гюлюстан Геранбойского района, получил закрытую черепно-мозговую травму вследствие взрыва, после чего был госпитализирован с диагнозом сотрясение мозга. 

Военнослужащий сверхсрочной службы 6 января 2021 года, находясь в больнице на лечении, совершил суицид через повешение. 

Другой военнослужащий - демобилизованный Юнис Мансуров покончил жизнь самоубийством на третий день после возвращения домой. 

Приезд в Азербайджан турецких психологов только приветствуется, сказал директор Центра психического здоровья Минздрава Азербайджана Фуад Исмайлов, комментируя новость. 

В Турции имеется немалый опыт работы с военными - участниками боевых действий в горячих точках, в том числе в Сирии. 

"Будет отлично, если они поделятся опытом работы с такими людьми. Это очень хорошая практика. Хотя у нас тоже есть специалисты, которые учились в Англии, Франции, Германии", - отметил Исмайлов. 

Он рассказал, что суициды среди бывших военных - не редкость. 


Фото: © Sputnik / Aleksey Kudenko

Курсанты факультета психологии Военного университета прошли стажировку на Каспийской флотилии.


В соединениях и воинских частях Каспийской флотилии (КФл) впервые прошли войсковую стажировку курсанты факультета психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. 

Прохождение войсковой стажировки – это полезный опыт для курсантов перед выпускными экзаменами, сообщает пресс-служба Южного военного округа.

Будущие офицеры-психологи приобрели знания, умения, навыки, практику деятельности на должностях начальников групп психологической работы. 

В ходе войсковой стажировки курсанты проводили психологическое консультирование военнослужащих, а также их семей, профессионально-психологический отбор граждан, поступающих на военную службу по контракту. 

Обрабатывали полученную информацию, писали психологические заключения, проводили психологические тренинги с личным оставом в подразделениях. 

Провели эмпирические исследования для выпускной квалификационной работы. 

Войсковая стажировка курсантов проводится в целях приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний.

Психологическая подготовка военнослужащих десантно-штурмовых подразделений Камышинского соединения ВДВ.


В целях формирования у военнослужащих Камышинского соединения Воздушно-десантных войск (ВДВ) высокого уровня психологической готовности и устойчивости к выполнению боевых и учебно-боевых задач, применяются инженерные средства имитации, дымовые шашки и холостые боеприпасы, сообщает сайт Минобороны РФ. 

На полигоне Камышинский в Волгоградской области проведено тактическое учение с подразделениями десантно-штурмового батальона со средствами усиления Камышинского отдельного гвардейского десантно-штурмового Донского казачьего соединения ВДВ. 


С получением сигнала учебной тревоги личный состав десантно-штурмовых подразделений провел комплекс мероприятий по приведению в высшие степени готовности.

На штатной технике совершил выход подразделений в указанный район, где провел комплекс мероприятий по расположению на местности, подготовке и обустройству базового лагеря, а также организации его охраны и обороны. 

В ходе учения десантники отработали вопросы ведения оборонительного боя десантно-штурмовыми подразделениями с решением комплекса учебно-боевых задач, включающих в себя выход подразделений на оборонительные позиции, занятие выгодного рубежа и совершение маневра подразделениями. 


В ходе практической отработки вопросов по уничтожению противника и удержания оборонительных позиций в целях создания условий для наступления основных сил соединения 

проведен этап боевой стрельбы из стрелкового оружия и вооружения боевых машин БМД-2КА-У, танков Т-72Б3, стрелкового оружия, гранатометов и снайперского вооружения. 

Мероприятие проводилось в соответствии с планом боевой подготовки соединения на 2021 год и имело цель проверить готовность десантно-штурмовых подразделений к выполнению задач по предназначению. 


В целях формирования у военнослужащих уровня психологической готовности и устойчивости к выполнению учебно-боевых задач, в ходе тактического учения применялись инженерные средства имитации, дымовые шашки и холостые боеприпасы. 

Всего в учении было задействовано более 500 человек личного состава и 40 единиц боевой и специальной техники, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.

пятница, 15 января 2021 г.

Есть мнение. Проблемы военно-гуманитарной подготовки в вузах командного профиля.


13 октября 2017 года на блоге опубликована информационная заметка о том, что Военном университете прошёл межвузовский методический семинар, на котором обсуждались вопросы военно-гуманитарной подготовки в военных учебных заведениях.

Прошло три года и 31 декабря 2020 года данное сообщение было прокомментировано.

Привожу полный текст комментария ниже.   

КОММЕНТАРИЙ:

Три года (прим. - с 2017 года) прошло, а проблема осталась. 

Проблема - необоснованное раздувание требований к минимуму содержания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для вузов командного профиля. 

На примере дисциплины "Психология и педагогика". 

После 2017 года в вузы спущено уже третье изменение этих требований в сторону их дополнения. 

Между тем время на их выполнение в учебных планах составляет 2 з.е., т.е. 48 аудиторных часов на два раздела: психология - 24 часа и педагогика - 24 часа. 

"Требования" обязывают включить в программу 8 позиций "знать" и 6 позиций "уметь".

Рекомендуемый объем учебного материала (раздела, темы, группы тем), необходимого для освоения одной целевой установки дисциплины, зависит от требуемого уровня усвоения учебного материала и может составлять от 4–10 часов (уровень «знать») до 12–20 часов и более (уровни «уметь», «владеть», «иметь опыт (навык)».) 

Итого по минимуму - 8*4=32 часа плюс 12*6=72 часа. Всего - 104 часа. 

Но это только военно-профессиональная составляющая программы. 

А ведь есть ещё общая психология и педагогика в соответствии с ГОС ВО. 

Итого аудиторной нагрузки требуется больше 200 часов, которые в учебный план не заложены. 

Вызывает недоуменные вопросы и содержание требований. 

Например: уровень "знать"- "обязанности должностных лиц по пресечению нарушений правил уставных взаимоотношений...; 

содержание и методы психолого-педагогической работы по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...;

особенности общей, специальной и целевой психологической подготовки военнослужащих;

особенности психологических состояний и признаки боевой психической травмы; 

методику индивидуальной работы с личным составом. 

Уровень "уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач; 

организовывать психологическую подготовку военнослужащих в ходе учебно-боевой деятельности подразделения (части) ...;

применять методы и инструменты целенаправленного психолого-педагогического воздействия на формирование личности военнослужащих с учетом их социальных, возрастных и национальных особенностей; 

распознавать и противодействовать негативному информационно-психологическому воздействию... 

Здесь налицо проблематика дисциплины "Военно-политическая работа", которая является военно-профессиональной.

Например, "профилактика неуставных взаимоотношений", "методика индивидуально-воспитательной работы", "методы и инструменты ... с учётом ... особенностей". 

Кроме того, "работа со стрессами", организация психологической работы и подготовки" - это вообще работа психолога, но не командира! 

Поэтому формально, по военному включить всё это в программу и доложить, что исполненной - это одно. 

Но ведь фактически это невыполнимая и глупая затея - готовить командира "как психолога" да и ещё за 48 часов, т.е. в условиях отсутствия положенного на то учебного, контактного времени.


Фото Минобороны РФ.

p.s. "Уметь" - работать с острыми стрессовыми реакциями в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач ... это вообще работа психолога, но не командира! 

Надо полагать, что работа психолога в условиях выполнения боевых и учебно-боевых задач не предполагается ... 

Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!..» и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик ...


Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!..» и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед. 

14 января свой день рождения отметил финалист V Всеармейского конкурса специалистов психологической работы в Севастополе войсковой психолог Абдувахоб Вахидов! С чем мы его тепло и сердечно поздравляем! 

Благодаря многочисленным публикациям в сети Интернет, Абдувахоб вошел в историю психологической службы тем, что вынес положительный вердикт как психолог, на призыв Ёжика в Тумане из одноимённого мультфильма на военную службу. 

Про это написали Интерфакс, Независимое военное обозрение в заметке "Тыловой ёжик", Московский комсомолец, ТВ Звезда и так далее со ссылкой на пресс-службу Центрального военного округа (ЦВО). 

"На одном из этапов состязаний (прим. - конкурса психологов ЦВО) конкурсанты должны были проанализировать состояние персонажа мультфильма "Ёжик в тумане". 

Исходя из особенностей характера ёжика, которые психологи рассматривали сквозь призму художественной мысли режиссера мультфильма, строились заключения, объясняющие его поведение в тех или иных обстоятельствах", - говорится в сообщении пресс-службы ЦВО, поступившем в "Интерфакс-АВН". 

«Если я не буду протирать звезды каждый вечер» — думал ёжик — «они обязательно потускнеют…» 

В ходе конкурса психологов ЦВО, информировал штаб округа "звучали различные идеи о комплексах главного героя, о мотивациях и апатии, одиночестве". 

"По версии А.Вахидова, индивидуальная особенность ёжика определяется его своеобразным восприятием действительности, которому пытаются следовать и другие персонажи мультфильма", - говорилось в сообщении. 

Сам Абдувахоб о своих умозаключениях рассказал следующее: "Проводя аналогию персонажа мультфильма с человеком, мной рассматривались три этапа переживания стресса - момент попадания в критическую ситуацию, эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение. 

Если рассматривать ёжика как потенциального военного можно заключить, что к службе в армии он годен. 

Более того, можно с уверенностью сказать, что он мог бы быть направлен на службу в подразделения обеспечения". 

"Мной установлено, что он надежен, предан своему делу, легко обучаем, справляется с поставленными задачами", - цитировала А.Вахидова пресс-служба. 

"Ёжик в тумане" - мультипликационный фильм режиссера Юрия Норштейна, который выпущен студией "Союзмультфильм" в 1975 году. 

В 2003 году "Ёжик в тумане" был признан лучшим мультфильмом всех времен по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. 

Образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми, у некоторых авторов они приобрели символическое значение. 

- А интересно, - подумал Ёжик, - если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?

Интересно, а что вы думаете по этому поводу?

В 2021 году Военный университет проводит набор девушек на специальность «Психология служебной деятельности».


15 января. За окном метёт метель и порывы ветра ломают ветки деревьев, устоявших после ледяного дождя, а это значит есть время сделать парочку постов на блоге. 

Как оказалось, не только мы с вами, но и в Военном университете посмотрели информационный сборник Минобороны России "Армия в цифрах 2020", о чем проинформировал сайт военного ведомства. 

В разделе, посвященном итогам деятельности органов военного управления, подчиненных заместителю Министра обороны Российской Федерации – начальнику Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации, отмечено, 

что в Военном духовно-просветительском центре, входящем в штат Военного университета, впервые по программам дополнительного профессионального образования организована подготовка: 

180 специалистов военно-политической, психологической работы и помощников командиров воинских частей и соединений по работе с верующими военнослужащими; 

800 специалистов младшего медицинского персонала – сестер и братьев милосердия.

Первый выпуск из Военного духовно-просветительского центра уже состоялся.

Двухмесячное повышение квалификации прошли 20 военных психологов и 19 военных священников, информирует сайт Военного университета. 

В сборник «Армия в цифрах 2020» также включена информация о первом наборе девушек на военную специальность «Психологическая работа». 

Сайт Военного университета цифру набора не называет, хотя на сайте Минобороны РФ она есть - 15 человек. 

Военный университет осуществляет подготовку курсантов по семи направлениям: «Психология служебной деятельности», «Экономическая безопасность», «Перевод и переводоведение», «Военная журналистика», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Дирижирование военным духовым оркестром». 

В 2021 году набор девушек планируется по трем специальностям: «Психология служебной деятельности», «Экономическая безопасность», «Перевод и переводоведение». 

Надо полагать, что со временем (в 2025 - 2026 годах) женщины психологи в офицерских погонах потеснят на должностях начальников групп психологической работы мужчин. 

А с уходом выпускниц Военного университета в декретные отпуска, их должности зависнут, возможно года на три. 

Ибо, на декретные должности гражданского персонала принимать на работу специалистов можно, а на должности замещаемые военнослужащими женщинами нельзя. 

Хотя, кого сейчас интересует, что будет с кадрами психологов в 2025 году? 

Фото Минобороны РФ.

вторник, 12 января 2021 г.

Армия в цифрах. 2020. Образовательная деятельность.


Ежегодный сборник "Армия в цифрах. 2020". Станица 113. 

Итоги деятельности органов военного управления, подчинённых Заместителю Министра обороны Российской Федерации - Начальнику Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации. 

Образовательная деятельность. 

Впервые проведён набор кандидатов женского пола на военную специальность "Психологическая работа" - 15 человек. 

Справочно. На 2021 год в Военный университет МО РФ объявлен набор по 7 (семи) специальностям, в т.ч: 

37.05.02 «Психология служебной деятельности», квалификация «Психолог»; 

44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», квалификация «Социальный педагог».  

На 2021 год по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» вместо вступительного испытания по математике введено вступительное испытание по обществознанию. 

Увеличено минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний. 

Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»: 

русский язык – 40 баллов; 
биология – 39 баллов; 
обществознание – 45 баллов. 

Расширен перечень индивидуальных достижений (всего 14 пунктов), учитываемых при приеме на 1-й курс: 

наличие личной книжки волонтера при условии, что кандидат имеет не менее 150 часов работы добровольцем – 3 балла; 

наличие диплома победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» – 5 баллов.

Для проверки сведений, полученных при социально-психологическом изучении кандидатов, в целях выявления факторов риска, препятствующих прохождению военной службы, проводится опрос (психофизиологическое обследование) с использованием полиграфа.