Страницы

четверг, 28 января 2021 г.

Валентина Барабанщикова: Закон четко прописывает, с каким образованием психолог может осуществлять свои функции, а с каким нет.


Валентина Владимировна Барабанщикова (доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, руководитель Департамента психологической работы Минобороны России, член-корреспондент РАО) о важности просвещения в деятельности психологов: 

«Совсем недавно я спросила специалиста финансиста: “Как Вы думаете, психологи нужны?” Он сказал: “Конечно, нужны!” 

Тогда второй вопрос: “Как Вы думаете, чем они занимаются?” И это оказался тупик.

Часть психологической работы очевидна, часть — нет. 

Оказывается, что некоторые просто не знают, что можно получить от психолога, какая польза от психолога. 

Федеральный закон диктует определенные направления деятельности, которые являются чисто психологическими, за которые мы отвечаем, в которых мы квалифицированны, которые мы действительно обеспечиваем для граждан. 

И это плоскость просвещения населения, что можно получить, если ты общаешься с психологом, чем он может тебе помочь, а чем не может. 

... Немножечко дополню. Минобороны, Вооруженные Силы не уходили на изоляцию, мы работали в принципе в прежнем режиме, но во многом были лишены привычных средств.

Таких, например, как встречи лицом к лицу, без маски, когда ты четко понимаешь, что с человеком, что просто может поддержать, спасти от каких-то нехороших реакций.

Оказалось, что очень часто нам необходимо пользоваться каким-то дистанционными средствами. 

И вот здесь психологи оказались несколько, так скажем, вне зоны комфорта. 

И особо большое значение приобретает квалификация психолога и те методические средства работы, которыми он владеет или не владеет. 

С этой точки зрения, закон четко прописывает, кем должен быть, а кем не должен быть психолог, какое именно образование у него должно быть. 

С каким образованием он может осуществлять свои функции, а с каким нет. 

Не секрет, что есть созвучные специальности, имеющие другие цели и требования к квалификации специалистов. 

Самый простой пример: «психология служебной деятельности» и «педагогика и психология девиантного поведения», акценты в этих специальностях разные. 

Мы должны четко понимать, что квалификация психологов, которые стоят на этих должностях и реализуют психологическую работу, крайне важна. 

Закон позволит нам защитить тех, кто эту квалификацию имеет, и тех, кто является потребителем помощи или услуги. 

С другой стороны, возрастает методическая роль: что именно можно, нужно, хорошо, надежно, безопасно делать, чтобы психологическое благополучие человека не пошатнулось, а только укрепилось в создавшихся сложных условиях». 

Из выступления В.Барабанщиквой 22 января в рамках экспертной площадки МГУ "Диалог о настоящем и будущем" по теме: "Психологическая помощь: настоящее и будущее" 

В МГУ им. М.В. Ломоносова обсудили проект Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации». 

Ключевые слова: психологическая помощь, психологическое просвещение, квалификация психолога, методические средства работы психолога, образование психолога,

квалификация психолога, психология служебной деятельности, педагогика и психология девиантного поведения, психологическая работа, психологическое благополучие.

1 комментарий:

  1. Статья по существу. Но ответа кто такой военный психолог. Ответа не дала. На должностях в Армии 90 процентов психологов женщины вообще не понимающие что такое армия гражданский персонал.

    ОтветитьУдалить